Проблема развития эмоционального интеллекта

Разделы: Профессия — педагог


Современная ситуация развития образования требует решения актуальных задач выдвигаемых в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного, начального общего образования и среднего общего образования.

Значимым направлением образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование эмоционального интеллекта дошкольников. Целевые ориентиры, прописанные для этапа завершения дошкольного образования, предполагают адекватное проявление чувств воспитанниками, возможность использования речи для их выражения, способность учесть чувства других людей.

В стандарте начального общего образования уже нет такого понятия как «эмоциональный интеллект», но его составляющие есть в пункте о пояснениях метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Также и в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования нет тезиса «эмоциональный интеллект», но так же есть некоторые составляющие этого понятия. Например положения в пункте об отражении метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Проблема педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта ребенка активно изучается в старшем дошкольном возрасте, как наиболее благоприятном периоде. В настоящее время имеются определенные научные знания, необходимые для исследования рассматриваемой проблемы: осмысление понятия «педагогическое сопровождение» находит отражение в работах И.А.Кондратьевой [4], Н.О.Яковлевой [9]; определение понятия «эмоциональный интеллект» представлено в исследованиях И.Н.Андреевой [1], Г.Г.Гарсковой [3], Д. В.Люсина [5]; особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников изложены в работах Ю.А.Афонькиной [2], М.А.Нгуен [6], С.И.Семенака [8].

Таким образом, можно утверждать, что стандарт отражает те научно-методологические подходы и принципы, которые составляют своеобразный фундамент, базу, на которой строится развитие личности, его позитивная социализация, обусловливающая успешный переход на следующий возрастной и образовательный этап.

Таким образом, совершенно очевидно, что авторы Федеральных Государственных Образовательных Стандартов образования в качестве фундамента «гладкого» и успешной адаптации на различных ступенях образования предлагают именно позитивную социализацию, что по своей сути и является основным признаком проявления эмоционального интеллекта.

С целью углубленного изучения данного феномена, перейдем к его рассмотрению в психолого-педагогической науке и разберёмся в чём отличие IQ (коэффициента интеллекта) и EQ (эмоционального интеллекта).

Коэффициент интеллекта (IQ) - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. IQ cугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.

Известно, что уровень IQ - объективный показатель умственных способностей, который нельзя изменить, также он заложен в нас генетически. Коэффициент интеллекта не предопределяет успех в школе, на работе.

Что такое «Эмоциональный Интеллект»?

Согласно подходам ряда ученых, данный тезис определяется, как: способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза1; способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний2. Резюмируя, можно отметить, что данное понятие эмоционального интеллекта включает в себя два аспекта: внутриличностный (умение управлять собственными эмоциями) и межличностный (умение распознавать эмоции окружающих). Несомненно, данные качества способствуют высокой адаптивности и эффективности в общении.

______________

1 P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999.
2 R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997.

Эмоциональный интеллект включает в себя 4 части:

  • способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
  • способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
  • способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
  • способность управлять эмоциями.

Основные эмоциональные компетенции:

  • самосоосознание: знание того, что мы чувствуем и использование этих знаний в качестве руководства при принятии решения;
  •  саморегуляция: умение так обходиться с эмоциями, чтобы они способствовали, а не мешали выполняемому в данный момент заданию;
  •  мотивация: использование наших эмоциональные предпочтений для направления деятельности к поставленным целям;
  •  эмпатия: ощущение того, что чувствуют другие люди;
  • социальные навыки: хорошее владением эмоциями во взаимоотношениях и точное «прочитывание» социальных ситуаций и систем социальных отношений между людьми.

Как измерить эмоциональный интеллект школьника?

Методики эмоционального интеллекта:

1. Исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;

2. Основанные на самоотчете и самооценке испытуемых;

3. “Мульти-оценщики”.

1. Исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта Многофакторная шкала эмоционального интеллекта MEIS Она разработана в 1999 году Дж. Мейером, П.Саловеем и Д. Карузо.

2. задачи на распознавание эмоций, задачи на умение описывать собственные эмоции, задачи на понимание состава и взаимосвязи различных эмоций, а также задачи на способности управления эмоциями.

3. Основанные на самоотчете и самооценке испытуемых; EQ-i Анкета по определению эмоционального коэффициента Р.Бар-Она. Методики эмоционального интеллекта: Для тестирования детей и подростков от 6 до 18 лет.

Также есть тесты:

Уровни сформированности эмоционального интеллекта:

Низкий уровень:

  • эмоциональные реакции по механизму условного рефлекса (вас придавили в транспорте – вы нагрубили в ответ);
    осуществление активности с преобладанием внешних компонентов над внутренними, на низком уровне ее понимания (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не задумываясь почему? зачем? и нужно ли вообще?);
    низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции).

Средний уровень:

  • Присутствует высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования. (Вы действуете и общаетесь на базе определенных волевых усилий)
  • Ощущениепсихологического благополучия, позитивное отношение к себе. (для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка)

Высокий уровень:

  • Наивысший уровень развития внутреннего мира человека. (это значит, что есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. И эта система ценностей была выработана человеком самостоятельно и четко им осознается.
  • Четкое понимание о том, как ему нужно вести себя в различных жизненных ситуациях.  Чувство свободы от различных ситуативных требований. (выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри.)
  • Эмоциональный интеллект детей: инструкция по развитию и применению.

На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как:

  • эмоциональная устойчивость;
  • положительное отношение к себе;
  • внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах);
  • эмпатия (способность к сопереживанию).

Существуют разные способы, упражнения и методики по развитию эмоционального интеллекта.

Методика развития эмоционального интеллекта (EQ) «Монсики». Первая российская методика комплексного развития эмоционального интеллекта (EQ) детей, направленная на повышение уровня социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Колесо эмоций Роберта Плутчика поможет разобраться в многообразии эмоций и их комбинаций.

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции. Получилось впечатляющее и наглядное «колесо эмоций».

Основными эмоциями, согласно Роберту, являются радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие. Они располагаются во второй линии круга от центра.

Эмоция состоит из нескольких компонентов. Во-первых, это некое возбуждение в организме человека. Во-вторых, это особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щёки, трясутся руки). В-третьих, эмоции экспрессивны, т.е. люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.

Эмоции являются очень полезным приобретением эволюции человека. Благодаря эмоциональному реагированию люди лучше понимают друг друга, поскольку эмоции передают большое количество информации. Например, если собеседник злится, то можно делать некоторые предположения относительно его дальнейшего поведения и решений.

Кроме того, эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Они предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.

Эмоции подкрепляют нашу мотивацию и решимость совершить то, что хочется. Если бы наши цели были нам безразличны, мы бы к ним не стремились.

Однако эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую это сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.

Вот простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:

  • Что сейчас со мной происходит?
  • Что чувствует моё тело?
  • Что я хочу сделать?
  • Как называется это переживание?

Четыре приема, чтобы развить эмоциональный интеллект ребенка

Не бойтесь проявлять положительные эмоции

Эмоции – сигнал, который помогает окружающим понять наше состояние и мнение относительно того, что происходит. С возрастом мы зажимаем себя, стараясь проявлять сдержанность. Для взрослого человека такое поведение – осознанный выбор. Ребенок пока не умеет контролировать эмоции и только копирует родительскую модель. Порадуйтесь искренне и шумно успехам ребенка. Даже если устали или на работе проблемы, сделайте усилие, улыбнитесь и обнимите ребенка.

Озвучивайте собственные эмоции

Люди в разной мере обладают умением «считывать» чужие эмоции. А ведь они далеко не всегда бывают простыми: иногда в нас смешивается грусть и облегчение, гордость и стыд. Проговаривая свои эмоции и состояния, мы помогаем окружающим понять нас. «Хотя я сейчас очень злюсь, что ты прогулял школу, но прежде всего мне очень грустно. Я переживаю за твое будущее». Но стоит быть осторожным и отсекать крайности. Даже если мы «до смерти разочарованы», сообщать об этом в такой формулировке ребенку не нужно.

Признайте внутренне, что все эмоции ребенка имеют право на существование.

Искренне интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка

Дети, которые чувствуют искренний интерес к себе, более открыты и мотивированы. Спрашивая, как прошел день, акцентируйте внимание на эмоциях ребенка: что он чувствовал в те или иные моменты. Постарайтесь понять переживания ребенка и проявить эмпатию, даже если, кажется, что произошедшее не повод для грусти или радости.

Демонстрируйте принятие

Признайте внутренне, что все эмоции и чувства ребенка имеют право на существование. И именно это надо показывать ребенку: «Да, ты имеешь право злиться на меня. Мне искренне жаль. Давай поговорим о том, как исправить эту ситуацию?»

Эмоциональное воспитание помогает детям развивать способности в пяти сферах:

  • осознание самого себя;
  • самоуправление;
  • социальная осознанность;
  • коммуникативные навыки;
  • умение принимать ответственные решения.

Библиографический список

Законодательные материалы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

Книги и статьи

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
  2. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 6–17.
  3. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию.
  4. Кондратьева И.А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего профессионального образования // Начальная школа. Плюс до и после. 2012. № 10. С. 1–5.
  5. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные.
  6. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. 2007. № 5. С. 80–87.
  7. Раскачкина Е.В. Диагностика сформированности профессиональных ценностей у студентов направления подготовки землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) // Вестник 83.-Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 78.
  8. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 86–95.
  9. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 4 (263). С. 46–49.

Электронные ресурсы

  1. https://mega-talant.com/school/landing - школа талантливого учителя.
  2. https://www.psychologies.ru/roditeli/children/kak-razvit-emotsionalnyiy-intellekt-rebenka/ - способы развития эмоционального интеллекта.
  3. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/10/21/emotsionalnyy-intellekt-kak-komponent-professionalnoy - «Эмоциональный интеллект как компонент профессиональной компетентности учителя».
  4. https://infourok.ru/prezentaciya-psihologa-na-temu-emocionalniy-intellekt-kak-komponent-professionalnoy-kompetentnosti-uchitelya-3232185.html - «Эмоциональный интеллект как компонент профессиональной компетентности учителя».
  5. https://www.bbc.com/russian/features-40716336 - что такое эмоциональный интеллект.