Пояснительная записка
Программа "Психология общения" по предпрофильной подготовке, направлена на решение самых острых в подростковом возрасте проблем: самопознание, построение конструктивного общения и определение профессиональных склонностей. Программа для учащихся восьмых классов, рассчитана на 18 часов. В 2019 -2020 учебном году по данной программе обучение пройдут три группы восьмиклассников. Группы набираются по запросу 8-х классов МБОУ Сюмсинской СОШ.
Актуальность программы
Программа «Психология общения» направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
- коммуникабельность;
- способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
- умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.
Организация учебного процесса
В основе организации учебного процесса в ходе реализации программы лежат следующие принципы:
-
заинтересованность к изучению курса;
- добровольность и готовность к диалогу;
- взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;
- активное участие.
Методы ведения занятий:
-
информирование
- диагностика
- ролевое проигрывание
- беседа
- психотехнические приемы
- дискуссии
- анализ ситуаций.
Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт и как равноправный участник, или наблюдатель.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Продолжительность курса для одной группы: 18 часов. (1,5 часа в неделю).
Возрастная группа: учащиеся 8-х классов.
Наполняемость группы: 12-15 человек.
Формы организации образовательного процесса: беседы, лекции, дискуссии, практические работы, теоретические занятия.
Цель обучения: Показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития, создание условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Задачи обучения.
- Обеспечение психологическими знаниями в области общения.
- Формирование у учащихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
- Создание условий для формирования представлений школьника о самом себе и определения нравственной позиции при выборе профессии.
Учебный план программы
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы организации |
Формы аттестации (контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. Понятие общения в психологии |
||||||
1.1 |
Понятие общения в психологии |
1 |
1 |
|
Лекция |
Наблюдение. Опрос участников |
1.2 |
|
1 |
|
1 |
Практикум |
Наблюдение. Опрос |
2. Общение как коммуникация |
||||||
2.1 |
Общение как коммуникация |
1 |
1 |
|
Лекция |
Опрос участников |
2.2 |
Модель коммуникативного общения |
1 |
|
1 |
Практикум |
Опрос участников |
2.3 |
Средства коммуникации: вербальные средства в общении |
1 |
|
1 |
Практикум |
Опрос участников |
2.4 |
Средства коммуникации: невербальные средства в общении |
1 |
|
1 |
Практикум |
Опрос участников |
2.5 |
Понятие коммуникативных барьеров |
1 |
|
1 |
Практикум |
Опрос участников |
3. Общение в контексте взаимодействия людей |
||||||
3.1 |
Общение в контексте взаимодействия людей |
1 |
1 |
|
Лекция |
Диагностические методы |
3.2 |
Виды взаимодействия: содружество, конфликт, сотрудничество |
1 |
|
1 |
Практикум |
Наблюдение. Опрос участников |
3.3 |
Виды взаимодействия: содружество, конфликт, сотрудничество |
1 |
|
1 |
Практикум |
Наблюдение. Изучение результатов труда |
3.4 |
Взаимодействие как организация совместной деятельности |
1 |
1 |
|
Лекция |
Опрос участников |
3.5 |
Типы совместной деятельности |
1 |
|
1 |
Практикум |
Наблюдение. Опрос участников |
Раздел 4. Межличностное познание в общении | ||||||
4.1 |
Межличностное познание в общении |
1 |
1 |
|
Лекция |
Опрос участников |
4.2 |
Общение как восприятие людьми друг друга |
1 |
|
1 |
Практикум |
Наблюдение. Опрос участников |
4.3 |
Взаимоотношение в процессе общения |
1 |
|
1 |
Практикум |
Наблюдение. Изучение результатов труда |
4.4 |
Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, идентификация, рефлексия |
1 |
|
1 |
Практикум |
Опрос участников |
4.5 |
Формулы психического равновесия |
1 |
|
1 |
Практикум |
Наблюдение. Опрос участников |
4.6 |
Содержание и эффекты межличностного восприятия |
1 |
|
1 |
Практикум |
Наблюдение. Изучение результатов труда |
|
Всего по программе |
18 |
5 |
13 |
|
|
Содержание программы
Раздел 1. Понятие общения в психологии. (2 часа) Понятие общения в психологии. Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельность. Структура общения.
Раздел 2. Общение как коммуникация. (5 часов) Общение как коммуникация. Модель коммуникативного общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении. Понятие коммуникативных барьеров.
Раздел 3. Общение в контексте взаимодействия людей. (5 часов) Общение в контексте взаимодействия людей. Виды взаимодействия: содружество, конфликт, содружество. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы совместной деятельности.
Раздел 4. Межличностное познание в общении. (6 часов) Межличностное познание в общении. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимоотношение в процессе общения. Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, идентификация, рефлексия. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
Планируемые результаты
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
уметь:
- рефлексировать свое поведение;
- самовыражаться;
- анализировать ситуации общения.
Условия реализации программы
Реализация программы требует наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся – не менее 15;
- рабочее место преподавателя - 1;
- магнитная доска;
- подборка видеосюжетов по курсу «Психология общения»;
- канцтовары (бумага формата А4, маркеры, фломастеры);
- учебно-дидактический материал.
Технические средства обучения: компьютер.
Формы аттестации и контроля
Текущий контроль успеваемости и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Методическое обеспечение программы
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров;
- необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослого.
Описание учебно-методического материала и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя
- Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка.(журнал «Классный руководитель»,№ 4,2006).
- Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях.-М., 2015.
- Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг).-М.,2016.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. -М,2013.
- Рогов Е.И.Психология общения. -М: Владос, 2002.
- Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения (журнал «Классный руководитель», № 2,8 2001год,№ 8 2002)
Литература для учащихся
- Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студентов.-М.:Академия, 2014.
Электронные ресурсы
- «Каталог психологической литературы», режим доступа: http://www/hsycatalog.ru