Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, дети с нарушением зрения, взаимодействие педагога и семьи


В детском саду комбинированного вида посещают дети с функциональными нарушениями бинокулярного зрения, такими как амблиопия, косоглазие, астигматизм. У детей снижена острота зрения, контрастная чувствительность, отсутствует или снижен уровень развития стерео зрения и др. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами: амблиопия высокой степени, есть дети-инвалиды по зрению. Даже незначительное снижение остроты зрения приводит к ухудшению выполнению заданий детьми вовремя непосредственно-образовательной деятельности, при выполнении различных заданий при лечении на медицинских аппаратах.

Результаты диагностического обследования при поступлении в детский сад показывают, что наши дети испытывают затруднения при овладении программными требованиями детского сада. Они имеют ряд особенностей в психофизическом развитии. Дефект зрения отрицательно влияет на различные стороны развития ребенка – дошкольника.

В детском саду проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе. Тифлопедагоги совместно с врачом-офтальмологом и воспитателями групп разрабатывают специальные игры и упражнения, которые развивают не только ум и знания детей, но и зрение, зрительные функции. Это комплексное развитие осуществляется на специальных занятиях, в быту, на прогулке. Обязательное участие в этой работе ждем и от родителей.

Родители должны понять свою роль в развитии, воспитании ребенка с нарушенным зрением. Вы должны стать помощниками и организаторами жизни вашего ребенка, создающими все возможное для активизации и развитии самостоятельности при общении с окружающим миром. Надо помочь ребенку преодолеть страх и неуверенность перед окружающим. Адекватно действовать в реальном мире можно только тогда, когда ты свободен и уверен в себе. Свободное общение формируется при помощи взрослого, обучающего ребенка выделению, опознанию и осознанию всех признаков и свойств окружающих предметов и явлений, а также осознанию своих зрительных возможностей.

Осуществление коррекции зрения у детей со зрительными патологиями является сложным процессом. Его эффективность во многом зависит от успешности медицинских мероприятий, направленных на исправление глазной патологии и системы педагогических мероприятий по развитию зрительного восприятия. На ранних этапах формирования зрительного анализатора важно понимание этих единых задач.

Поступающие к нам дети имеют разные нарушения зрения. Чаще всего в зрительном диагнозе отмечается амблиопия. Это говорит о том, что, возможно, ребенку не сразу надели очки, и он видит не настолько хорошо, насколько может видеть его глаз или глаза. В таких случаях для повышения остроты зрения детей сажают на специальные медицинские аппараты.

В этот период и мы – педагоги подбираем такие игры, которые заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, такие как «Покажи все красные фигуры» (демонстрация пособия Блоки Дьенеша); «Отбери в коробку все треугольники»; «Отложи в сторону только большие, только маленькие фигуры» и др.

Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между двумя рисунками (демонстрация картин из игры «Запоминай-ка». Развивает зрение и мышление, и позволяет нам, взрослым, понять: а что знает ребенок о предмете - такие задания, как «Что перепутал художник?», «Что художник забыл нарисовать?» - (демонстрация картин из пособия Каше, Филичевой). Очень многие пособия мы изготавливаем сами, учитывая характер зрения и возможности детей. Например, «Какого цвета цифра 5…», «Какого цвета буква А…» - демонстрация пособий; «Найди две одинаковые по расположению предметов карточки», «Спрячь картонкой только фрукты, только овощи» - (демонстрация) и другие.

Если у ребенка косоглазие, астигматизм и ребенок носит окклюзию, то у него, естественно, нарушен зрительный контроль за движениями руки, детям сложнее рисовать, лепить, вырезать. Вы, наверное, это замечали. Для того, чтобы помочь детям, автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые хорошо делать и дома. Это, прежде всего, обводка фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят книжки-раскраски с четким контуром (показать). При этом важно учитывать возраст и возможности ребенка. Маленькому ребенку мы подбираем простые картинки – мяч, домик, огурец, морковка – демонстрация картинок. Детям старше – подбираются и книжки-раскраски сложнее, с изображением животных, детей, сюжетов (демонстрация). Такие задания ребенок может выполнять с вами и дома. Различные мозаики, конструкторы также развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции, т.е. заставляют подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно, развивают самоконтроль – это правильно, а это неправильно.

Часто у наших детей слабо развита мелкая моторика рук, поэтому мы очень много времени уделяем развитию мышц руки и мышц пальцев. Для этого предлагаем задания на различные нанизывания бус, плетение. Обыкновенные поролоновые губки развивают силу кисти (спрячь губку в кулачок. (демонстрация).

С теми детьми, у которых глубокие нарушения зрения (близорукость и дальнозоркость высокой степени, ретинопатия, атрофия зрительного нерва и другие заболевания) мы, прежде всего, учим ощупывать, осматривать предмет, надавливаем на него, стучим им, нюхаем, пробуем, если это возможно, т.е. получаем о нем информацию всеми возможными способами. В этот период даем задания и родителям на дом. Не всегда мы в садике можем предоставить всю информацию детям. Например, изучая фрукты, даем родителям задание обязательно потрогать и попробовать, и назвать, и найти, и показать фрукты, либо овощи. Различать сырую неочищенную, очищенную, вареную, жареную картофель, морковь; рассмотреть и послушать на улице по дороге домой или в детский сад автобус, грузовик, самолет и т.п. Пусть ребенок посредством различных органов чувств учится познавать мир. Он откроет вашим детям разнообразие форм, цветов, запахов, звуков и других признаков, и свойств окружающего. Надо вызвать у детей положительное эмоциональное отношение и переживание к окружающему: людям, их труду, природе.

Важным требованием к организации жизни ребенка дома является продолжение лечения, воспитания и обучения в органической связи с детским учреждением. Если не создавать ребенку с самого раннего возраста условия для самостоятельного непосредственного контакта с реальным миром, не обучать его жить соответственно его возможностям познавать мир за счет активного развития всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусового восприятия), то многое из окружающего им не будет познано.

Весь процесс развития вашего ребенка зависит не только от того, как врачи сумеют врачи и педагоги организовать его жизнедеятельность в детском саду, но и от того, как родители в домашних условиях будут учитывать все стороны здоровья ребенка и его психическое состояние.