Место и роль игровых технологий в преподавании физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 1, 2, 3, 4


Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игра необходима детям для развития личности, так как в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем. Игра - сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра - сильное средство воспитания детей младшего школьного возраста. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через игры. Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах.

Педагогическая игра имеет существенный признак - четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Основным видом деятельности младших школьников на уроках физкультуры являются игры. Игры применяются в каждом разделе программного материала, подвижные игры выделены в программе в отдельный раздел, что говорит о важности подвижных игр. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников. Игры на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на младшего школьника. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность.

Характерной особенностью детей с нарушением интеллекта является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений обучающимися, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. Нередко у этих детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые незаметны в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке. Эти нарушения могут создавать большие трудности при овладении программным материалом. Поэтому игра для них является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными.

Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Очень важно вовремя выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность и задерживают развитие организма. И подвижная ирга оказывает большое влияние на здоровье младших школьников. Игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше чем другие формы физической культуры способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально - волевых качеств, укреплению организма школьников. Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Игра заставляет детей младшего школьного возраста мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.

Использование игровой технологии на уроках физической культуры помогает повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи. Процесс обучения становится радостным, способствует желанию заниматься. Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физкультуры заключается в следующем. В урок включаются игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для школьников грузом. Возможно применение любимой ребятами эстафеты «Гонка мяча». В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами, также можно отнести и очень полезные для силового развития метания различных предметов на дальность. С удовольствием школьники играем в игру «Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие пластмассовые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника. Мячи легкие, летят недалеко и для того, чтобы добиться нужного результата приходится затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени (игра длится всего 1 мин.). Для развития такого качества быстрота, подбираются игры, в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука). В таких играх применяют ускорения, внезапные остановки. Все движения, направлены на сознательное опережение соперника. Такие игры как: «Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь». В силу особенностей детей младшего школьного возраста не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому необходимо следовать принципу от знакомого к незнакомому, от простого к сложному. Для этого используются различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений обучающихся, с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

Например: в 1-2 классе можно провести игру «Охотники и утки», назначив одну-две «утки», чтобы было безопасно. А потом усложнить игру, добавляя «уток». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление координации движений, ориентировки в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Развивается глазомер, чувство мяча, точность движений. В этой игре проявляются и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости. Учеными Е.Н.Гогуновым, Б.И.Мартьяновым и др. установлено положительное влияние подвижных игр на развитие физических качеств. Подвижные игры успешно проводятся в начальной школе. В процессе игры повышается двигательная активность, способствующая развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Возможно, применение следующих игр: «Кто быстрей», «Кенгуру», «Передача мяча», «Переноска мячей», «Встречная эстафета», «Круговая эстафета», «Вызов номеров», «Гонка мячей в колонне», «Погрузка арбузов», «Сквозь обруч». Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо хорошо все продумывать. Соблюдать технику безопасности и строго соблюдать правила игры. И, еще, стоит проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае школьники учатся объединять движения полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности. Требования к отбору игр следующие:
- игра должна давать новые понятия;

- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;
- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам. При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

- Простота и доступность правил игры.

- Каждый ребенок должен быть активным участником игры.

- Исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей.

- Безопасность используемого инвентаря.

- Игра не должна унижать достоинства игроков.

- При проведении нескольких игр следует учитывать дидактические принципы.

Ланцова Т.И. отмечает, что игра занимает фундаментальное значение, внедряя ее в педагогический процесс, мы получаем возможность естественного взаимодействия, получая максимально положительный результат.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим физические и умственные качества, правила поведения, этические ценности. «Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Ситак Л.А. и Ярлыкова О.В. указывают, что физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции обучающихся младших классов.

Литература

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с. 2. Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста. Социально-гуманитарные знания. 2016 №12 с. 92-99.

3. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы. Крымский научный вестник. 2015 №4. физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности. Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3. С. 99-101.