Нравственное воспитание на уроках физики через призму личности учёного. Проект: "Кто вы, Альберт Эйнштейн?"

Разделы: Физика

Классы: 9, 10, 11


Автор: Александру Владислав,
учащийся 11 класса
МКОУ «Серпейская СОШ»
Мещовский район
Калужская область

Руководитель: Филонова Т.В.,
учитель физики
МКОУ «Серпейская СОШ»
Мещовский район
Калужская область

Тип проекта: творческий, частично-исследовательский, индивидуадьный.

По содержанию: монопредметный.

По количеству участников: индивидуальный.

По характеру координации: открытый.

По продолжительности: средней продолжительности (февраль 2019 – март 2019).

Актуальность проекта

Альберт Эйнштейн – человек – эпоха. Имя на все времена. Пожалуй, Эйнштейн один из наиболее известных ученых во всем мире. Это Личность среди физиков и Личность среди людей. Идеи этого великого ученого привнесли в нашу повседневность среди прочих такие понятия как «теория относительности», «статистическая теория броуновского движения», «космологическая теория». В 1910 году Эйнштейн был номинирован на Нобелевскую премию по физике, но Нобелевский комитет посчитал экспериментальные доказательства теории относительности недостаточными. Ученый за свои достижения в области физики еще не раз выдвигался на Нобелевскую премию, но получал отказ, хотя его кандидатуру рекомендовали такие известные физики как Планк, Бор, Эддингтон. И лишь в 1922 году Альберт Эйнштейн получил-таки Нобелевскую премию за «теорию фотоэффекта» и «за другие работы в области теоретической физики».

Сложно переоценить вклад этого великого ученого в науку. Человечество безмерно благодарно Эйнштейну за его открытия. Хорошо известно, каким он был ученым. А вот каким он был в повседневной жизни? Чем интересовался, как любил проводить свой досуг известно далеко не всем. А ведь Эйнштейн в целом был что называется « всесторонне развитой личностью». Несмотря на свою занятость физикой, он всегда находил время для своих любимых увлечений. Он был страстно увлечен игрой на скрипке, особенно любил исполнять произведения Моцарта. Эйнштейн охотно читал философскую и художественную литературу, был неравнодушен и восхищался пьесами Брехта, а также высоко ценил творчество Достоевского и Толстого. Кроме этого он увлекался садоводством и филателией.

Альберт Эйнштейн как никто другой понимал всю опасность ядерного оружия и активно выступал против использования науки в военных целях и в целом был ярко выраженным пацифистом.

Эйнштейн был из тех представителей интеллигенции, которых по праву можно считать выразителями нравственных идеалов. Он говорил: «Моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод:

Альберт Эйнштейн – неординарная личность не только в области физики, но и в общечеловеческом плане. И если Эйнштейна как ученого мы знаем очень хорошо, то Эйнштейна как человека нам предстоит открывать еще не единожды.

Проблема: Почему Альберта Эйнштейна можно назвать неординарной личностью не только в области физики, но и в общечеловеческом плане?

Цель проекта: изучение жизни и деятельности немецкого физика Альберта Эйнштейна и выпуск номера школьной газеты, посвященный этому великому ученому.

Задачи:

  • изучить и проанализировать биографию Альберта Эйнштейна;
  • познакомиться с научными трудами великого физика;
  • выяснить, какие увлечения, хобби, интересы были у ученого;
  • узнать каким человеком, ученым, гражданином был А.Эйнштейн;

Гипотеза: действительно ли А.Эйнштейн – великий ученый, любивший физику и влюблявший в физику, и был неординарной личностью в общечеловеческом плане?

Объект исследования. Жизненный путь и научные достижения великого немецкого физика Альберта Эйнштейна

Ожидаемые результаты. Альберт Эйнштейн действительно был учёным, любивший физику и влюблявший в неё и был неординарной личностью в общечеловеческом плане.

Продукт проекта: Оформление номера школьной газеты, посвященного Альберту Эйнштейну.

Схема расходов: Для реализации данного проекта не потребовалось материального вложения.

Этапы работы над проектом


п/п

Этап

Содержание этапа

1.

Подготовительный

- разработка проекта, его теоретическая обоснованность;
- выбор темы;
- определение актуальности проекта;
- постановка цели и задач проекта;
- построение плана деятельности.

2.

Основной

- сбор и изучение информации;
- анализ информации;
- построение плана деятельности;
- реализация плана деятельности.

3.

Завершающий

- анализ результатов реализации проекта

План деятельности

Сроки выполнения

Содержание

Февраль

1 неделя

- определение темы проекта: «Альберт Эйнштейн – ученый, любивший и влюблявший в физику»,
- постановка целей и задач проекта:

2–3 недели

- сбор, изучение и анализ информации;
- посещение школьной и сельской библиотек;
- просмотр интернет-ресурсов.

4 неделя

- консультации с учителем физики
Филоновой Т.В.

Март

1 неделя

- оформление и распространение школьной газеты «Школьная весть».

2 неделя

Оформление проекта и его трансляция.

Моё отношение к Альберту Эйнштейну

Альберт Эйнштейн – очень известная личность. Безусловно, каждый знает о нём что-нибудь. Для меня же его имя значит очень много. Я считаю Альберта Эйнштейна не просто гениальным учёным, но и великим человеком. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто взглянуть на несколько фактов из его жизни.

Научные достижения Альберта Эйнштейна поражают. За одно из них (теория фотоэффекта) Эйнштейн был удостоен Нобелевской премии по физике в 1921 году. Без него немыслима вся современная теоретическая физика: Альберт Эйнштейн открыл специальную и общую теории относительности, статистическую теорию броуновского движения, космологическую теорию и предсказал существование единой теории Поля. Всё это дало человечеству огромный потенциал в изучении законов мироздания. Также он внёс немалый вклад в создание ядерного оружия. Эйнштейн является автором более 300 научных работ. Альберт Эйнштейн привлекает меня и как обычный человек. Ведь ничто человеческое ему не было чуждо. Он курил трубку, ходил под парусом (хотя и не умел плавать), с удовольствием играл на скрипке и вообще любил искусство. Эйнштейн был человеком довольно скромным и очень благородным. Так, незадолго до своей смерти учёный отказался от операции, чтобы не навредить своим близким. К тому же, Альберт Эйнштейн был ярко выраженным пацифистом: он яро боролся против использования науки в военных целях и отрицал любое насилие в целом. Эйнштейн говорил, что «…люди утратили стремление к справедливости и достоинству…».

Даже мельком взглянув на жизненный путь Альберта Эйнштейна, я восхищаюсь, насколько всесторонне развитым может быть человек. Ведь его жизнь – это не только ряд выведенных им формул, но ещё и поступки, увлечения, взгляды. Я считаю, что нам, простым людям, есть чему поучиться у таких гениев и гигантов своего дела, как Альберт Эйнштейн. Так давайте же попробуем взять с них пример и сами станем хоть немного лучше!

Терентьев Данил (обучающийся 9 класса)

По страницам биографии А.Эйнштейна

Альберт Эйнштейнродился 14 марта 1879 года в южно-германском городе Ульме, в небогатой еврейской семье. Отец, Герман Эйнштейн (1847—1902), был в это время совладельцем небольшого предприятия по производству перьевой набивки для матрацев и перин. Мать, Паулина Эйнштейн (урождённая Кох, 1858—1920), происходила из семьи состоятельного торговца кукурузой Юлиуса Дерцбахера (в 1842 году он сменил фамилию на Кох) и Йетты Бернхаймер. Летом 1880 года семья переселилась в Мюнхен, где Герман Эйнштейн вместе с братом Якобом основал небольшую фирму по торговле электрическим оборудованием. В Мюнхене родилась младшая сестра Альберта Мария (Майя, 1881—1951).

Начальное образование Альберт Эйнштейн получил в местной католической школе. По его собственным воспоминаниям, он в детстве пережил состояние глубокой религиозности, которое оборвалось в 12 лет. Через чтение научно-популярных книг он пришёл к убеждению, что многое из того, что изложено в Библии, не может быть правдой, а государство намеренно занимается обманом молодого поколения. Всё это сделало его вольнодумцем и навсегда породило скептическое отношение к авторитетам. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: компас, «Начала» Евклида и (около 1889 года) «Критику чистого разума» Иммануила Канта. Кроме того, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Альберт Эйнштейн дал благотворительный концерт, где исполнял на скрипке произведения Моцарта в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры.

В гимназии (ныне Гимназия имени Альберта Эйнштейна в Мюнхене) он не был в числе первых учеников (исключение составляли математика и латынь). Укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися (которая, как он позже говорил, наносит вред самому духу учёбы и творческому мышлению), а также авторитарное отношение учителей к ученикам вызывало у Альберта Эйнштейна неприятие, поэтому он часто вступал в споры со своими преподавателями.

В 1894 году Эйнштейны переехали из Мюнхена в итальянский город Павию, близ Милана, куда братья Герман и Якоб перевели свою фирму. Сам Альберт оставался с родственниками в Мюнхене ещё некоторое время, чтобы окончить все шесть классов гимназии. Так и не получив аттестата зрелости, в 1895 году он присоединился к своей семье в Павии.

Аттестат Эйнштейна в Арау (оценки по шестибалльной шкале). Осенью 1895 года Альберт Эйнштейн прибыл в Швейцарию, чтобы сдать вступительные экзамены в Высшее техническое училище (Политехникум) в Цюрихе и по окончании обучения стать преподавателем физики. Блестяще проявив себя на экзамене по математике, он в то же время провалил экзамены по ботанике и французскому языку, что не позволило ему поступить в Цюрихский Политехникум. Однако директор училища посоветовал молодому человеку поступить в выпускной класс школы в Арау (Швейцария), чтобы получить аттестат и повторить поступление. В кантональной школе Арау Альберт Эйнштейн посвящал своё свободное время изучению электромагнитной теории Максвелла. В сентябре 1896 года он успешно сдал все выпускные экзамены в школе, за исключением экзамена по французскому языку, и получил аттестат.

Начало научной деятельности

В 1900 году Эйнштейн окончил Политехникум, получив диплом преподавателя математики и физики. Экзамены он сдал успешно, но не блестяще. Многие профессора высоко оценивали способности студента Эйнштейна, но никто не захотел помочь ему продолжить научную карьеру. Сам Эйнштейн позже вспоминал: Я был третируем моими профессорами, которые не любили меня из-за моей независимости и закрыли мне путь в науку. Хотя в следующем, 1901 году, Эйнштейн получил гражданство Швейцарии, вплоть до весны 1902 года он не мог найти постоянное место работы — даже школьным учителем. Вследствие отсутствия заработка он буквально голодал, не принимая пищу несколько дней подряд. Это стало причиной болезни печени, от которой учёный страдал до конца жизни. Несмотря на лишения, преследовавшие его в 1900—1902 годах, Эйнштейн находил время для дальнейшего изучения физики. В 1901 году берлинские «Анналы физики» опубликовали его первую статью «Следствия теории капиллярности» (Folgerungen aus den Capillaritätserscheinungen), берлинские «Анналы физики» опубликовали его первую статью «Следствия теории капиллярности» (Folgerungen aus den Capillaritätserscheinungen), посвящённую анализу сил притяжения между атомами жидкостей на основании теории капиллярности.

Преодолеть трудности помог бывший однокурсник Марсель Гроссман, рекомендовавший Эйнштейна на должность эксперта III класса в Федеральное Бюро патентования изобретений (Берн).

Нобелевская премия (1922)

Эйнштейна неоднократно номинировали на Нобелевскую премию по физике. Первая такая номинация (за теорию относительности) состоялась, по инициативе Вильгельма Оствальда, уже в 1910 году, однако Нобелевский комитет счёл экспериментальные доказательства теории относительности недостаточными. Далее выдвижение кандидатуры Эйнштейна повторялось ежегодно, кроме 1911 и 1915 годов. Среди рекомендателей в разные годы были такие крупнейшие физики, как Лоренц, Планк, Бор, Вин, Хвольсон, де Хааз, Лауэ, Зееман, Камерлинг-Оннес, Адамар, Эддингтон, Зоммерфельд и Аррениус. Однако члены Нобелевского комитета долгое время не решались присудить премию автору столь революционных теорий. В конце концов был найден дипломатичный выход: премия за 1921 год была присуждена Эйнштейну (в ноябре 1922 года) за теорию фотоэффекта, то есть за наиболее бесспорную и хорошо проверенную в эксперименте работу; впрочем, текст решения содержал нейтральное добавление: «… и за другие работы в области теоретической физики». Поскольку Эйнштейн был в отъезде, премию от его имени принял 10 декабря 1922 года Рудольф Надольный, посол Германии в Швеции. Знаки отличия, сопровождающие премию, Эйнштейн по возвращении в Берлин получил лично у шведского посла. Естественно, традиционную Нобелевскую речь (в июле 1923 года) Эйнштейн посвятил теории относительности. Так на самом высоком уровнем были оценены труды ученого.

К 140-летию А.Эйнштейна

Автор: Баканова Карина, 11 класс

Свершивший революцию в умах,
И доказавший относительность всего,
Лицо его приятное для глаз
Такое милое оно.
Он музыку своею всей душой любил,
Смычковый инструмент всегда был рядом.
Классическую физику он «отменил»
Своими доказательствами постулатов.

И если спросишь ты ребят,
Иль просто скажешь:
«Что знаете о физике все вы?»
И каждый школьник
Вам незамедлительно расскажет:
«Эйнштейн! И относительны все мы!»

Весенний день.
Весенняя капель
И вот он, март!
Красив и чист! Приятен!
Мы поздравляем вас
Наш дорогой Эйнштейн!
Вы не забыты!
Вы в сердцах у нас!

Афоризмы А.Эйнштейна

- Я слишком сумасшедший, чтобы не быть гением.

- Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного.

- Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая – палками и камнями.

- Вопрос, который ставит меня в тупик: сумасшедший я или все вокруг меня?

- Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.

- Единственная причина для существования времени – чтобы все не случилось одновременно.

- Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем.

- Образование – это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.

- Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое.

- Истина - это то, что выдерживает испытание опытом.

- Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен.

 - Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.

- Делай просто, насколько возможно, но не проще этого.

- Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так…

- Неужели Луна существует только потому, что на неё смотрит мышь?

- Сила всегда привлекает людей с низкими моральными качествами.

- Если в первый момент идеи не кажется абсурдной, она безнадёжна.

- Воображение - это самой главное, оно является отражением того, что мы притягиваем свою жизнь.

- Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто её создал.

- Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернётся в прежние.

- Морскую болезнь вызывают у меня люди, а не море. Но, боюсь, наука ещё не нашла лекарство от этого недуга.

Увлечения Эйнштейна

Вся жизнь Эйнштейна была посвящена теоретической физике, но, несмотря на это, ученый оставлял время для любимых занятий.

Классика

До конца своих дней великий физик был страстно увлечен игрой на скрипке. Мать ученого, считавшая сына совершенно неспособным к обучению наукам, заставляла его учиться играть на скрипке. Но Эйнштейн искренне полюбил это занятие и много лет спустя, в 1934 году, находясь в США, в Принстоне, дал концерт, все сборы с которого пошли в пользу эмигрировавших из нацистской Германии ученых и деятелей культуры. На своей скрипке Эйнштейн исполнял произведения Моцарта, будучи его страстным поклонником.

Чтение

Эйнштейн был сторонником левых взглядов. Из-за этого ему не раз приходилось вступать в конфронтацию с властями. В свободное от работы время он погружался в чтение философской и художественной литературы, в частности, восхищался прозой Толстого, Достоевского и пьесами Брехта.

Управление яхтой

Ученый был страстным любителем морских путешествий. Когда финансовое положение ему позволило, он приобрел яхту. Как настоящий ученый, он также опубликовал статью о теории управления яхтой.

Садоводство

После эмиграции в США ученый находился в тесном кругу семьи и вел неприхотливый образ жизни. Он так и не купил телевизор и не водил автомобиль. Ему доставляло удовольствие проводить время в саду, где, ухаживая за растениями, он продолжал размышлять над своими проектами.

Филателия

Страсть к систематизации привела Эйнштейна к новому увлечению — коллекционированию марок. Создавая собрание, он воображал новую космологию, сочинял новый мир вокруг себя.

Викторина по биографии А.Эйнштейна

1. Когда и где родился А.Эйнштейн?

2. Чем занимались родители учёного?

3. Где закончил начальную школу А.Эйнштейн?

4. Каким школьным предметам отдавал предпочтение ученый?

5. Каким характером обладал в детстве и во взрослой жизни А.Эйнштейн?

6. Занимался ли А. Эйнштейн самообразованием?

7. Какое сложилось первое впечатление у ученого от знакомства с техническими приборами?

8. Был ли религиозным человеком А.Эйнштейн?

9. На каком музыкальном инструменте играл и какую любил музыку ученый?

10. Сколько детей было у учёного?

11. В каком патентном бюро работал А.Эйнштейн?

12. Когда и где ученый защитил диссертацию на степень доктора философии?

13. В каком году ученый завершил работу над общей теорией относительности?

14. В каком году и за что А.Эйнштейн получил Нобелевскую премию?

15. Как относился ученый к культу личности и авторитетам?

16. В каком году А.Эйнштейн эмигрировал в США и почему?

17. Год смерти ученого?

Прочитай-ка

Кроссворд по физике «Альберт Эйнштейн»

Вопросы

  1. Единица измерения силы тока.
  2. Единица измерения электрического заряда.
  3. Единица измерения силы.
  4. Единица измерения магнитного потока.
  5. Единица измерения длины.
  6. Единица измерения температуры.
  7. Единица измерения магнитной индукции.
  8. Она бывает механической, внутренней.
  9. Частица, не имеющая электрического заряда.
  10. Прибор, для измерения давлений, больших или меньших атмосферного.
  11. Русская мера длины.
  12. Единица измерения мощности.
  13. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
  14. Газовый закон ….. - Мариотта.
  15. Работа в единицу времени.

Ответы

Личность Альберта Эйнштейна, действительно, очень интересна не только для его современников, но и тех, кто соприкасается с этим великим ученым в наше время, да и вряд ли оставит кого-то равнодушным в будущем. Эйнштейн — достояние всего человечества на все века.

Приложение

Литература

  1. Журнал «Физика». №17/05, Альберт Эйнштейн, Н.Э.Коган;
  2. Газета Весть, Создатель моды на физику и физиков, Тамара Кулакова.
  3. Журнал Физика в школе №1/99. «Нравственное воспитание учащихся на историческом материале», Ю.А.Королёв.
  4. Интернет-ресурсы.