Урок по биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца»

Разделы: Биология

Класс: 8

Ключевые слова: биология, сердечно-сосудистая система, сердце


Образовательные результаты, на достижение которых направлен урок.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
  • формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
  • осознание своих интересов находить и изучать в учебнике материал, имеющий отношение к изучаемой теме;

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Предметные результаты:

  • давать определение понятиям на основе изученного учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
  • самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое);
  • сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Методы:

  • частично-поисковый,
  • репродуктивный.        

Средства обучения: мультимедийная презентация по теме урока, учебник, раздаточный материал для работы в группах, таблицы, разборные муляжи сердца.

УМК: авторская линия В.В.Пасечника; Колесов Д.В., Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009.

Конспект урока

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

1.  Блицопрос.

2. Объявление темы  (дети записывают в тетради).

3. Целеполагание.

Изучение новой темы

Звучит тихо музыка и на ее фоне раздается стук сердца. (учитель читает стихотворение Э.Межелайтиса «Сердце»)

1.

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Уменьшается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

2. Что такое сердце?

  • предположение древних людей;
  • мнение учеников;
  • научное рассуждение.

3. Эволюция сердца позвоночных животных – эвристическая беседа (Что даёт организму четырёхкамерное сердце?)

4. Положение сердца в грудной клетке – практическая работа, беседа.

5. Ткань, образующая сердечную мышцу – беседа с учениками.

6. Строение стенок сердца – рассказ учителя.

7. Внутреннее строение сердца. Работа в парах с использованием муляжей, таблиц, учебника, раздаточного материала.

8. Проверка выполнения задания.

9. Постановка проблемного вопроса: Почему сердце не утомляется? .

10. Фазы сердечного цикла – фронтальная работа по схемам, в ходе которой заполняется таблица «Сердечный цикл».

11. Интересная информация о рабате сердца

12. Автоматизм сердца  – рассказ учителя.

13. Электрокардиограмма  – рассказ учителя с элементами беседы.

Домашнее задание

Обязательное

    Изучить 22, ответить на вопросы к 22, выучить термины, заполнить таблицу.

По желанию

  • Составить синквейн (сердечный цикл, электрокардиограмма, регуляция);
  • Выполнить задание на странице 114 учебника.

Для особо любознательных

  • Подготовить сообщение о митральном клапане (где он находится, какую работу выполняет и почему так называется).

Закрепление: работа с терминами.

Рефлексия: составление сенквеина к термину «сердце».

Работа в группах (1 группа – сердце как орган тела; 2 группа – сердце матери; 3 группа – сердце влюблённого).

Подведение итога урока