Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма и интереса к историческому прошлому нашей страны.
Оборудование:
- проектор,
- мультимедийная доска,
- музыкальный центр,
- листы бумаги,
- ручки.
Оформление сцены:
- название мероприятия “История государственных символов России”,
- изображение Флага России,
- Герба России,
- текст Гимна,
- портреты Дмитрия Донского, Петра I.
Ход классного часа
(Звучит песня «С чего начинается Родина».)
(Вступительное слово учителя на фоне звучащей мелодии.)
Учитель: Мы любим свою Родину, свою землю. Мы ходим по этой земле. Но если бы мы были птицами, то с удовольствием и огромным интересом взглянули бы на нашу Землю с высоты птичьего полета. Представьте: тихий вечер...
На быстро темнеющем небе обозначился молодой месяц. Земля лежит внизу в мягком тумане. Серп луны, необычайно чистый и яркий, где-то совсем рядом.
Путешествие начинается. Мы погрузимся в историческое прошлое нашей Родины - России, Руси и в ее настоящее.
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Все стареет,
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
И немало будет пройдено.
Коль зовут в грядущее пути.
Но святей и чище чувства Родины,
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина - Останется!
Если мы то чувство сохраним.
Сегодня мы поговорим о том, что всегда составляет гордость любого государства - это Государственные символы.
Ученик 1: В летописях сохранились упоминание о стягах - первых русских знаменах. Стяг - это длинный шест с укрепленными на верхушке ветками деревьев, пучками травы. Позднее к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы. С принятием христианства на Руси на стягах появилось изображение креста. У каждого князя был свой стяг до шести метров в длину. Сохранились предания о стяге Дмитрия Донского, с которым он выступил на поле Куликовом. (Демонстрируется слайд с изображением битвы на Куликовом поле.) Это был стяг черного цвета с изображением Иисуса Христа. Именно тогда стяг впервые был назван Знаменем.
Ученик 2:
Был закон: покуда знамя
Развивалось над полком, -
Пусть победа не за нами, -
Все равно дерись с врагом.
Но когда оно упало
И исчезло без следа –
Это знак, что все пропало,
Рассыпайся кто куда...-
Ныне этого не будет, -
Говорит великий князь.
Знамя черное целует...
И идет, перекрестясь.
Вам понятна мысль простая:
Нет обратного пути.
Наше знамя - Русь святая,
Что у каждого в груди.
Ученик 3: При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в России впервые появились знамена с сочетанием трех цветов - белого, синего и красного.
(Демонстрируются слайды исторических событий)
Ученик 1:
«Вперед!» и под знамена!
Борись, солдат, душой!
Построилась колонна
И двинулась на бой.
Атаки марш наш грянул,
Мы весело пошли
Под нашим новым знаменем
Огонь горит в груди.
Ученик 4: Очень долгое время наш стяг был ярко-красного цвета. (Демонстрируются слайды событий советского времени.) В 1991 году Государственным флагом России вновь стал бело-сине-красный. Эти цвета издревле имели символическое значение:
Белый - великодушие, откровенность, чистота.
Синий - верность, честность.
Красный - мужество, смелость, любовь.
Пусть руки друг друга найдут,
И в клятвенном рукопожатье
Навеки сплотило весь русский народ
Русское, гордое знамя!
Учитель: Герб России - так называется следующая страничка нашего путешествия. Герб и государство - эти два понятия связаны друг с другом. Герб - это официальная эмблема государства.
Российский герб — это двуглавый орел (демонстрируется слайд с его изображением), на груди которого расположился герб Москвы с изображением Георгия Победоносца на белом коне. Над головами орла - три короны, в лапах - символы государственной власти - скипетр и держава.
Ученик 1: Российский герб в виде двуглавого орла имеет почти полутысячелетнюю историю. Впервые официальное изображение двуглавого орла появилось на печати великого князя московского Ивана III.
Ученик 2: Символика двуглавого орла - одна голова обращена на Запад, другая - на Восток, удачно подошла России, соединившей две части света — Европу и Азию.
В течение веков неоднократно менялись рисунок и цвет орла.
Ученик 3: Указом первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина от 30 ноября 1993 года введен новый Государственный Герб России.
Ученик 4: Герб нашей Родины!
Нет на Земле человека, который бы не знал его, при взгляде на него оставался бы равнодушным! На него с любовью и надеждой смотрят друзья, с ненавистью и бессильной злобой - враги. Он участник всех наших исторических и государственных дел.
Учитель: Среди эмблем и символов Российского государства особое место занимает Государственный гимн. Государственный гимн России - это поэтико-музыкальная эмблема величия и славы.
Своей широкой, свободной мелодией, ритмом, благородством гимн выражает самые заветные чувства россиян.
Ученик 1: Слово «гимн» - греческое, означает в переводе «торжественная песнь». В 1943 году С.Михалков и Г.Эль-Регистан и композитор Александров написали Государственный Гимн советского государства. Гимн был утвержден в трудное для страны время - шла Великая Отечественная война. В нем зазвучала твердая уверенность в нашей победе над злейшим врагом человечества - фашизмом.
(Звучит фонограмма Гимна)
Ученик 2: Прошло время, Советский Союз распался на отдельные государства. Началась работа над новым текстом и мелодией.
Ученик 3: 8 декабря 2000 года Государственной Думой Российской Федерации в качестве Гимна России принята мелодия бывшего Гимна СССР на музыку А.Александрова. В 2002 году Гимн обрел и слова. Теперь наше государство имеет полноценный Гимн, который отражает все новое и демократическое в нашей стране.
(Ученики исполняют Гимн под фонограмму)
Учитель: Вот и закончилось наше знакомство с государственной символикой, которая располагается с сегодняшнего дня на самом почетном месте в классном кабинете. Мы всегда должны помнить о том, что нужно с уважением относиться к государственной символике, хранить для будущих поколений, уважать Законы своей Родины, готовить себя к защите ее чести, свободы и достоинства.
Девочка 1:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом предки наши жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага.
Девочка 2:
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как не каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
Девочка 3:
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять,
Ты будешь знать, за что тебе стоять!