Урок с элементами критического мышления «Изобразительные средства речи». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Изобразительные средства речи


Воспитывающие цели:

  • совершенствовать языковую культуру учащихся;
  • воспитывать синтаксическую зоркость, чувство языка;
  • прививать бережное отношение к слову, воспитывать культуру речи.

Развивающие цели:

  • развивать языковые способности учащихся по построению предложения, текста;
  • развивать образное мышление и творческие способности;
  • аргументировать свои ответы.

Образовательные цели:

  • осмысление уже известных знаний, выработка умений по их применению;
  • закрепление материала по теме Синтаксис;
  • приобретение и расширение знаний по теме «Изобразительные средства».

Задачи урока:

  • развивать умение работать с схемами, таблицами;
  • научиться находить тропы;
  • закрепить умение анализировать текст;
  • совершенствовать навыки правописания.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиа-проектор.

(Класс разделен на 5 групп)

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнем урок, друзья!

II. Актуализация знаний

1). Ребята, сегодня нам предстоит интересная работа в группах. Первое наше задание - ответить на вопрос, какие ассоциации у вас вызывает слово тропы и заполнить кластер.

Рисуем кластер. Ребята называют слова, учитель заполняет кластер. (2 минуты)

2) Выберите из данного кластера 2 слова. Запишите их на своем листе, составьте с ним словосочетание, определите его вид и по возможности тип связи. Поделитесь своими примерами в группе.

Каждой группе представить по одному словосочетанию. (Указать тип связи и вид словосочетания)

3) Составить с данным словосочетанием простое предложение (2 минуты):

  • 1-я группа распространяет его обстоятельством (свой пример).( Найти дорогу в лесу было трудно) - 2-я группа осложняет вводным словом. (К счастью, мы двигались правильно)
  • 3-я группа осложняет сравнительным оборотом. (Наша дорога, словно лента)
  • 4-я группа распространяет дополнением. (Гулять в лесу по дорожке)
  • 5-я группа осложняет данное предложение однородными членами предложения.

Составленные предложения ученики читают по 1 - от группы.

4) Что объединяет все ваши предложения? (О чем они?)

Учитель: В этих предложениях прослеживается мотив движения, пути, поиска…

Для чего нам нужна человеку дорога?(движение)

(идти, двигаться вперед, к цели)!

И мы с вами продолжаем свое движение!

Можно сказать, что слова дороги и тропы являются синонимами?

III. Изучение новой темы

1) Ознакомимся со значением слова тропы в разных словарях.

2). Чем интересно слово тропы? (Многозначное)

Так о каких тропах мы будем с вами говорить? О оборотах речи!!!

3) Итак, кто определит тему сегодняшнего урока? («Изобразительные средства выразительности»)

4) Цель нашего урока? Отвечают ребята. Находить тропы и определять их роль в тексте.)

Посмотрите на экран, назовите те тропы, которые уже вам знакомы.

IV. Динамическая пауза

V. Закрепление материала

1. Задание для каждой группы. Откройте конверты желтого цвета и выполните задание.

Работа в группах (10 минут.)

2. Выполни задания.

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет.
Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)

Динамическая пауза

VI. Включение изученного в систему знаний

А теперь подведем итог нашей работе и заполним личностную карточку. В левом столбике записаны все понятия, с которыми велась работа на уроке. В зависимости какой вы выбираете для себя ответ вы ставите знак + во второй, третий или четвертый столбик. А теперь оценим работу. Посчитайте количество + в каждом столбике.

VII. Рефлексия

ДЗ: Подготовиться к контрольному диктанту.

Группа 1

Внимательно прочитай!

Правило

Пример к правилу

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Метафора – это слова, употребленные в непрямом значении (в переносном)
Роль метафоры:

Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре);
Ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила)

2. Выполни задание.

А) Объясни, что такое метафора. Найди в тексте метафору. Какова ее роль в данном предложении?

Б) Нарисуй схему 1, 3 предложения.

В) Выпиши два глагольных словосочетания.

За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно.

Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил

Группа 2

1. Внимательно прочитай!

Правило

Пример к правилу

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы оживают.
Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности.

В смертельном обмороке бледная река
Чуть шевелит засохшими устами.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день минул…

2. Выполни задания

А) Объясни, что такое олицетворение. Его роль в данном тексте?

Б) Выразительно прочитай стихотворение. Найди в нем олицетворение.

В) Подчеркни грамматическую основу в 1 предложении, нарисуй схему данного предложения.

Г) Найди однородные члены предложения, каким членом предложения являются в данном предложении.

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струёй:
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеётся над тобой
(Ф.И.Тютчев)

Группа 3

1. Внимательно прочитай!

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:

  • прилагательные: кроткий лик (С.Есенин);
  • эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев);
  • прозрачная дева (А.Блок);

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.

Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок)

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
  • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
  • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник?"
  • совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

2.Выполни задания

А) Что такое эпитет, какова его роль в тексте?

Б) Прочитай стихотворение , найди в нем эпитеты. Какова их роль в этом тексе?

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой

В) Сделать синтаксический разбор 1-го предложения.

Г) Выпиши все именные словосочетания.

Группа 4

1. Внимательно прочитай

Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Используется гипербола для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Например: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» (М.Ю.Лермонтов). Или у Н.В.Гоголя: «Шаровары, шириной в Черное море»; «Рот величиной в арку Главного штаба».

«В шар земной упираясь ногами,
Солнца жар я держу на руках.»

Гипербола позволяет автору показать читателю самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.

2. Выполни задание

А) Прочитай выразительно стихотворение

Б) Найди гиперболу в тексте. С какой целью автор использует гиперболу?

Нарисуй схему 2 предложения, дай характеристику этому предложению.

Робин-Бобин

Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился натощак.
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником

Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен —
Да еще и недоволен!

Группа 5

А) Ознакомься с информацией и ответь, что такое сравнение и какова его роль?

Б) Прочитай внимательно текст . Найди сравнения в тексте.

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого
Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.

Глаза, как небо, голубые.

Посмотрит - рублем одарит.
Река, как зеркало…