Организация коррекционно-развивающего пространства МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


Северская школа-интернат была открыта в 1962 году. С первых дней рождения нашего учреждения и становления его коллектива первостепенной заботой каждого работника стал поиск оптимальных форм организации и социальной адаптации воспитанников.

Серьёзное и постоянное внимание уделяется совершенствованию структуры и содержания образования, осуществляется разработка и введение в учебный план новых учебных программ, внедряются новые педагогические и здоровьесберегающие технологии.

Основным элементом работы по социальной адаптации обучающихся является организация трудового обучения и воспитания. Наши воспитанники проходят следующие ступени:

1. 1-4 классы - ручной труд, самообслуживание, обзорные экскурсии, кружки трудовой направленности.

2. 5-9 классы - работа в мастерских в группах по направлениям: столярное, швейное дело, цветоводство.

Работа по социальной адаптации и реабилитации детей также включает в себя:

  • занятия по предмету социально-бытовая ориентировка (СБО) с 5 по 9 классы, деловые и ролевые игры, практикумы по воспитанию умений и навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания;
  • мероприятия по экономическому и этическому воспитанию уч-ся, формированию у них адекватности поведения, умению общаться с окружающими людьми и навыкам правовой защиты собственных интересов;
  • работа в кружках трудового профиля;
  • труд по самообслуживанию.

Наши дети участвуют не только в школьных, но и в областных, городских выставках, конкурсах детского творчества по трудовому профилю, изобразительному, вокальному, танцевальному искусству, спорту, получая за это призы, грамоты, сертификаты.

Для того, чтобы активно принимать участие во всех школьных мероприятиях, необходимо иметь здоровье. А состояние здоровья зависит от физической подготовки школьника. Два урока физкультуры в неделю, конечно, не решают проблему физического воспитания обучающихся. Поэтому в школе создан оздоровительный режим для ребёнка, т.е. утренняя гимнастика, физкультурные минутки во время уроков. Во внеурочное время дети посещают уроки ритмики, спортивные секции, бассейн, проводятся занятия ОАФК по предписанию врача. С этой целью в школе действует спортивный зал, зал аэробики, зал ОАФК, спортивный городок. Наши ученики активные участники «Специальной Олимпиады России».

Традицией школы уже много лет стало проведение предметных недель и месячников, во время которых проводится много интересных мероприятий по изучаемому предмету. Даются открытые уроки по предметным циклам или методическим проблемам, организуются выставки методических материалов и дидактических пособий. Все педагоги к этим мероприятиям готовятся заранее. Они изучают литературу, обмениваются знаниями, дискутируют, вырабатывают решения, определяют пути их реализации.

Для осуществления коррекционной работы в школе действуют различные службы: психологическая, логопедическая, социальная, лечебно-оздоровительная, совет профилактики. В школе работает методический совет, ПМП консилиум, ППК на которых решаются методические и педагогические проблемы, связанные с обучением и воспитанием школьников.

Для успешной интеграции в общество выпускникам коррекционных школ важно уметь устанавливать контакт с окружающими людьми, иметь навыки общения. Решению этой задачи способствует сложившаяся добрая традиция проведения межклассных конкурсов «Лучший по профессии», совместных праздников с городским клубом многодетных семей «Лоза». Конкурсы превращается в настоящий праздник, где ребята демонстрируют свои профессиональные и коммуникативные навыки.

Заместитель директора по правовому воспитанию (социальный педагог) владеет полной информацией о положении каждого ребёнка в семье, вовремя приходит на помощь, оказывает социальную поддержку нуждающимся и устанавливает контроль над условиями воспитания. Грамотно используя имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, применяются меры государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей.

В школе-интернате налажена система посещения детей в семье с целью отслеживания психического, физического и интеллектуального развития воспитанников, формирование у них социально-бытовых навыков и умений, отслеживания взаимоотношений с семьей. Разработан план защиты интересов ребенка, переданных на «опекунское» воспитание, который предполагает проведение следующих мероприятий:

  • информировать опекуна об особенностях поведения, образовательных потребностях и нуждах ребенка;
  • осуществлять социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка специалистами ПМПконсилиума учреждения;
  • осуществлять контроль над условиями проживания ребенка в семье опекуна;

Особое место в работе педагогического коллектива выделяется такому виду деятельности, как профессиональное самоопределение воспитанников. В период интенсивной подготовки к выпуску проводятся специальные организованные занятия по перспективному плану, который включает в себя разнообразные формы работы с подростками: беседы, экскурсии, тестирование на выявление профессиональных склонностей и т.д.

Тесное сотрудничество с училищами г. Томска и Томской области, с Центром занятости населения и т.д.

С учащимися выпускных классов с сентября месяца активно проводится следующая Профориентационная работа:

  • беседы по профориентации групповые и индивидуальные,
  • родительское собрание по профориентационной работе с приглашением представителей училищ,
  • индивидуальные собеседования выпускников школы с представителями и психологами училищ и т.д.
  • работа с родителями и выпускниками по выбору профессии и сбору документов для поступления в профессиональные училища, как в школе, так и по месту жительства,

В школе организована работа педагогов дополнительного образования.

Содержание программ дополнительного образования направлено на:

  • создание условий для развития личности ребёнка, возможностей для её самореализации;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;
  • приобщение к пониманию общечеловеческих ценностей;
  • профилактику асоциального поведения;
  • усиление психического и физического здоровья.

Работа педагогов строится с учётом особенностей развития ребёнка, его интересов, возможностей. Время работы каждого кружка определяется исходя из общего режима школы-интерната и требований охранительно-лечебного педагогического режима. Дети с удовольствием посещают занятия, принимают участие в конкурсах различного уровня.

Если говорить в целом об организации коррекционно-развивающего пространства в нашем учреждении, то вся работа направлена на гармоничное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Программа школы – создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, и на этой основе решение проблемы социальной интеграции подростка в современное общество.

Программа включает в себя основные блоки:

1. Учебно-методический:

  • обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями, определёнными федеральными программами, с учётом психофизических параметров личности учащихся;
  • внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения с целью развития механизма компенсации каждого ученика;
  • организация системы динамического наблюдения за состоянием высших психических функций и уровнем знаний учащихся;
  • создание базы данных по вариативным формам и методам организации коррекционного обучения;
  • организация постоянной системы повышения квалификации педагогов.

2. Воспитательный:

  • создание базы данных (графические формы) по диагностике уровня воспитанности каждого ученика, группы в целом;
  • развитие механизмов продуктивного общения с целью овладения учащимися моделей коммуникативного поведения;
  • создание среды для формирования взаимоотношений между взрослым и ребёнком.

3. Лечебно-оздоровительный:

  • организация систематического наблюдения за состоянием здоровья каждого ребёнка;
  • работа по профилактике токсикомании и наркотической зависимости;
  • работа по программе «Здоровье»;

4. Коррекционный:

  • создание базы данных по планированию и моделированию коррекционно-развивающих уроков для каждого звена школы;
  • разработка картотеки специальных коррекционных упражнений по развитию высших психических функций для их использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе;
  • организация дифференцированного и индивидуального обучения с целью максимальной помощи отдельным ученикам;
  • проведение серии методических объединений по отработке коррекционных технологий педагогами и воспитателями.

5. Профессионально-трудовой:

  • изучение вопроса востребованности наших воспитанников на трудовом рынке;
  • профессионально-трудовая подготовка воспитанников с учётом региональных условий;
  • воспитание у обучающихся потребности и осмысление необходимости трудовой деятельности.

Миссия школы

  • Коррекция личности ребенка в процессе ее становления.
  • Обеспечение возможности получения основного образования всеми учащимися.
  • Развитие механизмов продуктивного общения, позволяющих решить проблему социальной адаптации.
  • Практическая направленность трудового обучения с ориентацией на востребованность знаний в жизни.
  • Организация условий жизни и учебы в охранительно-оздоровительном режиме, разработка мер охраны здоровья и профилактики заболеваний применительно к каждому ученику.