Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал. Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания возрастает и интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующей его духовному оздоровлению.
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны и мира, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовно- нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению детей к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, музыкальному фольклору, способности к общению, уважения к родному очагу является основной педагогической идеей в современном образовании.
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребенка с народной культурой позволяют ему приобщиться к народным традициям. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребенка образ его Родины.
Основные направления работы по приобщению детей к декоративно прикладному творчеству и русской народной культуре - знакомство с декоративно-прикладным искусством, создание предметно-развивающей среды, создание мини музея по народно-прикладному искусству, знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, знакомство с русскими народными играми, обрядами и традициями, театрализация русских народных сказок, сочинение историй, стихов по мотивам.
Декоративно-прикладное творчество является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Знакомство детей с декоративно-прикладной композицией позволяет показать особенности и традиции разных видов декоративно-прикладного искусства, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание развивать навыки в создании композиции, творческие способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Изучение и освоение приемов народной росписи по дереву, как приобщение учащихся художественной школы к истокам русской культуры и народным традициям, воспитывает в детях гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает хорошо знать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Примером приобщения к истокам русской культуры и народной традиции стало изучение почти забытой Мезенской росписи по дереву.
Мезенская роспись очень необычна, загадочна и пока до конца не изучена. Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая.
Роспись архангельского края – мезенская. Мезенская роспись отличается особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют только красно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Роспись поражает минимальностью изобразительных средств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также в орнаменте применяют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки. Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи.
В работе по изучению Мезенской росписи используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение), музыкальное сопровождение народная музыка (погружение в тему).
Изучая Мезенскую роспись, учащиеся знакомятся с историей ее возникновения и развития, районом бытования, орнаментальными мотивами, цветовой гаммой, художественными образами и сюжетами, характерными для данного вида росписи. Используются методы копирования, повтора и варьирования, который является следствием импровизации, выполненной на традиционной основе. Результатом изучения росписи становится выполненное в материале изделие. Дети овладевают не только технологическими приемами росписи, но и учатся самостоятельно создавать композиции на изделиях любой формы, познают свойства материалов и обучаются умению пользоваться инструментами и самостоятельно подготавливать их к работе над росписью.
Основное внимание на занятиях уделяется развитию художественного творчества учащихся. Изучение и освоение приемов народной росписи по дереву осуществляется в несколько этапов. Вначале дети работают в специально разработанной рабочей тетради по Мезенской росписи, знакомятся с символикой росписи, с образцами, что позволяет им освоить приемы и элементы росписи, секреты изготовления традиционных изделий промысла и художественной обработки природного материала, познать их технологические возможности и понять особенности построения композиции. В дальнейшем занятия носят самостоятельный и творческий характер, с ориентацией на развитие народных традиций. Учащимся предлагается подобрать ряд картинок окружающих объектов природы, флоры и фауны и др., выполнить стилизацию под элементы мезенской росписи и обязательно применить эти элементы в составлении своей будущей композиции, таким образом, расписанное изделие приобретает личностное значение, ребенок принимает народную роспись, вкладывает в нее свои замыслы, становится активным участником творческого процесса. Роспись уже не является повторением образца, а становится лично присвоенным опытом, частью его самого.
При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства постоянно приходится думать над тем, как добиться единства традиционного функционального назначения и декоративности изделия, как сделать его более совершенным и выразительным с точки зрения эстетики. Все это создает дополнительные возможности для развития творческого воображения. Приступая к изготовлению изделия, обучающиеся рассматривают различные варианты образцов, оценивают их достоинства и недостатки, учатся выбирать оптимальный вариант для заданных условий. Постепенно у них вырабатываются критический взгляд на работу, привычка контролировать технологический процесс и определять его оптимальные условия. Кроме того, у учащихся формируются и такие качества личности, как: аккуратность и воля, целеустремленность и настойчивость, инициативность, ответственность и умение самостоятельно решать творческие задачи.
Изучение темы поможет узнать учащимся о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека; об отличительных особенностях Мезенской росписи. Дети смогут овладеть работой с инструментами и приспособлениями, научатся писать кистью основные элементы Мезенской росписи, последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала). Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество. Изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства прошлого побуждает детей к развитию фантазии, художественного воображения.
Таким образом, изучение и освоение приемов народной росписи по дереву позволяет организовать творческую трудовую деятельность учащихся, которая служит хорошим средством их подготовки к труду и адаптации в обществе; лучше познать корни и историю своего народа, находить и видеть красоту в быту и других сферах человеческой жизни, стремясь к тому, чтобы труд ремесленника приносил пользу и радость людям.
Итогом изучения декоративно-прикладной композиции на примере Мезенской росписи по дереву может стать художественное событие - итоговое праздничное занятие «Ярмарка промыслов» или выставка работ.
Народное декоративно-прикладное искусство является источником творческого вдохновения. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности ребенка.
Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать художественный вкус.
Список использованных источников и литературы
- Величко, Н.К. Роспись/Н.К.Величко – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 174 с.
- Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс] / Н.В.Ермолаева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: urok.1sept.ru/articles/513024/.
- Назарова, К.Н. Русский сувенир / К.Н.Назарова, Т.Н.Ордынская. – М.: Реклама, 1973.
- Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву / М.С.Соколова. – М.: Владос, 2005.
- Уткин, П.И. Народные художественные промыслы России / П.И.Уткин. – М.: Советская Россия, 1984.
- Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество / Л.В.Шевчук. - М.: Просвещение, 1985.
- Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, живопись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.artly.ru
- Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: russia.rin.ru/guide/3/5.html.