Сегодня проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети увлеченные поголовно телевизором, компьютером, интернетом не читают вообще… Для того, чтобы приобщить детей к чтению, возбудить интерес к устному народному творчеству, развить нравственные понятия как доброта, взаимопомощь, благодарность решила использовать педагогический потенциал традиций народа саха, обратиться к великому произведению. Для развития нравственных представлений через приобщение к общечеловеческим ценностям, раскрытыми в якутском эпосе олонхо разработала программу по курсу внеурочной деятельности «На земле олонхо».
В ноябре 2005 года якутский героический эпос "Олонхо" стал одним из победителей конкурса "Шедевры человечества" и включен во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества, международной организации ЮНЕСКО. Это событие свидетельствует о том, что мировое сообщество признало уникальную самобытную культуру Якутии, ее духовные традиции. Древний героический эпос "Олонхо" является наиболее яркой страницей устного народного творчества Якутии Нам необходимо сохранить для потомков нравственные и духовные ценности народа, передать им знания и мудрость предков. От этого зависит то, какими будут подрастающее поколение, будущее республики. 2006-2015 годы были объявлены ЮНЕСКО десятилетием Олонхо.
Олонхо – это народная школа Саха. Мир Олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку, взаимоотношения мужчины и женщины.
Олонхо – самый эпический жанр якутского фольклора, состоящий из большого числа сказаний (поэм) о подвигах древних богатырей.
- На материале Олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целостном системе.
- На текстах Олонхо учащийся может в совершенстве овладеть родным языком.
- В содержании Олонхо можно найти систему закаливания организма, средства и методы физической подготовки.
- Олонхо – неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение Саха.
- Олонхо – философия народа Саха. В нем отражено сознание народа. В мире Олонхо вся жизнедеятельность людей, борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны, здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения Саха.
- Использование Олонхо должно опираться на этнопсихологические особенности, умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной деятельности ребенка.
Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:
- развитие речи;
- изобразительная деятельность;
- музыкальное воспитание;
- игровая деятельность;
- нравственное воспитание;
- работа с родителями.
Все виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом. Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоили свои отрывки, переходят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой работы. Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходим к традиционному исполнению. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память, пробуждается глубокая связь поколений. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.
А также внеклассная работа способствует развитию самостоятельности учащихся, повышает интерес к изучению якутского языка, дает им возможность применять свои знания на практике, также пополняет багаж знаний, дает учащимся возможность поверить в свои знания и умения, повышает уверенность в себе.
Внеклассные мероприятия предполагают совместную коллективную деятельность, где большую роль играет поддержка, взаимовыручка и во всей красе раскрывается педагогика сотрудничества.
Цель: Создать условия для
- выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей;
- выработки жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни;
- приобщения духовным национальным и общечеловеческим ценностям;
- развития коммуникативных качеств личности;
- развития эстетического вкуса.
Итогом занятий являются творческие отчеты о проделанной работе, выступления в конкурсах чтецов, на литературных вечерах, конференциях, концертах. Это дает учащимся выразить себя с помощью артистических способностей, формировать сценическую деятельность. В процессе занятий учащиеся входят в состояние творческого поиска, т.е. пишут сценарии, выступают и анализируют проделанную работу.
Ученик целенаправленно строит свою работу, определяет и повышает уровень своей самостоятельности. Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникают тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в исследовательской работе и своими руками что-то делают.
Содержимое разработки
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «На земле олонхо»
Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Сегодня проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети увлеченные поголовно телевизором, компьютером, интернетом не читают вообще… Для того, чтобы приобщить детей к чтению, возбудить интерес к устному народному творчеству, развить нравственные понятия как доброта, взаимопомощь, благодарность решила использовать педагогический потенциал традиций народа саха, обратиться к великому произведению. Для развития нравственных представлений через приобщение к общечеловеческим ценностям, раскрытыми в якутском эпосе олонхо разработала программу по курсу внеурочной деятельности «На земле олонхо».
В ноябре 2005 года якутский героический эпос "Олонхо" стал одним из победителей конкурса "Шедевры человечества" и включен во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества, международной организации ЮНЕСКО. Это событие свидетельствует о том, что мировое сообщество признало уникальную самобытную культуру Якутии, ее духовные традиции. Олонхо – это народная школа Саха. Мир Олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку, взаимоотношения мужчины и женщины.
Олонхо – самый эпический жанр якутского фольклора, состоящий из большого числа сказаний (поэм) о подвигах древних богатырей.
- На материале Олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целостном системе.
- На текстах Олонхо учащийся может в совершенстве овладеть родным языком.
- В содержании Олонхо можно найти систему закаливания организма, средства и методы физической подготовки.
- Олонхо – неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение Саха.
- Олонхо –философия народа Саха. В нем отражено сознание народа. В мире Олонхо вся жизнедеятельность людей, борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны, здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения Саха.
- Использование Олонхо должно опираться на этнопсихологические особенности, умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной деятельности ребенка. Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоили свои отрывки, переходят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой работы. Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходим к традиционному исполнению. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память, пробуждается глубокая связь поколений. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.
А также внеклассная работа способствует развитию самостоятельности учащихся, повышает интерес к изучению якутского языка, дает им возможность применять свои знания на практике, также пополняет багаж знаний, дает учащимся возможность поверить в свои знания и умения, повышает уверенность в себе.
Внеклассные мероприятия предполагают совместную коллективную деятельность, где большую роль играет поддержка, взаимовыручка и во всей красе раскрывается педагогика сотрудничества.
Цель: Создать условия для
- выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей;
- выработки жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни;
- приобщения духовным национальным и общечеловеческим ценностям;
- развития коммуникативных качеств личности;
- развития эстетического вкуса.
Итогом занятий являются творческие отчеты о проделанной работе, выступления в конкурсах чтецов, на литературных вечерах, конференциях, концертах. Это дает учащимся выразить себя с помощью артистических способностей, формировать сценическую деятельность. В процессе занятий учащиеся входят в состояние творческого поиска, т.е. пишут сценарии, выступают и анализируют проделанную работу.
Ученик целенаправленно строит свою работу, определяет и повышает уровень своей самостоятельности. Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникают тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в исследовательской работе и своими руками что-то делают. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:
- развитие речи;
- изобразительная деятельность;
- музыкальное воспитание;
- игровая деятельность;
- нравственное воспитание;
- работа с родителями.
Формы работы:
- прослушивание фонозаписей, просмотр документальных и художественных фильмов;
- изучение импровизационной природы якутского музыкального фольклора;
- чтение и разучивание олонхо и произведений, инсценирование, рефераты;
- участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях, НПК.
Ожидаемые результаты:
Выпускник:
- выражающий свои мысли в устной и письменной формах;
- творческий, умеющий креативно подходить к делу;
- понимающий и любящий искусство слово.
№ |
Тема |
Краткое содержание |
Практическая часть |
1-2 |
Олонхо. Олонхосуты |
Вступительная беседа.Вступление в олонхо – удобный материал для представления красоты и богатства языка саха, основных его особенностей и механизмов «составления» олонхо, раскрытия секретов магии эпического стиха.. |
Комментированное чтение вслух с иллюстрациями. Дети учат наизусть формулы-клише. |
3-4 |
О сотворении Вселенной |
Народная философия мироздания,представление древнего саха о сфере земли и неба,космического пространства,на фоне которых развертывается события олонхо. Дети знакомятся с богатством языка олонхо- это Закон сингармонизма,т.е употребление в одном слове гласных или переднего или заднего ряда ;залог гармоничного звучание строки ,предпосылка обогащения и закрепления синонимических рядов.Выписывание незнакомых слов. |
Дети учат наизусть формулы-клише. |
5-6 |
Верхний мир |
Благословенная природа: эпическое время начинается еще до появления человека на земле; страна героя простирается до границ-морей; изначальная матерь-земля отличается своей красотой и разнообразием; небо с лучистым солнцем и бледной луной усеяно со всех сторон множеством звезд – мир идеальной гармонии. |
Юрюнг Аар Тойон-речитатив. |
7-8 |
Срединный мир |
Мировое дерево Аал Кудук Мас – символ устройства мира, корнями доходит до нижнего мира; на его изобильном раздолье находят себе приют птицы и звери. Это средоточие белого и желтого изобилия места обитания ураанхай саха. |
“АалЛуук” мас – священное дерево, где живет Аан Алахчын хотун у которой богатыри просят помощи, силы, совета. Например: “Вышла из широкой листвы Аан Алахчын, Манан Манхалыын, Надела на плечи свои Подвески чеканного серебра… Косы длинные до земли опустив… Протяжно петь начала…” (стр.54) |
9-10 |
Богатырь Айыы |
Мотив появления богатыря – необходимость оказания помощи пострадавшим. Атрибутика богатыря – одеяние, воинские доспехи и снаряжение – их назначение. |
Прослушивание фонозаписи в исполнение народного артиста Г.Колесова. Конкурс «Үруҥ Уолан» |
11-12 |
Луноликая Туйарыма Куо |
Образ Туйаарыма Куо |
Работа над “кылыһахом” с детьми,песня Туйаарыма Куо Ыыы-ыыыһы -быан |
13-14 |
Богатырь Абаасы |
Созданный автором образ, порою – иносказание, поэтому нужно раскрыть интерпретацию. |
Прослушивание фонозаписи в исполнение народного артиста Г.Колесова. Игра «Преодоление препятствий». |
15-16 |
Девушка Абаасы Кыскыйдан Куо |
Образ девушки Абаасы. Сравнение с образом девушки Айыы. |
Прослушивание фонозаписи в исполнение народной артистки Марины Поповой. |
17-18 |
Конь богатырский |
Верный спутник богатыря – конь-дитя Айыы, словами говорящий, достойный своего хозяина. Описание их яркими красками – знак благоговейного отношения саха к лошади – другу и помощнику. Составление ребусов к пословицам. |
Аанньа-һаах, звуки ржание коня |
19 |
В нижнем мире |
Описание нижнего мира. Разгадывание кроссвордов. |
Песня Уот Уһутаакы, работа над кылыһахом. |
20 |
Противостояние богатырей |
Чтение с комментированием, словарная работа по тексту, иллюстрирование, составление тезисов. |
Прослушивание фонозаписи в исполнении народного артиста Г.Колесова. |
21-22 |
Мифологические образы в олонхо |
Диспут- рассуждение: «Какова роль мифологических образов в героическом эпосе». |
|
23-24 |
Алгысы |
Понимание зависимости человека от природы, поэтому много места занимают заклинания и благопожелания. Творческая работа. |
Выразительно читать благословение |
25-26 |
Богатство языка олонхо |
Многочисленные эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола немыслимых размахов, превратившиеся в постоянные формулы-клише и выполняющие как орнамент эстетические функции олонхо. |
Конкурс чтецов. |
27-28 |
Олонхо5о сиэр-майгы |
Беседа о действующих лицах: каков характер, мотивы действий, какие у них ценности в жизни, отношение к жизни и людям и т.д. Высказывание своих мнений: краткая формулировка своих мнений и выводов. |
1 – работа на самомассаж лица, шеи, груди, языка, губ. |
29-30 |
Олонхо - мудрость народа саха. |
Коллективное выступление: защита презентаций, рефератов, выставка рисунков. |
|
31-33 |
Волшебный мир олонхо |
Постановка сценки, выступление перед аудиторией. Учатся сценическому мастерству. |
|