Воспитывающие цели:
- совершенствовать языковую культуру учащихся;
- воспитывать синтаксическую зоркость, чувство языка;
- прививать бережное отношение к слову, воспитывать культуру речи.
Развивающие цели:
- развивать языковые способности учащихся по построению предложения, текста;
- развивать образное мышление и творческие способности;
- аргументировать свои ответы.
Образовательные цели:
- осмысление уже известных знаний, выработка умений по их применению;
- закрепление материала по теме Синтаксис;
- приобретение и расширение знаний по теме «Изобразительные средства».
Задачи урока:
- развивать умение работать с схемами, таблицами;
- научиться находить тропы;
- закрепить умение анализировать текст;
- совершенствовать навыки правописания.
Оборудование:
- компьютер,
- медиа-проектор.
(Класс разделен на 5 групп)
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнем урок, друзья!
II. Актуализация знаний
1). Ребята, сегодня нам предстоит интересная работа в группах. Первое наше задание - ответить на вопрос, какие ассоциации у вас вызывает слово тропы и заполнить кластер.
Рисуем кластер. Ребята называют слова, учитель заполняет кластер. (2 минуты)
2) Выберите из данного кластера 2 слова. Запишите их на своем листе, составьте с ним словосочетание, определите его вид и по возможности тип связи. Поделитесь своими примерами в группе.
Каждой группе представить по одному словосочетанию. (Указать тип связи и вид словосочетания)
3) Составить с данным словосочетанием простое предложение (2 минуты):
- 1-я группа распространяет его обстоятельством (свой пример).( Найти дорогу в лесу было трудно) - 2-я группа осложняет вводным словом. (К счастью, мы двигались правильно)
- 3-я группа осложняет сравнительным оборотом. (Наша дорога, словно лента)
- 4-я группа распространяет дополнением. (Гулять в лесу по дорожке)
- 5-я группа осложняет данное предложение однородными членами предложения.
Составленные предложения ученики читают по 1 - от группы.
4) Что объединяет все ваши предложения? (О чем они?)
Учитель: В этих предложениях прослеживается мотив движения, пути, поиска…
Для чего нам нужна человеку дорога?(движение)
(идти, двигаться вперед, к цели)!
И мы с вами продолжаем свое движение!
Можно сказать, что слова дороги и тропы являются синонимами?
III. Изучение новой темы
1) Ознакомимся со значением слова тропы в разных словарях.
2). Чем интересно слово тропы? (Многозначное)
Так о каких тропах мы будем с вами говорить? О оборотах речи!!!
3) Итак, кто определит тему сегодняшнего урока? («Изобразительные средства выразительности»)
4) Цель нашего урока? Отвечают ребята. Находить тропы и определять их роль в тексте.)
Посмотрите на экран, назовите те тропы, которые уже вам знакомы.
IV. Динамическая пауза
V. Закрепление материала
1. Задание для каждой группы. Откройте конверты желтого цвета и выполните задание.
Работа в группах (10 минут.)
2. Выполни задания.
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет.
Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)
Динамическая пауза
VI. Включение изученного в систему знаний
А теперь подведем итог нашей работе и заполним личностную карточку. В левом столбике записаны все понятия, с которыми велась работа на уроке. В зависимости какой вы выбираете для себя ответ вы ставите знак + во второй, третий или четвертый столбик. А теперь оценим работу. Посчитайте количество + в каждом столбике.
VII. Рефлексия
ДЗ: Подготовиться к контрольному диктанту.
Группа 1
Внимательно прочитай!
Правило |
Пример к правилу |
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. |
Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); |
2. Выполни задание.
А) Объясни, что такое метафора. Найди в тексте метафору. Какова ее роль в данном предложении?
Б) Нарисуй схему 1, 3 предложения.
В) Выпиши два глагольных словосочетания.
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно.Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил
Группа 2
1. Внимательно прочитай!
Правило |
Пример к правилу |
Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. |
В смертельном обмороке бледная река Робко месяц смотрит в очи, |
2. Выполни задания
А) Объясни, что такое олицетворение. Его роль в данном тексте?
Б) Выразительно прочитай стихотворение. Найди в нем олицетворение.
В) Подчеркни грамматическую основу в 1 предложении, нарисуй схему данного предложения.
Г) Найди однородные члены предложения, каким членом предложения являются в данном предложении.
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струёй:
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеётся над тобой
(Ф.И.Тютчев)
Группа 3
1. Внимательно прочитай!
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ. Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок) В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
|
2.Выполни задания
А) Что такое эпитет, какова его роль в тексте?
Б) Прочитай стихотворение , найди в нем эпитеты. Какова их роль в этом тексе?
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой
В) Сделать синтаксический разбор 1-го предложения.
Г) Выпиши все именные словосочетания.
Группа 4
1. Внимательно прочитай
Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Используется гипербола для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Например: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» (М.Ю.Лермонтов). Или у Н.В.Гоголя: «Шаровары, шириной в Черное море»; «Рот величиной в арку Главного штаба».
Гипербола позволяет автору показать читателю самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета. |
2. Выполни задание
А) Прочитай выразительно стихотворение
Б) Найди гиперболу в тексте. С какой целью автор использует гиперболу?
Нарисуй схему 2 предложения, дай характеристику этому предложению.
Робин-Бобин
Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился натощак.
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен —
Да еще и недоволен!
Группа 5
А) Ознакомься с информацией и ответь, что такое сравнение и какова его роль?
Б) Прочитай внимательно текст . Найди сравнения в тексте.
СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. |
Глаза, как небо, голубые. Посмотрит - рублем одарит. |