Как помочь своему ребенку научиться рассказывать

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: рассказ, пересказ, обсуждение


Уважаемые родители, наверное, Вы обращаете внимание, как трудно бывает Вашим детям выразить словами то, что они чувствуют, видят, слышат. Рассказывание одинаково трудно и для 4-х летнего и для 7-летнего ребенка. У детей часто хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа, событий, которые произошли в течение дня и которыми ребенок так хочет поделиться.

Обучение рассказыванию лучше всего начинать со знакомых народных сказок. Рассказ воспринимается ребенком гораздо лучше, если подкрепляется красочными иллюстрациями, ведь у большинства из нас зрительная информация усваивается гораздо быстрее и прочнее, чем слуховая. После прочтения сказки нужно обсудить с ребенком прочитанное, задать ему вопросы по тексту: "Кто был у деда и бабы? «Что снесла Курочка Ряба? Какое было яичко?» и т.д. Пересказы знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов.

Для детей младшего дошкольного возраста хороши для пересказа маленькие рассказы Л.Н.Толстого.

"Умная галка"

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Произведения К.Д.Ушинского.Например,

"Сила не право"

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестрички Тани куклу и поскакал с куклой по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Серёже показалось, что весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться к отцу, а отец сидел у окна и всё видел. Что сказал отец Мите?

В этом рассказе, кроме вопросов по содержанию текста, можно обсудить поведение и поступки героев. Как ты думаешь, хорошо ли поступил Митя? Сережа? Как бы ты повел себя на их месте?

Возможно, в библиотеке вашего ребенка есть книга Владимира Сутеева с его же иллюстрациями. Ее можно предложить для пересказа. Предположим, вы выбрали рассказ «Про снегурочки и снежинку». Прежде чем читать, поговорите с ребенком о зиме, о том, в какие игры можно играть зимой на улице. Затем прочитайте рассказ.

«Давайте познакомимся. Мы — Ваня и Маша Кнопочкины. Нам уже по 6 лет. Мы близнецы, и все нас зовут просто — Кнопки. У нас есть большая чёрная собака Чапка, очень умная, и кот Усик — он ещё со­всем маленький. Весь этот новый год мы будем вам рассказывать, как мы живём. Maшa забыла сказать, что нам ещё подарили конь­ки «снегурочки» и мы уже научились кататься.

У нас во дворе сделали каток: расчистили снег на середине двора и всё время поливали и поливали водой. Вода замёрзла — и получился каток. Мы ката­емся там каждый день. Я уже здорово научился кататься: сегодня упал только пять раз. А Маша гораздо хуже катается: хотя упала всего три раза, но раз­била себе нос, а я нет.

Усик упал тоже три раза, потому что Маша держала его на руках: он ещё плохо ходит и поэтому ката­ется с Машей. Мама всё сердилась, что мы приходим все в снегу, с синяками, но папа не сердился и сказал, что надо заниматься спортом, и мы целые дни занимаемся.

А Чапка нас очень насмешила. Она не может кататься на коньках, и, чтобы ей не было скучно, мы вылепили из снега большую белую собаку и назвали её Снежинкой, а глупая Чапка её боится, всё время рычит и не хочет дружить со Снежинкой.

Спросите: о ком вы читали? Как зовут детей? Сколько им лет? Как их называют? Кто живет с ребятами? Что подарили детям?

Что сделали во дворе? «Как заливали каток? И т.д.

Можно сказать: «Бабушка (папа, дедушка) не слышали рассказ, расскажи им сам».

Не ждите быстрых успехов. Для ребенка сложно передать словами даже небольшой текст. Нужно не один раз поупражнять малыша, прежде чем он самостоятельно справится с заданием. Похвалите ребенка, чтобы не отбить желание выполнять столь непростую задачу.

Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра, которые ребенок может освоить и с участием старших братьев и сестер, родителей. Можно разыгрывать сказки и с помощью игрушек, имеющихся у ребенка. Важно побуждать его к этому и быть заинтересованным зрителем или партнером по исполнению. Вместе решите, какую сказку будете разыгрывать. Например, решили разыгрывать «Репку» - подумайте о персонажах: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Подберите игрушки. Часть персонажей можно нарисовать и вырезать из бумаги или картона.

Развитию речи помогают картинки, рассказы по ним. Есть замечательная книга Николая Радлова «Рассказы в картинках». Можно также использовать наборы открыток, рисунки из журналов, детских книг. «Послушай, как я расскажу, - обращаетесь вы к ребенку. – Заяц маленький, мягкий, пушистый, белый, глаза черные, передние лапы короткие, задние - длинные. Про него можно сказать: заяц трусливый, ловкий, быстрый. Умеет скакать, прыгать, быстро бегать, спасаться от волка и лисы. Его можно назвать ласково: заинька, зайчик, зайчишка, заюшка». Как зовут детенышей зайца? Заяц большой, а зайчонок - … (маленький). И т.п. А теперь расскажи, что ты узнал о зайце.

Если картинка сюжетная, предложите план рассказа: «Сначала расскажи, как звери попали на полянку, потом о том, что есть на картинке. Посмотри, как звери весело танцуют. Подумай, что могло быть дальше.

Обсуждение авторских рассказов и придумывание собственных не только помогает малышу учиться формулировать свои мысли, но и учит анализировать ситуации, развивает мышление и логику.

Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. К примеру, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как жили на даче, как ездили отдыхать на море, к бабушке в деревню, как украшали елку и даже просто угадывали, на что похожи облака. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказать живо и интересно. Будьте прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными, помогите, если ребенок затрудняется в выражении мысли. Интересные рассказы могут получиться при составлении писем бабушке с дедушкой, товарищу или ребятам в детский сад во время болезни самого ребенка. Составление письма окажет и воспитательное воздействие, вызывая добрые чувства к близким или друзьям. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Приятно будет перечитать их много лет спустя.

Список литературы

1. Владимир Сутеев "Про снегурочки и снежинку". Входит в антологию «Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева». Москва: "АСТ", 2008 г . 496 с.

2. К.Д. Ушинский "Сила не право". Москва: "РОСМЭН", 2016г., 42 с.

3. Л.Н.Толстой "Умная галка". Москва: "Детиздат", 2015 г. 8 с.

4. Николай Радлов «Рассказы в картинках». Москва: "Мелик-Пашаев", 2013г. 60 с.