Метапредметный урок, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков

Разделы: История и обществознание, Информатика, Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение, Урок с использованием электронного учебника, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Именно поэтому мы предлагаем на уроке организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность с использованием цифровых образовательных ресурсов и кейсовой технологии.

Обучающиеся, работая в группах, изучают предоставленный в информационном блоке фактический материал о земляках-участниках Великой Отечественной войны, анализируют его, проводят мини-исследования, создают новые информационные ресурсы: таблицы, диаграммы, инфографику, презентацию. Результаты работы отдельных групп в конце занятия объединяются в виде стенгазеты «Боевой листок о подвигах земляков в годы Великой отечественной войны».

Урок направлен на стимулирование у школьников развития индивидуальных способностей и на создание вариативности образовательных маршрутов в зависимости от их интересов и профессиональных направленностей.

Информация (архивные материалы, карты, копии приказов, наградные материалы, описание подвига ветеранов, брошюры, рисунки для инфографики, книга-альбом о земляках – участниках войны и пр.) для работы по направлениям представлена в виде авторского электронного учебника опубликованного по адресу http://urok.pitlar-oz.ru

Пояснительная записка

Наша школа ведет целенаправленную краеведческо-исследовательскую работу, чтобы узнать о судьбах людей, которые ушли на фронт из села Питляр и тех, которые жили в нашем селе после войны. Актуальность данной темы очевидна, тема Великой Отечественной войны, несмотря на многочисленные исследования, всё ещё не изучена до конца и не будет, пока не найден и не похоронен её последний неизвестный солдат. Мы не должны забывать тех, кто в бою защищал нас и наше будущее.

В нашей конкурсной разработке «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков» мы предлагаем провести метапредметное занятие по истории и информатике. Метапредметный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов; урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основе данных из различных источников. Наш урок направлен на стимулирование у школьников развитие индивидуальных способностей, создание вариативности образовательных маршрутов в зависимости от их возможностей и профессиональных направленностей.

В рамках метапредметного занятия «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков» обучающимся для работы предоставлен комплект авторских цифровых образовательных ресурсов с заданиями для организации групповой работы с исследовательскими проектами. ЦОР - электронная рабочая тетрадь (ЭРТ) «Урок Победы» в виде кейсов (собранный нами материал основывается на реальных фактических документах). В состав ЭРТ «Урок Победы» входят пять кейсов: информационный блок, кейс «Военные картографы», кейс «Военные корреспонденты», кейс «Военные архивариусы», кейс «Военные археологи-поисковики».

Метапредметные задания для урока предусматривают поисковую исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммунникационных компетенций. Задания знакомят обучающихся с интересными фактами о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны и помогают учителю организовать подготовку к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР по предметам история и информатика. Нестандартная форма заданий повышает эффективность подготовки к ГИА.

Задания в электронной рабочей тетради направлены на организацию самостоятельной практической работы обучающихся за компьютером с использованием подготовленных к уроку кейсов. Результатом выполнения заданий являются отдельные файлы, которые на заключительном этапе распечатываются и используются для оформления стенгазеты «Боевой листок».

Наша школа активно участвует в реализации проекта цифровизации образования. Поэтому задания для «Урока Победы» мы предлагаем в двух вариантах: текстовый формат и формат QR-кодов. Использование мобильных телефонов ребят в учебных целях является одним из привлекательных способов повысить активность на уроке. QR-коды и QR-сканеры доступны, они быстро устанавливаются на устройства, позволяют значительно облегчить работу в классе, где всего лишь один компьютер. QR — коды позволяют прочитать текст задания, перейти на веб — сайт, загрузить файл.

Функции урока:

  • просветительская – расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебной программе;
  • ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; обеспечивает выработку определенной иерархии материальных и духовных ценностей;
  • направляющая – направляет переход разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность;
  • формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

Прогрессивные элементы урока:

  • проектная исследовательская деятельность;
  • цифровизация образования – использование интернет-сайтов, авторских ЦОР, использование технологии работы с QR кодами;
  • профориентационная направленность - при работе в группах внимание школьников акцентируется на профессиях, даны их четкие определения, круг деятельности.

Разделы учебной программы представленные на уроке:

  • по истории:«Великая Отечественная война СССР в 1941-1945 гг.»;
  • по информатике:«Организация информационной среды, поиск информации», «Проектирование и моделирование», «Создание и обработка информационных объектов», «Интернет и телекоммуникационные сети».

Технологическая карта метапредметного урока по истории и информатике
«Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков»

Характеристика урока

Таблица 1

Тема урока

Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков

Тип урока

Метапредметный урок комплексного применения знаний
(выполнение обучающимися комплексных задач, охватывающих материал разделов учебной программы по истории России и информатике)

Классы

9,10,11

Форма урока

Урок смешанный/синтетический (урок с использованием ЭОР; урок теоретических и практических самостоятельных работ)

Методы и приёмы:

Информационный, наглядный, поисковый, проектный, исследовательский методы.

Технологии урока

Кейс-технология, технология проектного обучения.

ЭОР/ЦОР

Авторский цифровой образовательный ресурс: электронная рабочая тетрадь «Урок Победы», ресурсы сайтов «Подвиг народа», «Память народа», «Наши земляки»
Материалы урока (ЭРТ) (авторский электронный учебник): http://urok.pitlar-oz.ru/

Тематический контроль

Выполнение заданий в электронной рабочей тетради (задания разработаны к данному уроку); защита мини-проектов групп, выпуск «Боевого листка».

Таблица 2


Цель урока

Увековечивание памяти о Победе в Великой Отечественной войне на примере родных и земляков; совместный поиск и исследование материалов об участниках Великой Отечественной войны для сохранения памяти.

Задачи урока

Образовательные:

  • систематизировать, обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;
  • сформировать у обучающихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • сформировать навыки работы с прикладными программами для создания и редактирования текстовой, графической, табличной, мультимедийной информации;
  • продолжить формирование учебных навыков для подготовки к сдаче ГИА по предметам «история», «информатика»;
  • продолжить формирование общеучебных умений и навыков;
  • формирование ИКТ-компетенцийдля презентации результатов своей работы.

Развивающие:

  • развивать умение работать с фактическим материалом;
  • развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации;
  • развивать умения делать выводы на основе анализа, обобщения, аргументировать свои рассуждения; рассматривать исторические события с позиции участников исторического процессов; 
  • развитие познавательных интересов, умения работать в группе, работать с дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
  • совершенствование навыков работы в команде;
  • аргументировано излагать свою точку зрения, опираясь на факты;
  • развивать творческое мышление, наблюдательность;
  • развитие умения применять теоретические знания на практике;
  • развивать умения строить различные версии и оценки исторических событий и личностей;
  • формирование личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

Воспитательные:

  • способствовать развитию патриотических чувств;
  • воспитание российской идентичности школьников;
  • воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны;
  • воспитание семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны;
  • воспитание чувства ответственности, самостоятельности, активности, гордости, осознанием причастности себя к созданию чего-то нового, интересного и полезного для общества.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

История:
- знать основные фронта, основные даты и генеральные сражения Великой Отечественной войны;
- умение работать с картой;
-уметьнаходить нужную информацию в тексте, дополнительных источниках;
- применять основные исторические, информационные термины и понятия по изучаемой теме
информатика:
- уметь организовывать поиск, обработку, преобразование информации;
- применятьприкладные компьютерные программы для создания и редактирования текстов, таблиц, графики, презентаций;
- представлять информацию в различных форматах (Боевой листок, инфографика, диаграммы, мультимедийная презентация, карта)

Личностные:обеспечивать ценностно-смысловую значимость Победы в Великой Отечественной войне; выражать собственную позицию по данному вопросу с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
Регулятивные: обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено.
Коммуникативные: обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение выступать перед аудиторией; защищать свою точку зрения,аргументируя ее фактами и знаниями.
Познавательные: обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, делать выводы; презентация своей учебной деятельности.

Основные понятия

Картограф, журналист, архивариус, поисковики-волонтёры, археолог, боевой листок,
столбчатая диаграмма, гистограмма, круговая диаграмма, правила запросов в сети интернет, инфографика.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, информатика, география, обществознание, литература, русский язык.

Поисковый и исследовательский методы; проблемное обучение, репродуктивный, применение коммуникативно – информационных и здоровье сберегающих технологий, эвристическая беседа.

Компьютер, нетбуки или планшеты,
мультимедийный проектор, принтер,
интерактивная доска, интернет-сайты, авторские ЦОР, прикладные программы (текстовый редактор, графический редактор, программы для работы с презентациями и с электронными таблицами, исторические, архивные документы, энциклопедии.
Мобильные телефоны или планшеты с QR-декодером.

Таблица 3

Предмет

Предметные умения
Формируемые предметные компетенции заданий урока в соответствии с кодификатором ОГЭ и ЕГЭ

История

Знать/понимать: основные даты, этапы и ключевые события истории России; выдающихся деятелей отечественной истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников.
Уметь: соотносить даты событий отечественной истории; использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать приобретённые знания при составлении плана и написании творческих работ; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Информатика

Создавать информационные объекты: тексты, посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием средств текстовых редакторов; структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, таблицы, изображения; проверку правописания; таблицы (в том числе динамические, электронные), с использованием разного формата представления данных, фильтров, сортировки, шаблонов, макетов, графическому представлению данных в виде диаграмм разного типа; графику (рисунки, карты, чертежи), с использованием основных операций графических редакторов; ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, геометрические и стилевые преобразования, простейшая обработка цифровых изображений; комплексные информационные объекты в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов, в том числе для оформления результатов проектной работы;
Организовывать поиск информации с применением правил построения запросов в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации;
Сохранятьинформационные объекты из компьютерных сетей, интернета и ссылок на них;
Организовывать информацию в среде коллективного взаимодействия с информационными ресурсами, передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Русский язык

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, выразительно читать текст вслух, пересказывать с привлечением дополнительной информации.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент: учитель истории с вводной беседой.
  2. Создание образовательной напряженности и постановки проблемы.
  3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
  4. Работа над открытым заданием, создание собственного продукта:
    1. Самостоятельная работа в группах (выполнение заданий по электронной рабочей тетради):
      1. Определение проблемы, способов и этапов деятельности, распределение обязанностей в группе;
      2. Поиск, сбор, систематизация, структурирование информации;
      3. Создание новых информационных объектов (таблицы, диаграммы, карты, презентации, инфографика);
      4. Представление и защита проектов (выпуск «Боевого листка»).
  5. Рефлексивное осмысление результатов урока.
  6. Домашняя работа.

Этапы урока