Образовательные результаты, на достижение которых направлен урок.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
- осознание своих интересов находить и изучать в учебнике материал, имеющий отношение к изучаемой теме;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Предметные результаты:
- давать определение понятиям на основе изученного учебного материала;
- осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
- самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое);
- сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Методы:
- частично-поисковый,
- репродуктивный.
Средства обучения: мультимедийная презентация по теме урока, учебник, раздаточный материал для работы в группах, таблицы, разборные муляжи сердца.
УМК: авторская линия В.В.Пасечника; Колесов Д.В., Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Блицопрос.
2. Объявление темы (дети записывают в тетради).
3. Целеполагание.
Изучение новой темы
Звучит тихо музыка и на ее фоне раздается стук сердца. (учитель читает стихотворение Э.Межелайтиса «Сердце»)
1.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Уменьшается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
2. Что такое сердце?
- предположение древних людей;
- мнение учеников;
- научное рассуждение.
3. Эволюция сердца позвоночных животных – эвристическая беседа (Что даёт организму четырёхкамерное сердце?)
4. Положение сердца в грудной клетке – практическая работа, беседа.
5. Ткань, образующая сердечную мышцу – беседа с учениками.
6. Строение стенок сердца – рассказ учителя.
7. Внутреннее строение сердца. Работа в парах с использованием муляжей, таблиц, учебника, раздаточного материала.
8. Проверка выполнения задания.
9. Постановка проблемного вопроса: Почему сердце не утомляется? .
10. Фазы сердечного цикла – фронтальная работа по схемам, в ходе которой заполняется таблица «Сердечный цикл».
11. Интересная информация о рабате сердца
12. Автоматизм сердца – рассказ учителя.
13. Электрокардиограмма – рассказ учителя с элементами беседы.
Домашнее задание
Обязательное
-
Изучить 22, ответить на вопросы к 22, выучить термины, заполнить таблицу.
По желанию
- Составить синквейн (сердечный цикл, электрокардиограмма, регуляция);
- Выполнить задание на странице 114 учебника.
Для особо любознательных
- Подготовить сообщение о митральном клапане (где он находится, какую работу выполняет и почему так называется).
Закрепление: работа с терминами.
Рефлексия: составление сенквеина к термину «сердце».
Работа в группах (1 группа – сердце как орган тела; 2 группа – сердце матери; 3 группа – сердце влюблённого).
Подведение итога урока