В любой школе существует устоявшаяся система правил, цель которой – регулирование условий пребывания обучающихся. Несмотря на различия в характере и темпераменте, от каждого ребенка требуется выполнение данных предписаний. Комфортность пребывания в школе зависит от отношения образовательной организации к детям. В наши дни государство прилагает максимум усилий для создания наилучших условий школьникам с нарушениями в развитии. Проблема гиперактивного поведения представляет огромный интерес для многих специалистов. Такое поведение является лишь частью совокупности нарушений, характерных младшим школьникам. По мнению экспертов, причина отклонения – дефицит внимания и слабость тормозящего контроля. По этой причине рассматриваемые дефекты получили наименование «синдром дефицита внимания» (Заваденко Н.Я., Успенская Т.Ю.).
Некоторые специалисты полагают, что сверхактивность существует в трех проявлениях: недостаток внимания, усиленная активность, нервность (Лютова Е.К., Монина Г.Б.). Согласно другой точке зрения, известные методы обучения не подходят для работы с гиперактивными детьми (Федоренко Е.Ю., Логинова Н.Ф.).
В наше время не существует общепринятого определения понятия «Гиперактивность». Составители психологического словаря среди симптомов гиперактивности выделяют рассеянность, неустойчивое внимание и непомерную двигательную активность. Очень часто с гиперактивностью связывают проблемы в межличностном общении, трудности усвоения учебного материала, низкую самооценку. Отсюда следует, что степень умственного развития детей не определяется гиперактивностью, порой может быть выше возрастных нормативов.
История вопроса
В середине XIX века немецкий врач – психоневролог Генрих Хофман впервые в истории охарактеризовал чрезмерно подвижного ребенка, назвав его Непоседа Фил.
В конце XIX века в книге Ф.Шольца «Недостатки в характере ребенка. Вторая золотая книжка» были исследованы так называемые «беспокойные» и «трудные» дети. По мнению Ф.Шольца, они выделяются на фоне других школьников своей подвижностью, характерной для всего организма. Конечности данных детей самостоятельны в движениях, которые осуществляются неуверенно и направлены во все стороны. Таких детей Ф.Шольц называет «Трепещущими», а их болтливость – перенесением мускулатурного беспокойства тела на область речи.
В нашей стране проблема гиперактивности актуализировалась в середине 90-х годов. Ею занимаются психологии, медики, педагоги. Данной тематике посвящены труды разных специалистов (З.Тржесоглазова, И.П.Брязгунов, А.Г.Платонова, Ю.С.Шевченко, Ю.Д.Кропотова, В.Р.Кучма, Е.В.Касатикова, Н.Н.Заваденко.)
Гиперактивное поведение (СДВГ) – одно из самых известных нарушений в развитии детей. Характерно 3-7% детей. Наиболее часто встречается в ходе учебной деятельности.
Можно выделить три типа гиперактивного поведения (СДВГ):
- Смешанный тип: гиперактивность дополняется нарушениями внимания (наиболее распространенный тип);
- Невнимательный тип: превалируют нарушения внимания;
- Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность (самый нераспространенный тип).
Американские психологи Бейкер П. и Алворд М. выделяют следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка:
- Невозможность сконцентрировать внимание на одном объекте;
- Не реагирует на слова в свой адрес;
- С интересом хватается за дело, однако не завершает его до конца;
- Сталкивается с проблемами при организации дела;
- Постоянно теряет свои вещи;
- Отказывается от работы, связанной с умственной деятельностью;
- Постоянно забывает что-либо;
- Встречается двигательная расторможенность;
- Постоянно ёрзает;
- Испытывает беспокойство (стучит пальцами, двигается в кресле, бегает, залезает куда-нибудь);
- Короткий сон, в том числе в младенчестве;
- Много разговаривает;
- Встречается импульсивность;
- Перебивает собеседника;
- Не может длительное время ожидать своей очереди;
- Долго сосредотачивает внимание;
- Не может дождаться вознаграждения за работу;
- Не способен контролировать свои действия;
- Осуществляя работу, демонстрирует разное поведение и разные результаты на разных этапах.
При наличии шести критериев можно говорить о гиперактивности ребенка. [3]
Методы диагностики восприятия
Довольно часто гиперактивные дети сталкиваются с проблемами при изучении школьного материала. Некоторые педагоги на этой почве делают поспешное заключение о низком уровне интеллекта ребенка. Оценить его можно лишь с помощью психологического обследования.
Рассматриваемые методики дают возможность исследовать восприятие школьника в полной мере.
С целью мониторинга степени предрасположенности ребенка к гиперактивному поведению, произвольности внимания применяются отдельные методики.
Методика «Да и нет». Представляет собой игру, в процессе которой наставник озвучивает вопросы, а ребенок отвечает на них, не используя фразы «да» и «нет». Игра проводится с ребенком индивидуально. Не стоит комментировать успешность ответов подопечного. В протокол обследования заносятся ответы, которые дает ребенок, а также итоги наблюдений за ним (наличие пауз перед ответами, их длительность, недомолвки и т.п.).
Порой дети пробуют упростить задачу. В частности, останавливают свой выбор на одном ответе и используют его в отношении всех вопросов. Или заменяют слова «да» и «нет» утвердительным киванием либо отрицательным покачиванием головы, как следствие, не нарушая правила и не обременяя себя поиском разумного ответа. Большинство детей сохраняют длительное молчание перед содержательным ответом, аргументируя это подбором подходящих фраз.
«Мычание» не является ошибкой, однако если оно затягивается, необходимо обратить внимание ребенка на это. В качестве ошибок отмечаются слова «да» и «нет». За каждое из них начисляется по 1 баллу.
Методика «Обведение контура». Применяется для выявления степени концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей. Перед ребенком выкладываются изображения геометрических фигур, которые наложены друг на друга. Задача испытуемого – найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом. Общий результат оценивается в баллах и зависит от скорости и точности выполнения задания.
Коррекционно-педагогическая работа с гиперактивными детьми должна строиться при соблюдении двух важных условий:
- Применение разных методик в эмоционально привлекательной и благоприятной для ребенка форме, это увеличивает степень переносимости возникающей нагрузки и стимулирует самоконтроль. Поэтому наилучший вариант – игровая форма занятий.
- Любая игра должна осуществлять тренировку лишь одной функциональной способности, не создавая в это время нагрузки на иные дефицитные способности.
Важно помнить, что гиперактивный ребенок не способен сидеть тихо, быть спокойным и при этом старательным в течение продолжительного времени.
Литература
- Ануфриев, А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей./ А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина – Москва, 2000. - 197с.
- Барановская, Т.А. Формирование самоконтроля в учебной деятельности. Автореф. Канд. дисс./ Т.А.Барановская – Москва, 1990. – 16с.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М., 2001.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком,1999 (Серия «Мастера психологии»). Выготский Л.С. Проблем развития психики //Собр.соч. Т.3. М., 1983. - С.144-146, 207,293.
- Гаспарова Е.М. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание. - 1990.- № 4.- С.90-98.
- Добсон А. Непослушный ребенок. – «Пенаты», «Т-Око», 1992, - С.131-149.
- (Детская семейная психология» http://www.vnimanie.org/adhd/)