Цели и задачи:
- Повышение психологической компетентности, стимулирование интереса к психологическим знаниям.
- Развивать познавательные способности, коммуникативные навыки и умения.
- Формировать потребность к самообразованию.
Форма проведения: командная игра.
Ведущий: Добрый день! Мы рады приветствовать всех на нашем конкурсе знатоков психологии. Сегодня мы увидим игру команд учащихся 9-10-х классов, которые смогут показать свою эрудицию в области психологии и помогут нам расширить свой кругозор, возможно, пополнить свои знания в этой области. Пока ребята готовятся, разрешите представить вам жюри (знакомство с жюри).
Также в наше жюри входят учащиеся 11-х классов. Они в конце игры вынесут свою оценку, независимо от мнения основного состава жюри.
Все члены жюри (Приложение 1) и команды (Приложение 2) получают конкурсный материал.
1. Самопрезентация участников игры "Визитка"
Ведущий: Первое впечатление о человеке формируется за одну минуту, и, как правило, очень устойчиво. Первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с окружающими людьми; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.
Посмотрим, какое окажут первое впечатление друг на друга, на жюри, на зрителей наши команды.
Ребята должны будут назвать свою команду и дать пять кратких ответом: "Мы …". (Конкурс оценивается по 5- балльной системе).
2. Второй конкурс «Психолог. Психиатр. Психотерапевт. Кто есть кто?»
Ведущий: «Зачем мне психолог? Я же не псих!» Не знаю, как вы, а я не раз слышала подобные фразы. Поначалу я не относилась к таким высказываниям всерьез, но со временем масштаб происходящего меня начал настораживать. Похоже, и правда при общей осведомленности населения, далеко не каждый человек ясно представляет себе, чем принципиально отличается психолог от психиатра. А если я к этим двум словам добавлю ещё и слово «психотерапевт»?
Действительно, специалисты, о которых идёт речь, похожи. И психологи, и психотерапевты, и психиатры – это специалисты в области психической жизни человека. И те, и другие изучают, как наша психика устроена, что и как влияет на нашу психическую жизнь, как помочь человеку, столкнувшемуся с теми или иными психологическими проблемными ситуациями. И те, и другие оказывают помощь людям, столкнувшимся с психологическими трудностями в своей жизни.
При этом в деятельности каждого из трёх этих специалистов есть свои особенности. Давайте попробуем разобраться. В этом задании вам предстоит подобрать к каждой профессии определение (провести стрелки).
(За каждый правильный ответ - 1 балл)
Психолог |
Психиатр |
Психотерапевт |
Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «врач», «врачебный». |
Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «знание» и может быть переведено как знание о душе. |
Это слово происходит от древнегреческих «душа» и «лечение». |
Это специалист с высшим медицинским образованием, который оказывает помощь человеку в диагностике и лечении психических болезней. |
Это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. |
Это специалист может оказывать помощь человеку в решении его психологических проблем с применением психологических средств. |
Ведущий: Начну с самого простого. Понятия «психология», «психотерапия» и «психиатрия» произошли вовсе не от слова «псих», а от древнегреческого слова «псюхе», что в переводе означает «душа, дух».
Слово «психология» происходит от древнегреческих «душа» и «знание» и может быть переведено как знание о душе. «Психиатрия» - от древнегреческих «душа» и «врач», «врачебный». Можно сказать, что психиатр – это врачеватель души. «Психотерапия» происходит от древнегреческих «душа» и «лечение». То есть, если дословно, то психотерапия – это лечение, оздоровление души.
3. Выберите жесты, свидетельствующие о проявлении лжи
Ведущий: Человек так устроен, что ему, без жестов, очень тяжело говорить неправду. А не врать он тоже не умеет. Информацию о правдивости собеседника можно получить, оценивая позу, жесты, мимику, взгляд (невербальная коммуникация). На невербальном уровне поведение человека очень информативно в силу своей высокой степени достоверности. Как известно, оно практически не осознается людьми и его невозможно полностью контролировать. Конечно, какие-то жесты, позы можно сымитировать, но существует масса поведенческих признаков, которые не поддаются сознательному контролю и, следовательно, их невозможно фальсифицировать. Каждой команде необходимо определить жесты, свидетельствующие о проявлении лжи (за каждый правильный ответ - 1 балл)
Ведущий: Определен целый ряд движений, которые могут сигнализировать о лживости собеседника, их еще называют «жестами неискренности». К ним относятся:
- защита рта рукой (ладонь закрывает рот, большой палец прижат к щеке);
- прикосновение к носу (легкое, почти неуловимое прикосновение к ямочке под носом или потирание кончика носа и т.п.) — это более утонченная форма жеста, чем прикрытие рта;
- потирание века;
- почесывание, потирание уха, перегиб ушной раковины — человек пытается не слышать, что говорит ложь;
- оттягивание воротника рубашки — говорящий осознает, что вы ему не верите;
- частое приглаживание волос;
- почесывание шеи под ухом указательным пальцем — сомнения или неуверенность.
На жесты стоит обращать внимание, но не нужно на этом зацикливаться, иначе это превратиться в обычную навязчивую идею.
4. Подберите к каждой схематически изображенной позе выражение лица соответствующее ей
Ведущий: В четвертом задании продолжим изучать невербальное проявление эмоциональных состояний человека (за каждый правильный ответ - 1 балл)
Ведущий: Жесты, позы, мимика – всё это играет важную роль в людских жизнях. Без них не обходится ни один человек, а потому, если научиться их правильно распознавать, то жить станет проще и интереснее. Мимика и жесты в общении используются повсеместно и автоматически, не каждый в состоянии их контролировать. Благодаря этому у более наблюдательных и внимательных личностей появляется возможность изучать людей.
5. Определите тип темперамента владельца шляпы
Ведущий: На все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают даже самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями. Один человек сохраняет спокойствие в любой ситуации, а другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного человека. Темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения.
В этом конкурсе каждая команда получит информацию для выполнения задания. Приложение 2.
(За каждый правильный ответ - 1балл).
Тип темперамента владельца шляпы___________________
Тип темперамента владельца шляпы___________________
Тип темперамента владельца шляпы___________________
Тип темперамента владельца шляпы___________________
6. Определите тип темперамента следующих сказочных героев
Ведущий: Все люди любят сказки. Каждому из нас мама читала их в детстве. Сказка – это путешествие в волшебную страну, знакомство со сказочными героями. Мне всегда было интересно, почему одни сказочные персонажи (как и люди) более подвижные, а другие − медлительные, одни храбро вступают в борьбу со злом, а у других в таких условиях возникает страх и неуверенность?
Да, Вы правы – в сказке, как и в реальной жизни, представлены различные типы темперамента. Вам предстоит вспомнить особенности поведения героев сказок в различных жизненных ситуациях и определить их темперамент (За каждый правильный ответ - 1 балл)
Персонаж |
Темперамент |
Колобок |
|
Буратино |
|
Пьеро |
|
Карлсон |
|
Вини Пух |
|
Ослик Иа |
|
Кролик |
|
Сова |
|
Карабас Барабас |
|
Баба Яга |
|
7. «Пирамида Маслоу»
Ведущий Абрахаам Маслоу посвятил значительную часть своей исследовательской деятельности изучению мотивации и иерархии человеческих потребностей. Главный тезис теории Маслоу заключается в том, что человек нуждается в удовлетворении не только физиологических, но и духовных потребностей. Большинство людей знает его как автора «Пирамиды потребностей человека».
Пирамида Маслоу - это закономерности потребностей человека, которые в самом общем виде выглядят так:
- Фундаментом иерархии являются физиологические потребности: голод, жажда, потребность во сне и другие.
- Следующая ступень иерархии – потребность безопасности, защищенности. Включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне.
- Третья ступень – социальные потребности в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе.
- Четвертая ступень - потребность в уважении, одобрении.
- Последняя ступень – духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.
Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию.
Ведущий: Согласны ли вы с американским ученым? В чем, на ваш взгляд, главный недостаток теории Маслоу? Приведите примеры, соответствующие или противоречащие иерархической теории Маслоу (Конкурс оценивается по 5-балльной системе).
Ведущий: В исследовании, опубликованном в 2011 году, учёные Университета Иллинойса попробовали проверить эту иерархию. Вот, что они обнаружили: самореализация и социальные потребности важны даже тогда, когда основные потребности не были удовлетворены.
Интервью с участниками игры. Жюри конкурса подводят итоги и награждают победителей.