Подготовка к школе детей с расстройствами аутистического спектра

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: д/с, 1


Расстройство аутистического спектра (далее РАС) характеризуется нарушениями в трех основных областях – коммуникация, социальное взаимодействие и творческое мышление. Посещение школы становится довольно трудной задачей для ребенка, поскольку общение и социальное взаимодействие представляют собой значительную часть школьной жизни. Поэтому определение особых образовательных потребностей ребенка с РАС и разработка специального подхода, соответствующего этим потребностям, позволяет подготовить такого ребенка к обучению в условиях школы.

Нарушения формирования эмоциональной сферы при аутизме, которое проявляется в неприятии контакта, стереотипности поведения, особой ранимости и страхах, в агрессивности и негативизме, приводит к особым трудностям произвольного сосредоточения такого ребенка, особой сложности организации его поведения. Исходя из этого, самым важным этапом обучения стало формирование предпосылок учебного поведения. На данном этапе решаются следующие задачи:

  • установление контакта педагога с ребенком и формирование у него адекватного отношения к педагогу;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие у ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации.

Установление контакта с ребенком и формирование у него адекватного отношения к педагогу

Сбор информации о ребенке осуществляется до установления контакта с ребенком в ходе бесед с родителями и родственниками ребенка. В ходе беседы выясняются интересы и предпочтения ребенка: любимые книги, сказочные персонажи, игры, игрушки, чем ребенок любит заниматься со взрослым, в какой обстановке привык заниматься дома, как относится ребенок к новым людям и т.д. Такие сведения необходимы, чтобы избежать нежелательного поведения ребенка и определить круг поощрений.

Установление контакта в пределах учебного кабинета и знакомство с пространством, где будет находиться ребенок. Педагог создает ребенку комфортную и предсказуемую ситуацию знакомства: не проявляет излишней активности, настойчивых требований и замечаний – все это помогает ребенку расслабиться и успокоиться. Перед началом занятий в школе, где будет учиться ребенок с РАС, нужно провести экскурсию по тем помещениям, которые необходимы ему на первом этапе обучения: класс, туалет, столовая. Постепенно зону, в которой находится учащийся с РАС, нужно расширять. К ней добавятся физкультурный зал, гардероб, столовая, библиотека, музыкальный зал. Таким образом, учащийся будет постепенно осваиваться в пространстве школы, встречаться с другими учащимися, социализироваться.

Формирование адекватного отношения к педагогу. Как только устанавливается эмоциональный контакт, педагог вводит определенные правила взаимодействия, в том числе и правила обращения к педагогу.

Формирование учебной мотивации

Формирование познавательной мотивациидлительный процесс. Используются настольные развивающие игры, занимательные книги, мультфильмы, компьютерные игры. Привлекаются к работе родители, которые параллельно с педагогом расширяют представления ребенка об окружающем мире, побуждают его к освоению новой информации, новых знаний и умений. Необходимо не только заинтересовать информацией, но и рассказывать, как новые знания могут пригодиться в жизни, всегда намечая основную цель – пойти учиться в школу и стать учеником.

Развитие у ребенка стремления «быть учеником».Усилить стремление ребенка быть учеником помогают школьные атрибуты и учебные принадлежности, которые ребенок приносит на урок. Дома мама с ребенком собирают портфель, обсуждают, что в него необходимо положить. Перед уроком педагог помогает ребенку подготовить нужные принадлежности. Первые задания должны дать возможность ощутить ребенку свою успешность.

Целенаправленное формирование адекватного отношения к оценке.На первых порах используется система поощрений в виде очков, жетонов или любимых лакомств, которые ребенок получает за правильно выполненное задание. Постепенно система материальных подкреплений заменяется словесной: похвалой, положительной оценкой родственников, педагога. Также надо отметить, что с развитием мотивации у ребенка уже сам урок и продукт его деятельности становится положительным поощрением.

Развитие у ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации

Главная проблема ребёнка с РАС – несформированность произвольного внимания, невозможность произвольной организации собственного поведения. Часто бывает, что ребенка можно заинтересовать учебным материалом, но за партой он не сдерживается и начинает бегать по классу. В результате – низкая продуктивность учебной деятельности. Используются все коррекционные методы, в том числе направленные на особую организацию учебной среды.

1. Структурирование пространства класса.Пространство класса для ребенка с РАС рекомендуется разделить на зоны: учебную и свободную. В свободной зоне должен находиться общий стол, шкаф с играми, мини библиотека, ковер или диван, на котором можно сидеть или лежать. В этой зоне можно заниматься чтением литературы, играть в настольные познавательные игры; заниматься другими видами деятельности, не требующими сидения за партой.

Свободная зона — это место, где истощаемый ребенок может отдохнуть, полежать, расслабиться, почитать любимую книгу (но только после выполнения оговоренного заранее с учителем задания), что создает для учащегося дополнительный стимул к достижению результата.

Мебель, которой пользуется учащийся с РАС, должна быть максимально комфортной. Парты и стулья должны быть подобраны по росту ребенка. Часто ребенок с РАС испытывает организационные трудности при подготовке к уроку или во время урока: не может найти необходимый учебник, тетрадь, найти в пенале нужный инструмент. Тренировка этих действий требует специального внимания, нуждается в отдельной проработке не только в школе, но и дома. Для облегчения этих проблем можно укрепить на парте подставку для карандашей, в которой постоянно будут находиться необходимые письменные приборы. Необходимо следить, чтобы на поверхности парты во время урока у ребенка с РАС не лежало никаких лишних предметов - только то, что необходимо на данном уроке. Любой лишний предмет отвлекает внимание и увеличивает количество трудностей. Время отдыха учащегося можно варьировать в зависимости от содержания урока и состояния учащегося. Важным условием для успешного обучения ребенка с РАС является наличие необходимых наглядных материалов. В классе должна быть аппаратура для демонстрации видео и аудиозаписей (компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон). Наглядные материалы также должны быть ориентированы на особенности развития и организации внимания учащегося.

Школьная доска — предмет, который ребенок видит постоянно. Значит, нужно максимально использовать его ресурсы. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) наглядные материалы, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе (услышать, увидеть, написать). Это помогает каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.

Существенную помощь в работе с ребенком с РАС оказывают визуальные методы: в первую очередь, это касается визуальных расписаний, карточек, иллюстрирующих задания, карточек-поощрений, таблиц, схем, алгоритмов.

Визуализация учебной информации – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют ребенку учебную информацию.

Пространство учебного кабинета организовано так, чтобы каждый урок сопровождался адаптированными наглядными материалами. Из-за несформированности произвольного внимания ребенок с РАС в начале обучения сосредотачивается на задании с трудом и на непродолжительное время, а затем начинает отвлекаться, смотреть по сторонам. Но, даже отвлекаясь, ребенок может непроизвольно «считывать» учебную информацию с доски. Поэтому необходимую «зрительную поддержку» педагог располагает на доске, дублируя часть заданий, выполняемых ребёнком за столом. В целом, пространство класса организуется так, чтобы упорядочить поведение ребенка с РАС во время урока.

2. Формирование привычки работать за столом. В начале урока ребенок с педагогом в определенном порядке готовит учебные принадлежности, в конце – убирает. Такой ритуал, отмечающий начало и окончание урока становится хорошей привычкой, помогает ребенку настроиться на учебу и приучает заниматься, сидя за столом. Необходимо ребенку помочь найти удобную позу за столом. Дома ребенок должен соблюдать такой же ритуал при выполнении заданий или игр за столом. Кроме того, необходимо следить за позой во время работы за столом, то есть формировать у ребенка "позу ученика".

3. Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога. Работа начинается с освоения ребенком указательного жеста, который является незаменимым при восприятии учебного материала. Указательный жест помогает удерживать внимание ребенка на учебном материале, и необходим в дальнейшем при обучении чтению.

4. Усвоение последовательности выполнения заданий на занятии. Каждый урок с детьми с РАС начинается с составления расписания занятия (этапов), которое сообщает ему, какие этапы будут проводиться и в какой последовательности, помогают понять требования педагога, учат самостоятельно принимать решения и выполнять задания. В визуальном расписании обязательно учитывается переменка. Когда ребенок выполнил очередное задание, он убирает карточку из расписания. С помощью этого приема ребенок получает наглядное представление о том, сколько и каких заданий он выполнил и сколько еще осталось. Визуализированные расписания важны для ребенка с РАС по следующим причинам:

  • Снижают уровень тревожности у учащегося с РАС и, следовательно, частоту поведенческих проблем посредством высокого уровня предсказуемости происходящего для детей;
  • Проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени (например, перемена после занятия), а также готовит ребенка к возможным изменениям;
  • Помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время ребенка;
  • Помогают школьнику с языковыми проблемами понять требования учителя;
  • Повышают мотивацию ребенка выполнить до конца менее привлекательные задания, перемежая их с более привлекательными для него видами деятельности, включенными в визуализированное расписание.

Расписание организуется в формате «сверху вниз», с возможностью для ребенка отметить, что определенный вид деятельности начат и закончен. В каждый конкретный момент времени перед учеником представлены два пункта расписания – «сначала», «потом», чтобы он понимал, что виды деятельности следуют друг за другом, а не каждый сам по себе. Привыкая работать по расписанию, ребенок четко усваивает временную последовательность занятия. Такая работа продолжает усваиваться ребенком в домашних условиях: в качестве обязательной домашней работы планируется его время, также составляется вместе с ребенком визуальное расписание на весь предстоящий день.

Учитель, работающий с ребенком с РАС, должен постоянно помнить о задачах развития навыков коммуникации и социализации этой категории учащихся. Это направление работы должно быть заложено во все виды учебной и внеучебной деятельности. Перемены предназначены не только для того, чтобы учащийся мог восстановить силы или выплеснуть накопившуюся энергию, но и приобрести навыки взаимодействия, учится правильно вести себя по отношению друг к другу. Навыки коммуникации и социализации прекрасно формируются при организации парной работы, работы в микрогруппах, ролевых игр, дежурства по классу и по школе, если учитель целенаправленно работает в этих направлениях.

Литература

  1. Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам // О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. Аутичный ребёнок: Пути помощи. Приложения. - М.: Теревинф, 1997.- С. 273-294.
  2. Лаврентьева Н.Б.Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. - 2008. - № 4 - С. 52-63.
  3. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология.- 1998. - № 1.- С. 69-80.
  4. Никольская О.С. Баенская Е.Р., Либлинг М.М, Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 232 с.