Урок математики по теме "Сложение и вычитание вида 26 + 2, 26 – 2, 26 + 10, 26 – 10"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика


Цели и задачи урока:

  • помочь учащимся составить алгоритм сложения и вычитания двузначного числа с однозначным (без перехода через разряд) и круглым двузначным;
  • развивать познавательную активность и интерес к математике.

Оборудование:

  • учебник «Математика», авт. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева (изд. Вентана-Граф);
  • индивидуальные карточки с числовыми выражениями

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД
(Л- личностные,
Р-регулятивные,
П-познавательные,
К-коммуникативные)

1.Оргмомент

«Успешный старт»:
упражнения «Полное дыхание»,
«Растягивание спины и плеч»,
«Солнышко – тучки»;
«Разминание и растирание пальцев» (см. Приложение)

-формирование установки на здоровый образ жизни (Л)

2.Активизация знаний

-математический диктант: увеличь 8 на 7; найди разность 18 и 9;уменьши 13 на 7; найди сумму 5 и 8; найди сумму двух одинаковых слагаемых, если слагаемое равно 6; из суммы 4 и 6 вычти 8; к сумме 2 и 7 прибавь 3.
Взаимопроверка
(дети в парах меняются тетрадями, сверяют ответы с записью на доске:15, 9, 6, 13, 12, 2, 13;
неправильные ответы зачёркивают карандашом; возвращают тетрадь однокласснику)

-сравни числа 26 и 6 (что общего, чем отличаются);
-сравни числовые выражения, не выполняя вычисления:
6 + 72 или 2 + 76;
34 + 5 или 4 + 35
(суммы равны, т.к. количество десятков не меняется, сумма единиц одинаковая)

-коррекция и оценка действий одноклассника(К);
- сравнение (П);
-установление причинно-следственных связей (П);
-построение логической цепи рассуждений (П);
-контроль (Р)

3.Введение нового материала, формулирование темы урока

-Найдите значение выражений (индивидуальные карточки):
23 + 6
48 – 4
36 – 10
82 + 10
-Проверьте ответы.
(на доске - 29, 44, 26,92).
-Объясните, как выполняли вычисления.
Учитель по ходу объяснения детей проводит линии от одного числа к другому, чтобы было понятно, что единицы мы складываем с единицами, вычитаем из единиц, десятки соответственно складываем с десятками и вычитаем из десятков.
Дети делают вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками, единицы вычитаем из единиц, десятки из десятков.
-Какие числовые выражения мы будем решать сегодня на уроке?
(складывать двузначное число с единицами и десятками и вычитать из двузначного числа единицы и десятки).
-Работа с учебником, с.41 (правило):
-Посмотрите, как Заяц с Волком предлагают нам выполнять действия сложения и вычитания?
Ученик читает правило.
-Кто выполнял действия по этому правилу?

-выполнение пробного учебного действия (Р);
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
-осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П);
-саморегуляция (Р)

4.Динамическая пауза

«Полное дыхание», «Цапля + Хвост кита», «Расслабляющие повороты» (См. Приложение)

-формирование установки на здоровый образ жизни (Л)

5.Закрепление нового материала

Работа в парах (карточки)
Найдите значения числовых выражений:
65 + 20    54 - 40
79 – 8     29 + 50
34 + 3     90 - 40
88 – 5     19 – 6

Проверка: по одному ученику из каждой пары выходят к доске, записывают только значения выражений

Решение задачи (№8, с.42)
Маша собрала 30 наклеек, Оля  20 наклеек, а Аня столько, сколько Маша и Оля вместе.

-Прочитайте текст. Что заметили?
Ученики читают текст и обращают внимание на то, что для того, чтобы текст можно было назвать задачей, не хватает вопроса.
-Верно ли на доске записаны данные задачи?
На доске:
Маша – 30 н.
Оля -20 н.
Аня -?,
(вызванный ученик говорит, что верно)
-Что можно узнать по этим данным?
(ученики предлагают найти, сколько наклеек собрала Аня и сколько наклеек собрали девочки вместе)
-Есть ли эти вопросы в кратком условии?
(только один)
-Как в кратком условии показать второй вопрос?
Маша – 30 н.
Оля -20 н.?
Аня -?,
-На какой вопрос мы сможем ответить сначала? (сколько наклеек собрала Аня)
-Каким действием мы узнаем, сколько наклеек собрала Аня?
30 + 20
-Как выполнить вычисление?
Ученики объясняют, что десятки мы складываем с десятками. 3 дес. + 2 дес. = 5 дес. Записываем:
30 + 20 = 50 (н.)

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, сколько наклеек собрали девочки?
(можем) 30 + 20 + 50 =100 (н.)
-Как выполнили вычисление?
(десятки складывали с десятками)
Ответ: 50 наклеек собрала Аня, 100 наклеек собрали девочки.

-структурирование знаний (П);
-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого (К);
-смысловое чтение (П);
-поиск и выделение необходимой информации (П);
-целеполагание (Р);
- подведение под понятие (П)

6.Повторение изученного

- Начерти луч.
(дети самостоятельно чертят в тетради луч)
Отметьте на луче число 1, единичный отрезок равен 2 см)
- Проверьте (в парах) друг у друга, верно ли на луче обозначено число 1.
(ученики выполняют взаимопроверку)
Отметьте на луче точку А с координатой 4, точку В с координатой 2 и точку С с координатой 5.
(учитель читает задание и делает на доске запись: А(4), В (2), С (5).)
-Проверьте (в парах).
-Найди закономерность и продолжи последовательность чисел:
3   2   8   7   …   …   … (-1, +6)
1   2   4   7   …   …   … (+1, +2, +3, …)
(если ученики затрудняются, учитель предлагает посмотреть, каким образом получено каждое последующее число из предыдущего и проследить закономерность)

-умение действовать по плану (Р);
-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность (Р);
-построение логической цепи рассуждений (П);
-сравнение (П);
-самостоятельное достраивание недостающих компонентов (П)

7. Итог урока

-Кому сегодня было интересно на уроке?
-Кому было легко?
-Какие задания вызвали затруднения?

-целеустремлённость и настойчивость в достижении цели (Р);
-готовность к преодолению трудностей (Р);
-умение адекватно воспринимать оценки и отметки (Р)