Тема урока: «Класс Паукообразные». 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Ключевые слова: биология


Цели: Изучение особенностей строения и жизнедеятельности паукообразных, многообразие и значение в природе и для жизни человека.

Задачи:

  • Расширить и закрепить знания о признаках класса паукообразных на примере паука-крестовика, показать его особенности, связанные с жизнью на суше;
  • Определить значимость паукообразных в природе и необходимость их охраны;
  • Формировать знания по систематике животных;
  • Уметь анализировать и  сопоставлять классы и отряды.

Планируемые результаты.

  • Личностные:
      формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;
  • Предметные:
      формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
    • обучающиеся получат возможность научиться узнавать представителей типа Членистоногие; указывать общие признаки типа Членистоногие;
    • сравнивать различных животных класса Паукообразных.

Метапредметные:

  • Регулятивные. Определение цели деятельности на уроке, принятие учебной задачи, адекватное восприятие информации учителя, составление плана работы с учебником, выполнение задания в соответствии с поставленной целью, определение успешности выполнения своего задания.
  • Коммуникативные: строить продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь слушать, понимать и вступать в диалог, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре;  умение для этого адекватно использовать речевые средства.
  • Познавательные: умение работать с источниками биологической информации, систематизировать информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую,
  • уметь работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности интернета, представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий, обобщать и делать выводы по изученному материалу.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  • иллюстративные материалы интернет-ресурсов,
  • картинки с изображением пауков,
  • видео «Физминутка Паучок»,
  • учебник В.М.Константинова «Биология». 7 класс. М.: «Вентана-Граф», 2016 г.,
  • Маршрутные листы, включающие алгоритм работы учащихся,
  • листы самооценки,
  • жетон-паук.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку)

Я думаю, что каждый человек желает за свою работу получить оценки. Чтобы вам было легко оценивать свою деятельность на уроке, предлагаю по ходу урока, заполнять лист самооценки «Мое продвижение на уроке» (приложение 1). А самые активные получат жетон-паук.

Сегодня мы посвятим урок изучению еще одного загадочного обитателя нашей планеты. Я очень рассчитываю на вашу помощь и поддержку в ходе работы, что позволит нам сделать урок интересным и познавательным.

Отгадайте загадку, и вы узнаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.

Также, я хочу вам рассказать одну древнегреческую легенду.

Свое название паукообразные (арахниды) получили благодаря греческой мифологии. Давным-давно в долине у подножия священного Олимпа жила прекрасная девушка по имени Арахна. Все свое время она посвящала вышиванию и ткачеству. И так велико было ее мастерство, что даже Нимфы выходили из леса полюбоваться ее работой.

Арахной восхищались, но ее не любили за постоянное хвастовство своим умением и ловкостью. Она была так уверена в своем мастерстве, что утверждала, будто даже Афина, богиня мудрости и покровительница искусства ткачества не сможет с ней сравниться. Афина была уязвлена этими словами, и спустившись с Олимпа, навестила Арахну под видом старухи, предупредив, что грубые слова могут навлечь гнев богов. В ответ Арахна заявила, что ничего не боится и готова бросить вызов самой Афине, чтобы узнать, кто из них лучше ткет. Богиня приняла вызов, приняв свой истинный облик. Соревнование состоялось.

Афина выбрала темой покрывала свою победу над Посейдоном. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями.

Несмотря на то, что работа Арахны была великолепна, Афина сильно разгневалась. Она ударила Арахну челноком и разорвала ее покрывало. В отчаянии Арахна попыталась повеситься на собственной пряже, но Афина вытащила ее из петли и, окропив соком волшебной травы, превратила в паука с наказом вечно висеть и ткать.

Вот так древние греки объясняли происхождение пауков.

Наука о пауках называется арахнология.

Задача урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека.

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы проходили тему "Класс Ракообразные. Речной рак". Выполните задание.

A. Расчленённость тела:
1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,
2) тело делится на несколько чётко различимых отделов (тагм).

Б. Количество крупных отделов (тагм):
1) тагм нет,
2) две тагмы (головогрудь и брюшко),
3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).

B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизменённые:
1) три пары,
2) четыре пары,
3) пять пар,
4) больше пяти пар.

Г. По устройству глаз:
1) есть два сложных (фасеточных) глаза,
2) есть несколько простых глаз.

Д. По наличию крыльев:
1) крылья есть,
2) крыльев нет.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

III. Работа по теме урока

Продолжим знакомство класса Паукообразные. Паук-Крестовик. Пауки обитают в лесах, на лугах, пастбищах, в песках пустыней. Одни ткут ловчие сети, другие нападают на добычу. И, кстати, далеко не все паукообразные, охотясь, плетут паутину. Паук-волк, паук-рысь и паук-скакун этого не делают. Паук-птицеед, пожалуй, единственное паукообразное животное, которое можно держать дома в качестве домашнего любимца. Ведь это животное способно чувствовать настроение кормильца, делить людей на «своих» и «чужих», а также защитить своего хозяина, если тому будет угрожать опасность. Эти пауки позволяют с собой играть и даже иногда танцуют. Самый большой паук в мире превышает по размерам 28 см, а самый маленький — не достигает и 0,5 мм.

Работа по учебнику. Работа по группам.

1 группа. Внешнее строение (рис. 88, на стр.112)

1 задание. Что обозначено на рисунке цифрами 1-4?

2 задание. Заполнить таблицу.

Признаки

Пауки

Численность

 

Размеры

 

Части тела

 

Особенности питания

 

1-2 пары конечности головогруди

 

Размножение

 

Развитие

 

Другие особенности

 

2 группа. Внутреннее строение (рис.89, стр.113)

Задание 1. Что обозначено на рисунке цифрами 1-16?

Задание 2. Укажите особенности внутреннего строения:

  1. Пищеварительной системы ________________
  2. Дыхательной системы ____________________
  3. Кровеносной системы ____________________
  4. Выделительной системы __________________
  5. Нервной системы ________________________
  6. Органов размножения ____________________

3 группа.

Задание 1. Размножение. Развитие

Задание 2. Роль в природе и значение для человека

Выступления обучающихся.

IV. Физминутка «Паучок» - сайт. https://www.youtube.com/

V. Самостоятельная работа

Заполните таблицу, используя текст учебника.

№ п-п

Отряды Паукообразных

Количество видов

Характерные признаки

Представители

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

Взаимопроверка

VI. Рефлексия учебной деятельности

Задание 1. Ответы на вопросы.

1. На какие части расчленено тело у паука (голова, грудь, хвост, головогрудь, брюшко, конечности)?

2. Сколько пар ходильных ног у паука (2,3,4,5,6)?

3. Где находится ядовитый коготок у паука (нога, хвост, ногочелюсти, паутинная, бородавка)?

4. Какого цвета кровь у паука (красная, бесцветная)?

5.Как называется желудок паука (жевательный, сосательный, цедильный)?

6. У паукообразных органами выделения являются (зеленые железы, мальпигиевы сосуды, почки, жабры)?

7. Кто из паукообразных использует яйцевой кокон для постройки жилища?

Задание 2. Ответьте «да» или «нет»:

а) педипальпы служат для размельчения и раздавливания пищи;

б) скорпионы – это прямые потомки первых членистоногих;

в) у клещей постэмбриональное развитие – прямое;

г) клещи – переносчики вирусов, бактерий, простейших и гельминтов;

д) у паукообразных хорошо развит надглоточный нервный узел.

VI. Итог урока

Оценивание работ обучающихся. Анализ маршрутного листа.

Таким образом, тип членистоногих самый многочисленный, насчитывающий около 1 млн. видов. На сушу они вышли в силурийском периоде. Первыми наземными животными, которые смогли дышать атмосферным воздухом, были паукообразные. Паук не является насекомым. Наука относит его классу паукообразных (отряд членистоногих) животных. Следовательно, паук — животное. Если возле паутины сыграть на скрипке, любой паук обязательно выползет из своего укрытия. Не для того, конечно, чтобы услышать красивую мелодию. Просто игра на названном инструменте создает на паутине вибрации, позволяющие многоногому животному думать, что в нее что-то попалось.

VII. Домашнее задание

  1. Повторить п.24, вопросы 1-2.
  2. Составить кроссворд на тему «Ракообразные и паукообразные».

Урок окончен, благодарю за внимание!

Приложение 1

Приложение 2