Сетевой проект как средство формирования медиаграмотности семьи

Разделы: Начальная школа


Реализация стратегии воспитания в России предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.

Современный мир по праву называют миром массовых коммуникаций. В современные образовательные учреждения вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, электронные искусства. Школьникам приходится сталкиваться с постоянно растущим потоком информации, они испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно критически оценить полученную информацию. Самостоятельно «гуляя» по сайтам, дети могут наткнуться на картинки порнографического характера, кровавые сцены, рекламу наркотиков, алкоголя. У них появляется возможность контактов с незнакомыми людьми, представляющими реальную опасность. Через социальные сети дети могут войти в различные группы, деятельность которых направлена на совершение преступлений против личности. Так же общение на сайтах, в социальных сетях, блогах и чатах разрушает желание к реальному общению, «убивает» коммуникативные навыки, которые школа целенаправленно развивает. Поэтому стратегия делает акцент на создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического.

В этом случае высока роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности детей и в повышении педагогической грамотности их родителей.

Педагоги помогают родителям ориентироваться в потоке информации, ведь от того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения. Ведь именно родители являются первыми проводниками ребенка в мир медиа и могут оказать ему действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации.

Необходимость развития медиаграмотности в младшем школьном возрасте обусловлена несколькими факторами. Во-первых, этот возраст важен для интеллектуального, эмоционального развития ребенка. Во-вторых, современные дети до поступления в школу имеют значительный опыт общения с телевизионной, компьютерной, видео- и звуковой техникой. В - третьих, они сталкиваются с огромным потоком информации и при этом испытывают значительные трудности при поиске и отборе информации, ее применении. Основная задача родителей и педагогов - научить детей использовать интернет - пространство правильно. Наибольший эффект достигается только при взаимодействии семьи и школы.

Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью ФГОС. Образовательные учреждения оснащены компьютерами и сетью Интернет, поэтому обучающиеся имеют контролируемый доступ к Сети, могут взаимодействовать удаленно, в том числе и во внеурочное время. При этом родители могут включаться в процесс обучения. В нашей школе созданы необходимые условия для реализации Стандарта и Стратегии воспитания. Следует отметить, что домен школы (внутришкольная сеть) не является открытым для любого пользователя Интернета. К данному домену имеют доступ только зарегистрированные обучающиеся и педагоги. Это обеспечивает дополнительную безопасность при размещении материалов, фото и видео с участием детей, что вызывает доверие родителей. В связи с этим появилась возможность создать и реализовать школьный сетевой проект «Мир кино», посвященный Году российского кино.

«Сетевой проект - это совместная, познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение совместного результата деятельности». (Полат Е.С.) Сетевой проект обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.). Разумеется, выполнение заданий проекта обучающимися начальных классов невозможно без активного включения родителей. Взрослые выступают в роли советника, соратника, помощника своим детям и активного участника, повышая свою медиаграмотность. Кроме того, совместное участие помогает грамотно использовать время нахождения в Сети ребенка, отвлечь от потока ненужной информации, компьютерных игр.

Визитка сетевого проекта “Мир кино”.

Название проекта: МИР КИНО.

Девиз проекта: «Единственное искусство, способное сочетать все искусства - это кино» Гарун Агацарский.

Цель проекта: Создание условий для развития медиаграмотности субъектов образовательного процесса.

Задачи проекта:

  • формировать навык безопасного поведения в Сети Интернет;
  • создать условия для информационного взаимодействия детей и родителей;
  • развивать навык работы с информацией;
  • развивать компьютерную грамотность, коммуникативные умения через взаимодействие в Сети Интернет.

Предметная область: информатика.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Приблизительная продолжительность проекта: 4 месяца.

Данный проект реализуется в рамках курса “Информатика”. В учебниках 2-4 классов есть разделы “Компьютерные программы”, “Сеть Интернет”, “Работа со звуком и изображением”, “Создание мультфильмов”. Задания, которые включены в проект, направлены на формирование умений работать в разных Интернет-сервисах. Участие в проекте способствует расширению кругозора по литературному чтению через знакомство с таким видом искусства, как кинематограф, стимулирует семейное чтение и просмотр фильмов российского кинематографа.

Участие в проекте способствует формированию универсальных учебных действий:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке и взаимооценке);

Формирование ИКТ компетентности обучающихся:

  • фиксация информации об искусстве кино с использованием инструментов ИКТ,
  • поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете,
  • создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Планируемые результаты обучения и воспитания:

Личностные:

  • проявление чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к киноискусству,
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение определять принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, планировать с помощью взрослого и самостоятельно,
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,
  • умение определять успешность выполнения своего задания.

Коммуникативные УУД:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог,
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
  • умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу со сверстниками и взрослыми,
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные УУД:

  • умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках,
  • умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы,
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, осваивать работу сервисов Веб-2.0,
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением,
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

  • ознакомятся с понятиями: кино, фильм, киноискусство, кинотеатр, кинокамера, мультипликационное кино, художественное кино, научно-фантастическое кино, видеозапись, фильмотека, киносценарий, киноактер. киностудия, киномузыка,
  • получат возможность расширить свой кругозор по теме "Киноискусство",
  • узнают историю создания художественных фильмов и мультфильмов, профессии людей, создающих кино,
  • овладеют первоначальными навыками работы с компьютером, Интернетом, сервисами Веб-2.0.

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Какова история возникновения кинематографа?
  2. Какие фильмы можно рекомендовать для просмотра?
  3. Как создать свой фильм?

План оценивания: до проекта: Классный час на тему “МИР КИНО”, родительское собрание

Опрос-исследование “Я и кино”

В ходе проекта: Таблица продвижения команд “Наши успехи”, листы самоконтроля.

По окончании проекта: оценивание итогового продукта:

  • таблица продвижения команд “Наши успехи”,
  • рефлексия координаторов,
  • рефлексия учеников.

Учебные мероприятия:

Подготовительный этап

  • знакомство с проектом
  • проведение классного часа
  • регистрация команд в таблице “Наши успехи”
  • проведение опроса-исследования
  • анализ анкет, заполнение таблиц “Я и кино” и “Любимые фильмы и мультфильмы”

Этап 1. Всё о кинематографе

  • создание карты знаний
  • работа с Листом самооценки
  • работа в таблице продвижения команд “Наши успехи”

Этап 2. Наша фильмотека

  • создание совместной презентации “Наша фильмотека”
  • работа в таблице продвижения команд “Наши успехи”
  • форум, обсуждение основополагающего вопроса “Что главное в фильме?”

Этап 3. Внимание, мотор!

  • создание аудиоролика
  • взаимооценивание в таблице ““Наши успехи”

Заключительный этап. Подведение итогов.

Продукты проектной деятельности детей:

  • список фильмов и мультфильмов, рекомендованных к просмотру,
  • ментальная карта “Всё о кинематографе”, презентация фильмов и мультфильмов разных жанров,
  • аудиоролик или видеоролик.

Форма проведения: кинематографический марафон.

Результаты проекта:

1. В ходе работы над проектом все участники с помощью родителей научились пользоваться электронной почтой и ресурсами домена школы, получили первоначальные навыки работы с сервисами Веб2.0.

2. На основании проведенного анкетирования составлен перечень фильмов, рекомендованных родителями для семейного просмотра.

3. Созданы ментальные карты по темам: «История кинематографа», «Профессии людей, создающих кино», «Любимые герои», «Термины кинематографа».

4. Созданы презентации фильмов и видеоролики по выбранным темам:

  • фильмы-сказки
  • советские мультфильмы
  • фильмы о семье и детях
  • фильмы о школе
  • фантастические фильмы
  • фильмы о животных
  • фильмы о ВОВ

Реализация данного проекта показала высокую заинтересованность и активность обучающихся и родителей, повышение уровня ИКТ-грамотности педагогов начальной школы.

В современное время родительское сообщество испытывает потребность в общении с образовательным учреждением на более высоком компетентностном уровне. При создании определенных условий, наличии увлеченных педагогов, современных технологий включение родителей в совместную проектную деятельность становится возможным, что и показал данный сетевой проект.