Цель урока: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи урока:
- снижение агрессии и враждебных реакций подростков;
- развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Урок проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный (1 урок): беседа с детьми о буллинге, его видах, о жертве, агрессоре и наблюдателях. Знакомство с произведением В. Железнякова «Чучело». Объяснение как будет проходить суд над Белой Вороной, распределение ролей.
- Буллинг (от анг. bulling – запугивание, травля) – один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
- Виды буллинга:
- физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
- вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
- социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
- экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
- кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза.
- Назовите 5 слов – ассоциаций на термин «белая ворона».
- Участники буллинга:
Жертва: эта роль невыносима, человек находится один на один с проблемой, не знает, у кого просить помощи. Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети: с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.); неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой; с особенностями внешности (веснушки, полнота / худоба и др.); с низким интеллектом и проблемами в учебе; «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Наблюдатели: самая большая категория участников буллинга. Это те люди, которые вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта событий:
1) либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой;
2) либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт, человек испытывает противоречивое желание помочь и не оказаться на месте жертвы, не прослыть ябедой;
3) и третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.
Агрессор: потенциальный буллер – это человек: с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других; стремящийся быть в центре внимания любой ценой; агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию; чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях. Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением. Роль агрессора не завидная. Подумайте, будет ли человек, у которого все в порядке, нападать на беззащитного? Может его не любят дома, отвергают люди, ценные для него.
- Краткий пересказ сюжета повести В.Железнякова «Чучело».
В обычной школе появляется новенькая — Лена Бессольцева. Класс плохо принимает девочку, её считают чудаковатой, как и её деда, который известен на весь городок. Николай Васильевич Бессольцев посвятил свою жизнь коллекционированию картин, он тратит на них всё заработанное и живёт, как бедняк. За потрёпанную одежду его прозвали «Заплаточником». «Странная» новенькая открытый и дружелюбный ребёнок, но одета не лучше деда. Одноклассники без тени смущения обзывают её «Чучело» и открыто насмехаются над ней. Почти все. Диме, любимчику учителей и девчонок, в отличие от остальных Лена нравится. Между ними разгорается нежная дружба. Но всё заканчивается, не успев начаться. Класс вместо урока отправляется в кино. Дима «раскалывается» под напором классной руководительницы и сознаётся, где пропадали учащиеся. Школьников наказывают, отменив давно запланированную экскурсию в Москву. Ребята пытаясь выяснить кто предал класс, обвиняют в своих бедах чучело. Лена случайно слышала, разговор между учительницей и Димой, но молчит. Она надеется, что новый друг не даст её в обиду и честно признается в предательстве. Но Дима не готов терять свой авторитет. Лене объявлен бойкот. Травля с каждым днём всё невыносимей. В конце концов, правда открывается и жестокие одноклассники чувствуют свою вину. Они бы рады всё исправить, но поздно — Бессольцевы уезжают из города.
- Беседа с детьми о судьбе героев. Мнения детей об их поступке.
- Объяснение как будет проходить суд над Белой Вороной, распределение ролей: на следующей встрече мы проведем суд над Белой Вороной (показ картинки подсудимой).
Ваша задача – отыграть роли, побыть актерами. Я раздам вам роли с кратким описанием о чем вы будете говорить, ваша задача – подготовить речь, чтобы суд присяжных вам поверил (пожелания детей при распределении ролей учитываются).
Роли:
Прокурор (обобщает сказанное свидетелями обвинения): «Белая ворона» - изгой общества».
Первый свидетель обвинения: «Белая ворона» имеет непривлекательную внешность, которая вызывает насмешки, жалость или отвращение у окружающих».
Второй свидетель обвинения: «Белая ворона» находится в непривлекательном социальном статусе (малообеспеченная семья, иное гражданство)».
Третий свидетель обвинения: «Белая ворона» с трудом находит друзей, не доверяет окружающим».
Четвертый свидетель обвинения: «Белая ворона» не достигнет успеха в жизни, т.к. не умеет и не хочет прогибаться, быть как все».
Адвокат (обобщает сказанное свидетелями защиты): «Белая ворона» - уникальная личность».
Первый свидетель защиты: «Белая ворона» не задумывается о своей внешности, демонстрирует внутреннюю свободу от типовых шаблонов привлекательности».
Второй свидетель защиты: «Белая ворона» не тяготится особым социальным статусом, духовная сторона жизни для нее гораздо важнее, чем материальная».
Третий свидетель защиты: «Белая ворона» избирательна в отношениях, близко сходится только с духовно целостными личностями, которые ценят внутренние положительные качества, а не внешние атрибуты успешности человека».
Четвертый свидетель защиты: У «белой вороны» отсутствует страх быть оригинальной личностью, что помогает достичь феноменального успеха».
Судья: готовит речь о вынесении приговора Белой Вороне.
Остальные дети, которым не досталось роли – это суд присяжных, которые будет совещаться и выносить приговор.
2 этап – самостоятельная подготовка детей (каникулы): чтение литературы, просмотр фильмов на заданную тему, подготовка к роли.
- Книги про буллинг: А.Богословский «Верочка» 9+; В.Железняков «Чучело» - 12+; Е.Басова «Подросток Ашим» 12+; Х.Г.Слоун «Я считаю по 7» 12+; А.Майрок «Почему я? История белой вороны» 12+; С.Гарднер «Червивая Луна» 16+; А.Сережкин «Ученик» 16+; У.Голдинг «Повелитель мух» 12+
- Фильмы про булинг: «Чучело» - 1983г., 12+; «Повелитель мух» - 1963г., 16+; «Класс» - 2007г., 16+; «Общество мертвых поэтов» - 1989г., 16+
3 этап – проведение суда над Белой Вороной (1 урок): в классе дети занимают свои места, проводится суд на Белой Вороной. Психолог помогает, направляет.
Сначала выступают свидетели обвинения, их сразу же опровергают свидетели защиты. Т.е. сначала выступает первый свидетель обвинения, за ним первый свидетель защиты, потом второй свидетель обвинения – второй свидетель защиты и т.д. Далее выступает прокурор с обобщением речей свидетелей обвинения, потом адвокат с обобщением речей свидетелей защиты. После выступления суд присяжных удаляется на голосование, передает итоги судье. Судья зачитывает приговор.
Примечание: за три года проведения данного урока дети всегда оправдывали Белую Ворону и призывали общество понять ее и помочь. В тех случаях, когда некоторые ребята голосуют против белой вороны (изгнать, был вариант казнить), предлагаю каждому несогласному обосновать свое решение. Потом мы говорим о том, что все общество изменило мнение о белой вороне и старается ей помочь. Где гарантия, что продолжая вести себя против белой вороны (а значит и общества в целом), вы сами не станете белой вороной?
Дискуссии проходят очень оживленно, на практике все несогласные меняли свое мнение (если эта ворона не будет ко мне лезть и приставать, я не против ее присутствия). Очень интересно наблюдать за детьми в процессе обсуждения темы и проведения суда. Как меняются их суждения, их мысли, их глаза.
Вывод:
Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где о нем говорят, проводят классные часы на тему толерантного отношения к окружающим людям, проводят такие уроки и тренинги на сплочение классного коллектива, тренинги на развитие терпимости.
После цикла перечисленных выше мероприятий учащиеся эффективно пресекают проявления насилия. Если этой проблемой серьезно заниматься профилактически, то высока вероятность того, что можно избежать многих конфликтов, и многие ученики смогут нормально существовать в школьном сообществе.