Тренинг «Самый темный час – перед рассветом»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: психологический тренинг


План-конспект

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга:

  • повышение уровня информированности подопечных о проблеме наркомании;
  • изменение отношения подопечных к наркомании;
  • умение сказать «Нет наркотикам»;
  • формирование мотивации к сохранению здоровья.

Введение (10 минут)

Игра-разминка: участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

Знакомство в группе (15 минут)

Все участники, включая ведущего, распологаются по кругу. Ведущий рассказывает о личных ожиданиях от тренинга, просит участников представиться так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики, для всех участников в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своем отношении к поставленной проблеме и опыте приема наркотических или иных психотропных веществ.

Принятие правил работы (10 минут)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы:

  • Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища.
  • Желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
  • Критикуя - предлагай.
  • Не давать оценок другим участникам.
  • Вся личная информация, сообщенная на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

Оценка информированности (40 минут)

Ведущий просит группу ответить на вопросы:

  1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
  2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
  3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
  4. Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?
  5. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
  6. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы, следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы -  участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

Игра «Спорные утверждения» (15 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

  • «Совершенно согласен»;
  • «Согласен, но с оговорками»;
  • «Совершенно не согласен»;
  • «Не имею точного мнения».

Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю так». Выслушав мнения каждого из участников, ведущий в виде краткой лекции излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

- Наркомания - это преступление.

- Легкие наркотики безвредны.

- Наркотики повышают творческий потенциал.

- Наркомания - это болезнь.

- У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

- Наркомания излечима.

- Многие начинают употребление наркотиков «за компанию».

- Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

- Наркоман может умереть от СПИДа.

- Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

- По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

- Наркоман может умереть от передозировки.

- Продажа нароктиков не преследуется законом.

- Наркомания не излечима.

- Наркоманы - это не люди.

Оценка усталости (5 минут)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

Ведущий: Большое спасибо за ваше внимание и участие. Ответьте мне, ребята, кто-нибудь, когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать,

как наркотик может управлять подвластными ему людьми.

Игра «Марионетки» (15 минут)

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даѐтся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

1. Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

Ведущий:Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное «Нет».

Релаксационный комплекс (10 мин)

Под музыку ведущий спокойно и медленно говорит:

“Сядьте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и медленно. Вдох - сила и погружение, выдох - уверенность и спокойствие. При каждом вдохе силы нарастают. Это приносит удовольствие. Эти силы помогают сделать правильный выбор в любой ситуации. Силы помогут сказать “нет!” в любой ситуации. Ваше тело почувствовало силу. Вообразите, как ваш голос произносит: “Нет!” Все силы, которые вам нужны, находятся в вас. Это ваша сила! Она поможет сделать все так, как нужно! Решайте, когда её использовать. Это ваша сила! Ясные мысли помогут её использовать. Никто не сможет отнять у вас вашу силу. Ваш ясный ум - только ваш! Ваша сила – только ваша сила! Теперь пошевели пальцами, рукой, открыли глаза и сказали вслух: “Я смогу сказать “Нет!”, когда это нужно!”.

Игра «Словесный портрет» (10 минут)

Группа при помощи жеребьевки делится на четыре микрогруппы по пять человек. Группе дается задание описать нарокомана.

Игра «Отказ» (15 минут)

Цель: дать возможность участникам овледеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа также проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

- Сосед, лидер просит разрешения приготовить наркотик у тебя в комнате.

- Сосед, лидер просит оставить какие-то вещи у тебя в комнате.

- Сосед, лидер предлагает попробовать наркотик «за компанию».

- Сосед, лидер просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

- Сосед, лидер просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - «уговаривающего, другой - «отказыващегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Рефлексия

Большое спасибо всем! Вы очень активно и старательно работали. Я приглашаю вас снова собраться в круг для обсуждения нашего занятия. Давайте по очереди скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось ненужным? Каждый может сказать несколько слов.