«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы!»
В.Сухомлинекий
Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
«Здоровье - это не всё, но всё без здоровья - ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и или физических дефектов».
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно оздоровительной деятельности современного детского сада.
Теоретическая часть
Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни. Философы Древней Греции изучали связь здоровья и поведения человека. В произведениях Пифагора, Платона, Демосфена, Сократа содержались рекомендации по укреплению здоровья, а также предписания профилактического характера, которые и сейчас не потеряли своего значения для поддержания здорового образа жизни: режим дня, режим труда и отдыха, правильного питания, гигиены жилища, профилактические меры.
Последователь Гиппократа и Галена Авл Корнелий Цельс (I в. н. э.) провозглашал здоровый образ жизни основой в предупреждении болезней. В трудах римлянина Марка Фабия Квинтиллиана (I в. н.э., нашли отражение педагогические взгляды того времени, основанные на необходимости воспитания детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения методов обучения: подражание, наставление и упражнение, а также разумного сочетания занятий, игр и отдыха во избежание переутомления детей и сохранения их здоровья.
Ряд философов (А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие, психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие, ученых медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, и другие, педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира.
Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту.
Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить и апробировать систему методов и приемов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности; внедрить в образовательный процесс современные оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни; создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни;
- вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий;
- использование валеалогических приемов обучения, развития для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
Воспитание и обучение должны стать по истине «здоровьесохраняющими».
Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
Технология опыта
В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:
- Как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?
- Как развить интерес детей к двигательной активности, потребности в здоровом образе жизни?
Ответить на эти вопросы мне помогла работа по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников.
Работа по теме строилась с учётом диагностики, включающей в себя следующие разделы здорового образа жизни:
- Личная гигиена;
- Оптимальный двигательный режим;
- Здоровое питание;
- Закаливание.
Проанализировав данные результаты диагностики, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми, т.к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта: в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с взрослыми, но знания эти поверхностные, не глубокие, высокий уровень почти отсутствовал.
В основном дети трактовали понятие «здоровье» как состояние выздоровления после болезни, не могли назвать причины заболеваний, имели частичные представления о частях тела и их функциях. Но у детей хорошо сформированы культурно-гигиенические навыки, они имеют представления о режиме дня, полезных привычках. Так как дети должны получать не только теоретические знания о ЗОЖ, но и практические умения и навыки, то я решила проводить работу по этому направлению в процессе специально организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей.
Систему работы построила с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
В работе придерживаюсь следующих принципов:
- Доступность (учет возрастных особенностей, адаптированность материала к возрасту);
- Систематичность (повторение усвоенных правил и норм);
- Последовательность (от простого – к сложному);
- Наглядность (учет особенностей мышления);
- Динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности);
- Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребенком);
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. Известно, что обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии комплексного взаимодействия всех участников психолого-педагогического процесса: медицинских работников, педагогов, специалистов и родителей.
Первый этап работы - это распределение детей по группам здоровья, что позволило оценить состояние здоровья и физического развития дошкольников.
Второй этап - анкетирование родителей, благодаря которому были выявлены ориентиры здорового образа жизни семей и степень заинтересованности родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.
Совместная деятельность с дошкольниками реализовывалась по блокам:
1 блок. «Что я знаю о себе. Я и моё тело»
Цель: Дать элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.); Познакомить с влиянием форм поведения на работу перечисленных органов.
2 блок. «Режим дня»
Цель: Формирование представлений о правильном режиме и о его значении для организма человека.
3 блок. «Личная гигиена»
Цель: Формирование практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Осуществлять профилактику вредных привычек и закреплять полезные, с использованием психологических приёмов.
4 блок. «Движение - жизнь»
Цель: Учить детей понимать значение движения для здоровья, прививать любовь и желание заниматься подвижными играми и спортом.
5 блок. «Рациональное питание»
Цель: Закрепление знаний детей о правильном питании:
- приём пищи в режимных моментах детского сада и в домашних условиях;
- расширять представления детей о полезной и вкусной пище для организма;
- формировать культуру питания.
Также в данный блок включены знания о правильном питании, т.к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду. Расширяются представления детей о полезной и вредной для здоровья пище, формируется культура питания.
6 блок. «Положительные эмоцию»
Цель: Дать детям представление о настроении, эмоциях, чувствах и их влиянии на здоровье. Повышение психоэмоциональной устойчивости и формирование психофизического здоровья при взаимодействии с педагогом психологом.
Таким образом, осуществлялся комплексный подход в формировании основ ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
На начальном этапе, был составлен перспективный план, который даёт возможность вести работу с детьми системно и комплексно.
В основу составления перспективного плана был заложен разработанный алгоритм:
- «Алгоритм перспективного планирования». Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений, о способах укрепления и сохранения здоровья, через различные виды деятельности и их взаимосвязь;
- Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы, игровой характер работы с детьми;
- Расширение представлений о здоровье в дидактическом игре, опытно-экспериментальной деятельности;
- Закрепление знаний в организованной сюжетно ролевой игре и интегрированных формах работы по оздоровлению детей.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществлялось в форме игровой деятельности:
- обучающие игры («Полезно-вредно», «Хорошо–плохо», Умей попросить о помощи» и др.)
- творческие игры («Что бы ты сделал, если ...»; «Реклама»)
- беседы («Чистота - залог здоровья»; «Движение-основа жизни» и др.)
- развлечения и др.
- дидактические игры («Письмо от Почемучки», «К нам пришёл Незнайка»)
- психологические игры («Ласковое имя»; «Волны»; «Море волнуется ...»)
В режимных моментах использовались:
- дидактические игры («Письмо заболевшему товарищу»; «Магазин полезных продуктов»)
- чтение художественных произведений (А.Барто «Я расту», К.Чуковский «Мойдодыр», «Девочка Чумазая», С.Маршак «Великан» и др.)
- иллюстрированный материал («Я и моё тело», «Я и мои чувства, настроение, эмоции», «Я и моя безопасность» и др.)
Применение здоровьесберегающих технологий с целью профилактики: (физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная, бодрящая, зрительная гимнастики, релаксация и др.)
В самостоятельной игровой деятельности дети имели возможность практически закрепить полученные ими знания и умения.
- сюжетно-ролевые игры («Поликлиника», «Магазин продуктов», «Семья», «Аптека» и др.)
- решение проблемно-практических ситуаций («У твоего друга поднялась температура»; «Если ты упал и ушиб колено» и др.)
В совместной деятельности с семьей предусматривались следующие формы работы:
- индивидуальные беседы («В каждой семье свои традиции», «Укрепление здоровья в домашних условиях»)
- консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)
- совместные мероприятия (Спортивные праздники: «Со здоровьем я дружу», «Мы за здоровый образ жизни»; развлечения)
- изготовление нетрадиционного спортивного оборудования
- фотовыставки «Спорт в нашей семье» и др.
Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей в режимных моментах также уделялось проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
- рациональная одежда для детей;
- соблюдение режима прогулок;
- гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта);
- воздушные и солнечные ванны;
- босохождение после дневного сна по массажным дорожкам.
Закаливающие процедуры неоспоримо повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему, дают детям знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка. Результативность. Повторное анкетирование и тестирование родителей.
Результативность
По итогам проведённой работы сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная, систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила низкие показатели детской заболеваемости.
Повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей. Положительные отзывы родителей о проделанной работе.
Собран богатый тематический материал.
Результаты свидетельствуют об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, здоровья детей, укрепления здоровья детей, старшего дошкольного возраста, представления детей, состояния здоровья детей, детям культуру здоровья, укрепление здоровья дошкольников, детей старшего дошкольного, формирование психофизического здоровья.
Обогащение знаний детей, Формирование здорового образа, игровой деятельности, здоровья пище, совместной деятельности, группам здоровья, состояние здоровья, сохранения здоровья, «Укрепление здоровья, укреплению здоровья. Похожие статьи Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы).
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы).
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.
Данный опыт помог по-новому взглянуть на проблему формирования здорового образа жизни. В дальнейшем работа по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» будет продолжена.
Транслируемость
Мой опыт работы интересно применять для детей с целью воспитания и формирования здорового образа жизни, педагогам дошкольных образовательных организаций, работающим с детьми старшего дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО родителям и всему зарегистрированному педагогическому сообществу интернет-порталов, которым понравятся моя работа.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:Издательство: Перспектива, 2014.
3. Власеяко Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников М.; 2011г.
4. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры:авт.- сост. М.Р.Югова. - Волгоград: Учитель, 2015.
5. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М.; 2001 г.
б. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ: под ред. З.И.Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
8. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации: авт.-сост. О.В.Черемшанцева. - Волгоград: Учитель, 2008г.
9. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2012.