Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Именно поэтому мы предлагаем на уроке организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность с использованием цифровых образовательных ресурсов и кейсовой технологии.
Обучающиеся, работая в группах, изучают предоставленный в информационном блоке фактический материал о земляках-участниках Великой Отечественной войны, анализируют его, проводят мини-исследования, создают новые информационные ресурсы: таблицы, диаграммы, инфографику, презентацию. Результаты работы отдельных групп в конце занятия объединяются в виде стенгазеты «Боевой листок о подвигах земляков в годы Великой отечественной войны».
Урок направлен на стимулирование у школьников развития индивидуальных способностей и на создание вариативности образовательных маршрутов в зависимости от их интересов и профессиональных направленностей.
Информация (архивные материалы, карты, копии приказов, наградные материалы, описание подвига ветеранов, брошюры, рисунки для инфографики, книга-альбом о земляках – участниках войны и пр.) для работы по направлениям представлена в виде авторского электронного учебника опубликованного по адресу http://urok.pitlar-oz.ru
Пояснительная записка
Наша школа ведет целенаправленную краеведческо-исследовательскую работу, чтобы узнать о судьбах людей, которые ушли на фронт из села Питляр и тех, которые жили в нашем селе после войны. Актуальность данной темы очевидна, тема Великой Отечественной войны, несмотря на многочисленные исследования, всё ещё не изучена до конца и не будет, пока не найден и не похоронен её последний неизвестный солдат. Мы не должны забывать тех, кто в бою защищал нас и наше будущее.
В нашей конкурсной разработке «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков» мы предлагаем провести метапредметное занятие по истории и информатике. Метапредметный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов; урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основе данных из различных источников. Наш урок направлен на стимулирование у школьников развитие индивидуальных способностей, создание вариативности образовательных маршрутов в зависимости от их возможностей и профессиональных направленностей.
В рамках метапредметного занятия «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков» обучающимся для работы предоставлен комплект авторских цифровых образовательных ресурсов с заданиями для организации групповой работы с исследовательскими проектами. ЦОР - электронная рабочая тетрадь (ЭРТ) «Урок Победы» в виде кейсов (собранный нами материал основывается на реальных фактических документах). В состав ЭРТ «Урок Победы» входят пять кейсов: информационный блок, кейс «Военные картографы», кейс «Военные корреспонденты», кейс «Военные архивариусы», кейс «Военные археологи-поисковики».
Метапредметные задания для урока предусматривают поисковую исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммунникационных компетенций. Задания знакомят обучающихся с интересными фактами о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны и помогают учителю организовать подготовку к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР по предметам история и информатика. Нестандартная форма заданий повышает эффективность подготовки к ГИА.
Задания в электронной рабочей тетради направлены на организацию самостоятельной практической работы обучающихся за компьютером с использованием подготовленных к уроку кейсов. Результатом выполнения заданий являются отдельные файлы, которые на заключительном этапе распечатываются и используются для оформления стенгазеты «Боевой листок».
Наша школа активно участвует в реализации проекта цифровизации образования. Поэтому задания для «Урока Победы» мы предлагаем в двух вариантах: текстовый формат и формат QR-кодов. Использование мобильных телефонов ребят в учебных целях является одним из привлекательных способов повысить активность на уроке. QR-коды и QR-сканеры доступны, они быстро устанавливаются на устройства, позволяют значительно облегчить работу в классе, где всего лишь один компьютер. QR — коды позволяют прочитать текст задания, перейти на веб — сайт, загрузить файл.
Функции урока:
- просветительская – расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебной программе;
- ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; обеспечивает выработку определенной иерархии материальных и духовных ценностей;
- направляющая – направляет переход разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность;
- формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.
Прогрессивные элементы урока:
- проектная исследовательская деятельность;
- цифровизация образования – использование интернет-сайтов, авторских ЦОР, использование технологии работы с QR кодами;
- профориентационная направленность - при работе в группах внимание школьников акцентируется на профессиях, даны их четкие определения, круг деятельности.
Разделы учебной программы представленные на уроке:
- по истории:«Великая Отечественная война СССР в 1941-1945 гг.»;
- по информатике:«Организация информационной среды, поиск информации», «Проектирование и моделирование», «Создание и обработка информационных объектов», «Интернет и телекоммуникационные сети».
Технологическая карта метапредметного урока по истории и информатике
«Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков»
Характеристика урока
Таблица 1
Тема урока | Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков |
Тип урока |
Метапредметный урок комплексного применения знаний |
Классы |
9,10,11 |
Форма урока |
Урок смешанный/синтетический (урок с использованием ЭОР; урок теоретических и практических самостоятельных работ) |
Методы и приёмы: |
Информационный, наглядный, поисковый, проектный, исследовательский методы. |
Технологии урока |
Кейс-технология, технология проектного обучения. |
ЭОР/ЦОР |
Авторский цифровой образовательный ресурс: электронная рабочая тетрадь «Урок Победы», ресурсы сайтов «Подвиг народа», «Память народа», «Наши земляки» |
Тематический контроль |
Выполнение заданий в электронной рабочей тетради (задания разработаны к данному уроку); защита мини-проектов групп, выпуск «Боевого листка». |
Таблица 2
Цель урока |
Увековечивание памяти о Победе в Великой Отечественной войне на примере родных и земляков; совместный поиск и исследование материалов об участниках Великой Отечественной войны для сохранения памяти. |
|
Задачи урока |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
История: |
Личностные:обеспечивать ценностно-смысловую значимость Победы в Великой Отечественной войне; выражать собственную позицию по данному вопросу с учетом этических норм при оценке событий прошлого. |
|
Основные понятия |
Картограф, журналист, архивариус, поисковики-волонтёры, археолог, боевой листок, |
|
Организация пространства |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
История, информатика, география, обществознание, литература, русский язык. |
Поисковый и исследовательский методы; проблемное обучение, репродуктивный, применение коммуникативно – информационных и здоровье сберегающих технологий, эвристическая беседа. |
Компьютер, нетбуки или планшеты, |
Таблица 3
Предмет |
Предметные умения |
История |
Знать/понимать: основные даты, этапы и ключевые события истории России; выдающихся деятелей отечественной истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников. |
Информатика |
Создавать информационные объекты: тексты, посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием средств текстовых редакторов; структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, таблицы, изображения; проверку правописания; таблицы (в том числе динамические, электронные), с использованием разного формата представления данных, фильтров, сортировки, шаблонов, макетов, графическому представлению данных в виде диаграмм разного типа; графику (рисунки, карты, чертежи), с использованием основных операций графических редакторов; ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, геометрические и стилевые преобразования, простейшая обработка цифровых изображений; комплексные информационные объекты в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов, в том числе для оформления результатов проектной работы; |
Русский язык |
Развитие коммуникативной компетенции обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, выразительно читать текст вслух, пересказывать с привлечением дополнительной информации. |
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент: учитель истории с вводной беседой.
- Создание образовательной напряженности и постановки проблемы.
- Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
- Работа над открытым заданием, создание собственного продукта:
- Самостоятельная работа в группах (выполнение заданий по электронной рабочей тетради):
- Определение проблемы, способов и этапов деятельности, распределение обязанностей в группе;
- Поиск, сбор, систематизация, структурирование информации;
- Создание новых информационных объектов (таблицы, диаграммы, карты, презентации, инфографика);
- Представление и защита проектов (выпуск «Боевого листка»).
- Рефлексивное осмысление результатов урока.
- Домашняя работа.