На земле Олонхо

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 8, 9

Ключевые слова: Якутия, эпос «Олонхо»


Сегодня проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети увлеченные поголовно телевизором, компьютером, интернетом не читают вообще… Для того, чтобы приобщить детей к чтению, возбудить интерес к устному народному творчеству, развить нравственные понятия как доброта, взаимопомощь, благодарность решила использовать педагогический потенциал традиций народа саха, обратиться к великому произведению. Для развития нравственных представлений через приобщение к общечеловеческим ценностям, раскрытыми в якутском эпосе олонхо разработала программу по курсу внеурочной деятельности «На земле олонхо».

В ноябре 2005 года якутский героический эпос "Олонхо" стал одним из победителей конкурса "Шедевры человечества" и включен во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества, международной организации ЮНЕСКО. Это событие свидетельствует о том, что мировое сообщество признало уникальную самобытную культуру Якутии, ее духовные традиции. Древний героический эпос "Олонхо" является наиболее яркой страницей устного народного творчества Якутии Нам необходимо сохранить для потомков нравственные и духовные ценности народа, передать им знания и мудрость предков. От этого зависит то, какими будут подрастающее поколение, будущее республики. 2006-2015 годы были объявлены ЮНЕСКО десятилетием Олонхо.

Олонхо – это народная школа Саха. Мир Олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку, взаимоотношения мужчины и женщины.

Олонхо – самый эпический жанр якутского фольклора, состоящий из большого числа сказаний (поэм) о подвигах древних богатырей.

  • На материале Олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целостном системе.
  • На текстах Олонхо учащийся может в совершенстве овладеть родным языком.
  • В содержании Олонхо можно найти систему закаливания организма, средства и методы физической подготовки.
  • Олонхо – неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение Саха.
  • Олонхо – философия народа Саха. В нем отражено сознание народа. В мире Олонхо вся жизнедеятельность людей, борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны, здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения Саха.
  • Использование Олонхо должно опираться на этнопсихологические особенности, умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной деятельности ребенка.

Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:

  • развитие речи;
  • изобразительная деятельность;
  • музыкальное воспитание;
  • игровая деятельность;
  • нравственное воспитание;
  • работа с родителями.

Все виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом. Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоили свои отрывки, переходят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой работы. Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходим к традиционному исполнению. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память, пробуждается глубокая связь поколений. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.

А также внеклассная работа способствует развитию самостоятельности учащихся, повышает интерес к изучению якутского языка, дает им возможность применять свои знания на практике, также пополняет багаж знаний, дает учащимся возможность поверить в свои знания и умения, повышает уверенность в себе.

Внеклассные мероприятия предполагают совместную коллективную деятельность, где большую роль играет поддержка, взаимовыручка и во всей красе раскрывается педагогика сотрудничества.

Цель: Создать условия для

  • выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей;
  • выработки жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни;
  • приобщения духовным национальным и общечеловеческим ценностям;
  • развития коммуникативных качеств личности;
  • развития эстетического вкуса.

Итогом занятий являются творческие отчеты о проделанной работе, выступления в конкурсах чтецов, на литературных вечерах, конференциях, концертах. Это дает учащимся выразить себя с помощью артистических способностей, формировать сценическую деятельность. В процессе занятий учащиеся входят в состояние творческого поиска, т.е. пишут сценарии, выступают и анализируют проделанную работу.

Ученик целенаправленно строит свою работу, определяет и повышает уровень своей самостоятельности. Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникают тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в исследовательской работе и своими руками что-то делают.

Содержимое разработки

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «На земле олонхо»

Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.

Сегодня проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети увлеченные поголовно телевизором, компьютером, интернетом не читают вообще… Для того, чтобы приобщить детей к чтению, возбудить интерес к устному народному творчеству, развить нравственные понятия как доброта, взаимопомощь, благодарность решила использовать педагогический потенциал традиций народа саха, обратиться к великому произведению. Для развития нравственных представлений через приобщение к общечеловеческим ценностям, раскрытыми в якутском эпосе олонхо разработала программу по курсу внеурочной деятельности «На земле олонхо».

В ноябре 2005 года якутский героический эпос "Олонхо" стал одним из победителей конкурса "Шедевры человечества" и включен во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества, международной организации ЮНЕСКО. Это событие свидетельствует о том, что мировое сообщество признало уникальную самобытную культуру Якутии, ее духовные традиции. Олонхо – это народная школа Саха. Мир Олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку, взаимоотношения мужчины и женщины.

Олонхо – самый эпический жанр якутского фольклора, состоящий из большого числа сказаний (поэм) о подвигах древних богатырей.

  • На материале Олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целостном системе.
  • На текстах Олонхо учащийся может в совершенстве овладеть родным языком.
  • В содержании Олонхо можно найти систему закаливания организма, средства и методы физической подготовки.
  • Олонхо – неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение Саха.
  • Олонхо –философия народа Саха. В нем отражено сознание народа. В мире Олонхо вся жизнедеятельность людей, борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны, здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения Саха.
  • Использование Олонхо должно опираться на этнопсихологические особенности, умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной деятельности ребенка. Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоили свои отрывки, переходят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой работы. Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходим к традиционному исполнению. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память, пробуждается глубокая связь поколений. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.

А также внеклассная работа способствует развитию самостоятельности учащихся, повышает интерес к изучению якутского языка, дает им возможность применять свои знания на практике, также пополняет багаж знаний, дает учащимся возможность поверить в свои знания и умения, повышает уверенность в себе.

Внеклассные мероприятия предполагают совместную коллективную деятельность, где большую роль играет поддержка, взаимовыручка и во всей красе раскрывается педагогика сотрудничества.

Цель: Создать условия для

  • выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей;
  • выработки жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни;
  • приобщения духовным национальным и общечеловеческим ценностям;
  • развития коммуникативных качеств личности;
  • развития эстетического вкуса.

Итогом занятий являются творческие отчеты о проделанной работе, выступления в конкурсах чтецов, на литературных вечерах, конференциях, концертах. Это дает учащимся выразить себя с помощью артистических способностей, формировать сценическую деятельность. В процессе занятий учащиеся входят в состояние творческого поиска, т.е. пишут сценарии, выступают и анализируют проделанную работу.

Ученик целенаправленно строит свою работу, определяет и повышает уровень своей самостоятельности. Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникают тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в исследовательской работе и своими руками что-то делают. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:

  • развитие речи;
  • изобразительная деятельность;
  • музыкальное воспитание;
  • игровая деятельность;
  • нравственное воспитание;
  • работа с родителями.

Формы работы:

  • прослушивание фонозаписей, просмотр документальных и художественных фильмов;
  • изучение импровизационной природы якутского музыкального фольклора;
  • чтение и разучивание олонхо и произведений, инсценирование, рефераты;
  • участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях, НПК.

Ожидаемые результаты:

Выпускник:

  • выражающий свои мысли в устной и письменной формах;
  • творческий, умеющий креативно подходить к делу;
  • понимающий и любящий искусство слово.

Тема

Краткое содержание

Практическая часть

1-2

Олонхо. Олонхосуты

Вступительная беседа.Вступление в олонхо – удобный материал для представления красоты и богатства языка саха, основных его особенностей и механизмов «составления» олонхо, раскрытия секретов магии эпического стиха..

Комментированное чтение вслух с иллюстрациями. Дети учат наизусть формулы-клише.

3-4

О сотворении Вселенной

Народная философия мироздания,представление древнего саха о сфере земли и неба,космического пространства,на фоне которых развертывается события олонхо.

Дети знакомятся с богатством языка олонхо- это

Закон сингармонизма,т.е употребление в одном слове гласных или переднего или заднего ряда ;залог гармоничного звучание строки ,предпосылка обогащения и закрепления синонимических рядов.Выписывание незнакомых слов.

Дети учат наизусть формулы-клише.
1 – работа на самомассаж лица, шеи, груди, языка, губ.
2 – работа на дыхание глубокий вдох задержка дыхания и выдох через рот.
3 – работа на дыхание со звукопроизношением: а-а-а, ы-ы-ы, и-и-и, у-у-у, --. 4 – после слоги: аа-аа, аа-'а, аа'ы, ооу и т.д.
5 – звуки: дьээ-дь, -дь, после дьээ-дьээ-дьээ дьээ-'э, дьээ-'э, буо, буо, буо.
6 – слова распределяем на слоги: дьээ-'ээ, буо-'оо, дьээ-'ээ буо, буо, буо. -р2, к-'-мт к'-'э-рэй-'эй-дээ-ээ-ээ.
Конец слова поющий растягивает и делает ударение.

5-6

Верхний мир

Благословенная природа: эпическое время начинается еще до появления человека на земле; страна героя простирается до границ-морей; изначальная матерь-земля отличается своей красотой и разнообразием; небо с лучистым солнцем и бледной луной усеяно со всех сторон множеством звезд – мир идеальной гармонии.
Знакомство детей с вековыми традициями ритмико-синтаксических повторов в разных вариациях в устном творчестве саха: чем больше повторов – тем краше речь! Это – единоначалие: количество строк с одного и того же звука или слога; одинаковым количеством слов в одинаковой форме – от двустишия до целых тирад!

Юрюнг Аар Тойон-речитатив.
1. Просыпание и зевание –аа, аа, аа;
2. “Позови друга” - ау, ау, ау.
3. “Смешинки” - 'и 'и, 'и 'и, 'и 'и…
4. Разные эмоциональные состояния (радость, гнев, плач и т.д.)
5. “Крики” - оо-'оо! Ээ-'ээ. (эхо).

7-8

Срединный мир

Мировое дерево Аал Кудук Мас – символ устройства мира, корнями доходит до нижнего мира; на его изобильном раздолье находят себе приют птицы и звери. Это средоточие белого и желтого изобилия места обитания ураанхай саха.
Обитатели срединной земли – отец и мать семьи, люди почтенные, уважаемые, с поводьями за спиной, люди племени Айыы с вожжами за холкой.
Знакомство с общеизвестными изобразительными
средства поэзии: рифмами, преимущественно фоно-морфологическими (окончаниями глаголов, прилагательными; суффиксами деепричастий);

“АалЛуук” мас – священное дерево, где живет Аан Алахчын хотун у которой богатыри просят помощи, силы, совета. Например: “Вышла из широкой листвы Аан Алахчын, Манан Манхалыын, Надела на плечи свои Подвески чеканного серебра… Косы длинные до земли опустив… Протяжно петь начала…” (стр.54)

9-10

Богатырь Айыы

Мотив появления богатыря – необходимость оказания помощи пострадавшим. Атрибутика богатыря – одеяние, воинские доспехи и снаряжение – их назначение.

Прослушивание фонозаписи в исполнение народного артиста Г.Колесова. Конкурс «Үруҥ Уолан»

11-12

Луноликая Туйарыма Куо

Образ Туйаарыма Куо

Работа над “кылыһахом” с детьми,песня Туйаарыма Куо Ыыы-ыыыһы -быан

13-14

Богатырь Абаасы

Созданный автором образ, порою – иносказание, поэтому нужно раскрыть интерпретацию.
Извечный враг двуногих, причиняющий им зло и несчастья.

Прослушивание фонозаписи в исполнение народного артиста Г.Колесова. Игра «Преодоление препятствий».

15-16

Девушка Абаасы Кыскыйдан Куо

Образ девушки Абаасы. Сравнение с образом девушки Айыы.

Прослушивание фонозаписи в исполнение народной артистки Марины Поповой.

17-18

Конь богатырский

Верный спутник богатыря – конь-дитя Айыы, словами говорящий, достойный своего хозяина. Описание их яркими красками – знак благоговейного отношения саха к лошади – другу и помощнику. Составление ребусов к пословицам.

Аанньа-һаах, звуки ржание коня

19

В нижнем мире

Описание нижнего мира. Разгадывание кроссвордов.

Песня Уот Уһутаакы, работа над кылыһахом.

20

Противостояние богатырей

Чтение с комментированием, словарная работа по тексту, иллюстрирование, составление тезисов.
Прослушивание фонозаписи в исполнении народного артиста Г.Колесова.

Прослушивание фонозаписи в исполнении народного артиста Г.Колесова.
Движение танца “Боотуров”

21-22

Мифологические образы в олонхо

Диспут- рассуждение: «Какова роль мифологических образов в героическом эпосе».

 

23-24

Алгысы

Понимание зависимости человека от природы, поэтому много места занимают заклинания и благопожелания. Творческая работа.

Выразительно читать благословение

25-26

Богатство языка олонхо

Многочисленные эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола немыслимых размахов, превратившиеся в постоянные формулы-клише и выполняющие как орнамент эстетические функции олонхо.

Конкурс чтецов.

27-28

Олонхо5о сиэр-майгы

Беседа о действующих лицах: каков характер, мотивы действий, какие у них ценности в жизни, отношение к жизни и людям и т.д. Высказывание своих мнений: краткая формулировка своих мнений и выводов.

1 – работа на самомассаж лица, шеи, груди, языка, губ.
2 – работа на дыхание глубокий вдох задержка дыхания и выдох через рот.
3 – работа на дыхание со звукопроизношением: а-а-а, ы-ы-ы, и-и-и, у-у-у, --. 4 – после слоги: аа-аа, аа-'а, аа'ы, ооу и т.д.
5 – звуки: дьээ-дь, -дь, после дьээ-дьээ-дьээ дьээ-'э, дьээ-'э, буо, буо, буо.
6 – слова распределяем на слоги: дьээ-'ээ, буо-'оо, дьээ-'ээ буо, буо, буо. -р2, к-'-мт к'-'э-рэй-'эй-дээ-ээ-ээ. Конец

29-30

Олонхо - мудрость народа саха.

Коллективное выступление: защита презентаций, рефератов, выставка рисунков.

 

31-33

Волшебный мир олонхо

Постановка сценки, выступление перед аудиторией. Учатся сценическому мастерству.