Цель: посредством структурно-синтаксического анализа сформировать представление о пунктуации, как о средстве постижения художественного текста.
Ход урока
Оргмомент
- Скажите, пожалуйста, если у Вас была возможность определить предметы сегодняшней встречи, вы бы выбрали русский язык или литературу (ответы учащихся)
- Вы какие бы задания предпочли больше? Письменные или устные? (ответы учащихся)
- А вам хотелось бы в большей степени быть сегодня участником или наблюдателем? (ответы учащихся)
- Обратите внимание, очевидный выбор одного из вас для другого таковым не является. И если в ситуации жизненного выбора очевидное зависит от нашего жизненного восприятия, то в ситуации чтения при понимании смысла текста очевидного зависит от понимания жизни.
- Проверка домашнего задания (учащиеся зачитывают несколько работ)
- Тема нашего занятия - «От сложного к простому». Перед вами листы, на которых таблица употребления тире в предложениях. Посмотрите первую графу (тире между подлежащим и сказуемым).
- Вам знакома эта тема? (ДА)
- Вы знаете правило постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Да)
- Наша с Вами цель: опираясь на то, что Вы знаете, открыть для себя то, чего вы пока не знаете, посмотреть на роль и возможность пунктуации в тексте и в русском языке в целом по-другому.
- Что объединяет все варианты тире в таблице? (примеры из текста одного автора Э.Золя). Вам знакома эта фамилия? Кому не знакома, я вам завидую, потому что вы познакомитесь сегодня с этим великим человеком и узнаете о нем много интересного.
Слайд:
Эмиль Золя́ — французский писатель, публицист и политический деятель. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века, вождь и теоретик так называемого натуралистического движения.
- Мы возвращаемся к Золя. Я позволю себе порекомендовать вам полезные ссылки (на рабочих листах и на слайде). С их помощью вы откроете мир творчества Э.Золя.
А сегодня у нас знакомство с одним из текстов Золя, он особенный. Этот текст особенный, он составлен мой из афоризмов Э.Золя. Задание следующее: после знакомства с текстом ответьте на вопрос: «Как вы поняли, о чем данный текст?» (чтение текста учителем)
Слайд: Весь смысл красивой жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать большее.
Действовать, создавать - вот в чем красота, вся правда жизни. Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды, вырвется и сметет все на своем пути. Красота есть символ чего-то другого. Красота – символ правды. Надо идти вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается. Я верю в красивую жизнь, которая, невзирая ни на что, стремится к непрерывному обновлению. Истина в пути, и ничто ее не остановит.
Мы стремимся к выполнению далекой и таинственной цели - жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. Жить – значит творить. Человек творит на пути к истине. Всем сердцем , всей волей своей я хотел бы возвести разум на самую высокую вершину красоты и поклониться ему.
- Позволю себе спросить, как вы поняли, о чем текст? (о красоте, о жизни)
- Смотрите, у нас с вами разные ответы. И мы начнем постигать очевидное. Для этого воспользуемся элементом структурно-синтаксического анализа текста, но для начала порассуждаем.
- Тире в письменной речи, как знак, чему соответствует в устной? (паузе)
- А для чего нам нужна пауза в устной речи? (отделить смысловые части, что-то выделить)
- Предложение всегда является частью чего-то, в данном случае- текста. Для того, чтобы понять текст, нам нужно понять предложение в их структурно-смысловом единстве. И если в предложениях есть тире, то автор, возможно, им предает особое значение.
Первый элемент структурно-синтаксического анализа текста - это «словарь текста» (задание: составить словарь текста из грамматических основ предложений, в которых есть тире)
Слайд:
- Красота - символ
- Цель - жить
- Действовать, создавать- вот красота, правда
- Жить – значит творить
Повторим, почему ставим тире? (ответы учащихся)
- Исходя из этих предложений, какие два направления, связанные со смыслом текста, мы можем выделить? (красота//жить). Это первый шаг к постижению очевидного, но это нам не достаточно для того, чтобы ответить на вопрос.
Второй шаг: в языкознании встречается такое понятие, как «избыточность текста». Избыточность создается с помощью лексических повторов, синтаксических параллелизмов ( понятие на слайде). Найдем в тексте синтаксические параллелизмы:
Слайд:
Красота есть символ чего-то другого.
Красота - символ правды.
Если у нас во втором предложении стоит тире, то можно предположить, что оно значимо. Тогда можно предположить, о чем же текст? (о красоте, как о символе правды). Это второй предварительный наш вывод.
- К слову правда в тексте есть синонимы? (истина) В тексте они схожи, а вне текста они схожи или различны? (различны: истина выше правды, правда бывает плохой и хорошей). У них интересна история: Даль: «Истина от земли, правда от Бога», сейчас правда - будничная, земная, а истина – небесная. И.С.Тургенев стихотворением в прозе «Истина и правда» 1882 год, он этим стихотворением зафиксировал дату значения слов привычное нам сейчас, а не то – другое).
Работа по осмыслению красоты и истины в тексте:
- Посчитать, сколько раз в тексте встречается слово: 1 вариант - красота, 2 вариант - правда, истина. (одинаковое количество раз - 6) О чем свидетельствует равенство? (они неотделимы)
- Если это принять за окончательный ответ, то мы с вами упустим последний абзац, а в тексте важна каждая часть.
- Третий элемент структурно-семантического анализа - выявить структурно-композиционную структуру текста. Посмотрим на последний абзац. Найдите в нем пример парцелляции (толкование на слайде понятия)
Слайд:
Мы стремимся к выполнению далекой и таинственной цели- жить. Жить на пути к истине.
- Что следует из этих предложений? (цель - жить на пути к истине)
- Найдите еще одно предложение с тире в этом абзаце? (жить - значит творить).
- Объединим эти понятия? (жить и творить, творить истину). Человек - творец истины. Художник тоже творец – это синонимы текста. Каждый из нас живет на пути к истине. Жизнь - путь к истине, который рождает творчество.
- Вы согласны с такой позицией автора? (ответы учащихся)
- Мы убедились, что изучение пунктуации не самоцель, это позволило нам по-другому посмотреть на текст. Скажите, пожалуйста, что вы сегодня узнали новое для себя, что вы сегодня постигли очевидного?
Постигали очевидное пошагово:
- «словарь текста» - избыточность текста
- выявляли композиционные структуры
- А вы можете использовать этот багаж знаний для анализа любого текста?
- Для чего нужно постижение текста вообще? (ответы учащихся)
- Путь от смысла текста к смыслу жизни длиной в человеческую жизнь проходит каждый. Путь от сложного к простому позволяет нам постичь очевидное в нашей жизни и идти на пути к истине, чего и Вам желаю!
- Выполнение тестового задания (взаимопроверка)
- Домашнее задание: раздел «Готовимся к ЕГЭ» стр. 137-138 (стр. 169 - на выбор - вопросы)