Интеллектуальная игра по физике "Что? Где? Когда?"

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Ключевые слова: викторина по физике


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (608 кБ)


Цели:

  • Повышение интереса к предмету физики и создание позитивного настроя при изучении физики.
  • Применение знаний, полученных на уроках физики, в новой нестандартной ситуации.
  • Повышение мотивации и осознанности обучения.
  • Расширение межпредметных связей.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить и расширить знания учащихся, полученных на уроках физики, с учётом принципа профессиональной направленности обучения, межпредметных связей физики и биологии, физики и математики.
  • Проверить, как учащиеся способны применять свои знания в различных ситуациях.

Развивающие:

  • Развивать логическое и творческое мышление, речевые навыки, внимание, умение делать выводы.
  • Развивать интерес у учащихся к физике и истории науки.
  • Развивать действия анализа, планирования и рефлексии.
  • Развивать чувство ответственности за общее – командное дело, умение слушать и слышать друг друга.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность учащихся, активную жизненную позицию, культуру поведения, дисциплину, трудовые навыки, аккуратность.

Оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Презентация;

Ход игры

1. Организационный момент

Звучит отрывок из арии Германа ("Что наша жизнь…")

2. Приветственное слово учителя

Представление членов жюри, знатоков.

Знакомство участников игры с правилами игры и судейства.

3. Участники игры

Учащиеся 10 класса, всего 2 команды, в команде – 10 человек.

Каждая команда выбирает капитана и даёт название команде.

4. Игра

Игра состоит из 2 этапов:

1 этап - разминка, включающая 10 вопросов (5 минут на ответы). Каждый правильный ответ оценивается в 0,1 балла.

2 этап – основная игра, включающая 20 вопросов, по 1 минуте на обсуждение каждого вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Учитель зачитывает вопрос, на интерактивной доске появляется слайд с вопросом, после ответа знатоков, на экран выводится правильный ответ и озвучивается.

В конце игры подводится итог, команды награждаются грамотами.

Состав жюри. Учителя физики.

Вопросы разминки

1.Чем она больше, тем изменение скорости меньше. (Масса)

2. Температура кипения зависит от … (Давления)

3. Вещества, не проводящие электрический ток. (Диэлектрики)

4. Тиканье часов, гул моторов, шелест листьев – всё это… (Звук)

5. Процесс изменения макропараметров при постоянной температуре. (Изотермический)

6. Абсолютный ноль температуры. (- 273° С)

7. Какие тела излучают энергию? (Нагретые)

8. Причина изменения скорости тела. (Сила)

9. Энергия движения и взаимодействия молекул. (Внутренняя)

10. Единица измерения оптической силы. (Диоптрия)

Вопросы основной игры

1. Уважаемые знатоки! Прослушайте данную информацию:

В листьях растений третьей планеты, под действием лучей этой звезды, дающей непрерывный спектр, протекает процесс фотосинтеза, и листья становятся зелёными. Это замечают и птицы семейства воробьиных, которые летят к нам в постройки, и мы судим о смене времён года. Какое стихотворение закодировано в этом эпизоде?

(Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.)

2. Станислав Ежи Лец спрашивает: «Что ты скажешь на это, физика? В отношениях между людьми трения ведут к … .

А к чему ведут трения?

(К охлаждению)

3.Уважаемые, знатоки! О каком учёном идёт речь?

В детстве он ходил с отцом в дальние плавания – к Новой Земле и Шпицбергену. Учился в Германии. Был рекрутом гвардии короля Фридриха Вильгельма 1, но сумел бежать и вернулся на родину.

В 1748 году он сочинил поздравительную оду императрице Елизавете, за что получил награду 2000 рублей. В 1749 году он создал химическую лабораторию. Он имел мастерскую, в которой изготовлял мозаичные картины из цветного стекла, которое сам производил.

Его считают основоположником механической теории теплоты и кинетической теории газов, физической химии, одним из основоположников атомно-молекулярного учения, одним из авторов закона сохранения массы и энергии.

(М.В.Ломоносов)

4. Уважаемые, знатоки! Закончите одно шутливое стихотворение:

Кто-то сегодня погряз в долгах, кто – то погряз в законах.

Все говорят мне, что сила в деньгах. А сила – она …

В чём же она – сила? (В Ньютонах)

5. Уважаемые, знатоки! Внимание чёрный ящик.

Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами – катапультами. Их изобрёл для защиты своего города великий учёный Архимед. В чёрном ящике лежит ещё одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту. Что в чёрном ящике?

(Винт Архимеда, используется в мясорубке)

6. Уважаемые, знатоки! Речь пойдёт о живом существе. Кто оно?

Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

Мощность, развиваемая его сердцем, примерно равна 2,2 Вт.

Его мозг за 0,05 с распознаёт объект, изображение которого зафиксировал глаз.

За свою жизнь оно съедает около 40 тонн пищи.

Это самое умное животное на Земле.

(Человек)

7. Уважаемые, знатоки!

Почему во время ВОВ партизаны прикладывали ухо к рельсам, чтобы определить приближение вражеского состава. А на Руси, чтобы услышать приближение врага, прикладывали ухо к Земле?

(Скорость распространения звука в твёрдых телах больше, чем в жидкостях или газах)

8. Уважаемые, знатоки!

В практике музейного дела нередко возникает надобность читать древние свитки, настолько ветхие, что они ломаются и рвутся при самой осторожной попытке отделить один слой от другого. При Академии наук с такой задачей справляются.

Как разъединяют листы в указанном случае?

(Свиток электризуют: соседние части, получающие одноимённый заряд, отталкиваются и аккуратно, без повреждений, разделяются. Затем нетрудно умелыми руками развернуть свиток и наклеить его на плотную бумагу.)

9. Однажды репортёр спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Эйнштейн посмотрел на объёмистый блокнот репортёра и сказал…

Что сказал Альберт Эйнштейн?

(Милый мой…, настоящие мысли так редко приходят в голову, что их нетрудно и запомнить!)

10. Уважаемые, знатоки! Утверждают, что алмаз – не только рекордсмен по твёрдости и отражению света, он может снизить ЕЁ почти вдвое.

Запишите ЕЁ обозначение одной буквой.

(С; Она – скорость света, которая в плотной среде (алмазе) падает до 124 тысяч километров в секунду.)

11. Спецодежда сталеваров имеет некоторые особенности – она покрыта тонким слоем металла.

Для чего это делается?

(Для отражения тепловых (инфракрасных) лучей.)

12. Уважаемые, знатоки! Речь пойдёт об изобретении.

Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках 13 века, 15 века, в конце 18 и середине 20 века.

Данное изобретение используется и в мирных целях.

Предполагается, что родина этого изобретения Китай.

В Европе (13 век) его разновидность получила название – «Летающий огонь», или «Огненный волан», а в середине 20 века – имя милой девушки.

Это изобретение – основной двигатель космических кораблей.

(Ракета)

13. Уважаемые знатоки! Прослушайте отрывок из романа «Евгений Онегин».

Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

Какое физическое явление при этом происходило?

(Конденсация водяного пара)

14. Абитуриент сдаёт экзамен по физике. Ответил на все вопросы по билету, на дополнительные. Комиссия переглядывается. Председатель спрашивает:

- И последний вопрос – что будет, если толочь воду в ступе?

Абитуриент моментально даёт ответ, после которого получает 5.

Какой ответ дал абитуриент?

(она нагреется)

15. Имеются два бруска льда одинаковой массы, взятые при разных температурах, равных соответственно 0о С и – 25о С.

У какого бруска самый большой объём?

(Лёд, как всякое твёрдое тело, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Следовательно, плотность льда при более низкой температуре больше, чем при более высокой. Поэтому самый большой объём у бруска с температурой 0° С)

16. Уважаемые знатоки!

Без этого растения не обойтись в парфюмерии, его употребляют в пищу, одновременно с этим – при неправильном использовании оно ядовито. А если в него воткнуть медную и цинковую пластинки, то получается источник тока, способный питать 1,5 В лампочку.

О каком растении идёт речь?

(О картофеле. В парфюмерии используют картофельный крахмал; в пищу употребляют клубни этого растения; после цветения образуются плоды, которые ядовиты)

17. Уважаемые знатоки! Отрывок из поэмы Лукреция Кара « О природе вещей».

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в темноте, ты увидишь, мелькая
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах…
Увидишь ты там, как много пылинок меняют
Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,
Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях…

О каком явлении пишет Лукреций Кар?

(О броуновском движении.)

18. Уважаемые знатоки! Представьте себе следующую ситуацию: на край стола поставили банку, плотно закрытую крышкой, так, чтобы 2/3 дна банки свисали со стола. Через некоторое время банка падает.

Что же находилось в банке?

(Кусок льда. Когда он растаял, равновесие нарушилось.)

19. Уважаемые знатоки!

Журнал "Наука и жизнь" рекомендует проверять ЕЁ безопасность при помощи двух мобильных телефонов. Если удастся дозвониться с одного на другой, значит, ОНА опасна.

Назовите ЕЁ.

(Микроволновая печь. Один телефон нужно положить внутрь и закрыть дверцу, если удастся дозвониться на него с другого телефона, значит, печь пропускает излучение.)

20. Это слово ввёл в физику Ньютон, заимствовав его буквальное библейское содержание – «хлеб насущный», основа питания. Термин стал основополагающим в физике.

Что это за слово?

(Масса)

А завершить нашу игру я бы хотела словами Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький».

Не важно, каким путём человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.