Формирование экологической культуры школьников средствами спецкурса «Байкаловедение» и проектной деятельности (из опыта работы)

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Дополнительное образование, Руководство учебным проектом

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: экология, Байкал


Вопросы именно экологического образования в настоящее время приобретают все большую значимость.

В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение». Этот спецкурс был основан на выпуске нескольких монографий и пособий Е.Н.Кузевановой с соавторами [1-4]. Уникальность такого экологического образования заключается в его мировоззренческой функции. Формируется новый экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит и поступает исходя из принципов экологической целесообразности [4].

Программа спецкурса «Байкаловедение» дает возможность сформировать у учащихся средней школы комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации связей «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и восприимчивости биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Важно учесть, что в настоящее время и в городах, и в населенных пунктах, и в том числе и в самом г. Иркутске, остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Не менее сложной задачей в сохранении окружающей среды и избавлении от отходов, чем создание мусороперерабатывающих заводов, является изменение менталитета нашего населения. Поэтому так актуально максимально раннее привлечение молодого поколения, в частности, школьников к решению названных вопросов, которым жить и продолжать сохранять богатства биосферы, т.е. фактически речь идет о формировании в каждом человеке экологической культуры, ибо нравственное воспитание способствует развитию духовности личности и общества в целом [6-9].

Важнейшей задачей данного курса является формирование экологического мышления, прежде всего именно у молодого поколения. При этом не только за счет лекционных курсов, семинарских занятий, но и через их непосредственное участие в коллективной и индивидуальной проектной деятельности (результаты неоднократно представлялись на конференциях различных уровней).

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность в этом плане дает учителю и ученикам самые широкие возможности [10].

Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского словаря С.И.Ожегова, Н.Ю.Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое 14 дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности [11.].

Целью является разработка комплекса научно-образовательных мероприятий, направленных на формирование и развитие экологического и творческого мышления учащихся учреждений среднего образования г.Иркутск и их непосредственное участие в решении научных и практических экологических проблем.

Исследовательский проект всегда направлен на решение проблемы получения нового знания, нужного другим. Он должен обладать всеми структурными компонентами проекта. Конечно, разработка и реализация ученических познавательных проектов, может и не предполагать получение абсолютно нового знания, но это должно быть такое знание, которое получается посредством проведения всех этапов исследования и которое нужно другим [12]. Расширяется кругозор в предметной области, развиваются творческие способности. Исследовательский проект воспитывает умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Тематика проектов по экологии разнообразна, природа щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свои объекты, остаётся их только найти.

Школьники активно участвуют в исследовательской деятельности, принимают участие в НПК муниципальных, региональных, всероссийских уровней. Их работы отмечены Дипломами I, II, II степеней. Тематика выполненных исследовательских проектов в рамках спецкурса «Байкалоедение» разнообразна: «Определение токсичности синтетических моющих средств методом биотестирования»; «Анализ токсичности газированных напитков с помощью методик биотестирования»; «Гидробиологический анализ состава активного ила»; «Удивительное под микроскопом»;  «ИНФУЗОРИИ - Разнообразие инфузорий в различных пробах воды»; «Определение токсичности шампуней марки L'Oreal и «Чистая линия» методом биотестирования на клетках зеленых водорослей Scenedesmus quadricauda» и др.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является эффективной образовательной и воспитательной технологией, которая отвечает задачам развития творческих способностей, эффективной социализации, увеличение социальной и профессиональной мобильности молодого поколения, профессионализации, личностной успешности разных контингентов обучающихся и разных возрастов, что, конечно же, обеспечит повышение эффективности и качества образования в соответствии с задачами модернизации отечественного образования [13.]. Учащиеся в рамках данного спецкурса успешно реализовали проекты: «Изучение влияния химических элементов, постоянно входящих в состав организмов на зеленые водоросли»; Изучение влияния синтетических моющих средств, брендов «Fairy» и «AOS» на одноклеточные зеленые водоросли»; «Влияние разработки месторождений золота на притоки реки Витим»; «Оценка загрязнения атмосферного воздуха в зимний период на основе анализа снегового покрова методом биотестирования»; «Определение качества питьевой воды методом фитотестирования»; «Определение токсичности смс для детей с помощью тест-организма Дафнии» и т.д.

Изучение экологической ситуации на примере своего города, области, непосредственного окружения играет важную роль в воспитании экологической культуры. Целенаправленное изучение фактической информации с использованием оптимальных современных педагогических технологий в свете требований ФГОС, экологическое образование позволят сформировать у учащихся систему экологических знаний, умений, компетенций, ценностных ориентиров поведения и деятельности, связанных с пониманием мировоззренческих и философских аспектов взаимодействия общества и природы для сохранения биоразнообразия уникального озера Байкал. В процессе изучения курса «Байкаловедение» и реализации исследовательских проектов, учащиеся объективно оценивают степень воздействия человека на природу, знакомятся с принципами рационального использования природных ресурсов Прибайкалья, озера Байкал и устойчивого развития территории.

Возможность преодоления глобального экологического кризиса, в первую очередь, связывается с формированием у человека экологической культуры. Экологическая культура - материализованное сознание в поступках, словах и делах людей. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.

Таким образом, можно сделать вывод, что ведение спецкурса «Байкаловедение» и включение в него проектной деятельности у детей пробуждается интерес к природе, что выражается в достаточно активном участии в экологических мероприятиях, направленных на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Литература

  1. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней: учебно-методическое пособие/ Е.Н.Кузеванова/ под ред. В.В.Тахтеева. Иркутск, 2020. – 220 с. ил.
  2. Кузеванова Е.Н. Введение в байкаловедение. 5 кл.: учебно-методическое пособие/ Е.Н.Кузеванова/ под ред. В.В.Тахтеева. Иркутск, 2019. – 192 с. ил.
  3. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: программа курса по байкаловедению для обучающихся 6 классов/ Е.Н.Кузеванова, Н.В.Мотилова, Л.А.Аптекина, С.В.Джожук и др./ - Иркутск. – 2020. – 39 с.
  4. Кузеванова Е.Н. «Введение в байкаловедение, 5 класс» Программа спецкурса по байкаловедению для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. / Е.Н.Кузеванова, Н.В.Мотилова, Т.Н.Климентьева, Н.В.Стенина / – Иркутск. – 2019. – 44с.
  5. Аптекина Л.А. Экологизированный курс "БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ" как инновационная составляющая воспитательного процесса /Л.А.Аптекина // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2019. С. 95-98.
  6. Агаджанян Н.А. Экология человека / Н.А.Агаджанян, В.И.Торшин – М.: КРУК. - 1994. – 120 с.
  7. Акимова Т.А. Экология: Учебник для вузов / Т.А.Акимова, В.В.Хаскин – М.: ЮНИТИ. - 1998. - 300 с.
  8. Литвинова Л.С. Нравственно–экологическое воспитание школьников / Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко - М.: Дрофа, 2005. – 203 с.
  9. Никулин А.А. Кружковая работа – залог развития навыков будущей профессии / А.А.Никулин // Матер. II междунар. науч.практ. конф. “Непрерывное образование как фактор устойчивого карьерного роста” (16–17 октября 2014 г., г.Иркутск) //Иркутск: Изд-во ООО “Мегапринт”, 2014. – С. 177–180.
  10. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий / Д.Н.Турчен // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6, ноябрь – декабрь 2013 [Электронный ресурс] https://naukovedenie.ru/ (дата обращения 28.10.2020).
  11. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н.Ф. Яковлева // [Электронный ресурс] учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.
  12. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С.Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.
  13. Ганиева Э.А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в современном образовательном пространстве // [Электронный ресурс] Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN416.pdf (дата обращения 28.10.2020).