Социальная адаптация ребенка и подростка средствами кинематографии

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Работая в 2015-2016 учебном году по программе Хухлаевой О.Б. «Счастливый подросток», мы заметили, что уровень восприятия аудиального материала (а этот курс изобилует сказками, историями и рассказами) значительно снизился. Тогда-то и пришла идея частично заменить чтение вслух на визуализацию события, описанного в сказке или рассказе.

На помощь пришли короткометражки от компании «Pixar». Короткометражный фильм, будь то анимация, социальная реклама, клип - эта так называемая «малая форма» в кинематографии отлично воспринимается детьми. 7-10 минут... И целый мир эмоций, ощущений, перспектив! Участвуя в обсуждении просмотренного фильма ребенок или, подросток имеет возможность не только высказать свою точку зрения, основывается ли она на собственном опыте или на опыте друзей или родителей, но и поспорить, отстаивая свою позицию. То есть, каждый услышан. И каждый сам задумывается про «хорошо» и «плохо».

Апробация нововведения на базе МБОУ СОШ № 44 г. Миасса и СКОШ № 36 г. Озерска оказалась успешной. Полученный результат убедил нас в том, что в реалиях сегодняшнего дня (цифровые технологии, телевидение с второсортными художественными фильмами, скандальными шоу, политическими баталиями и обилием рекламы) мышление ребенка и подростка, став мозаичным и фрагментарным, иначе говоря - «клиповым, хорошо воспринимает только визуальный образ.

На фоне хорошо прописанного визуального образа великолепно протекает обсуждение просмотренного. И, если раньше ребёнок и подросток зачастую плохо понимал, «что такое хорошо, и что такое плохо», мало знал и рассуждал о настоящих человеческих ценностях, то участвуя в обсуждении или дискуссии, он формирует свою систему ценностей. Точно так же, как если ранее ребенок и подросток плохо «вписывался» в социум, часто ощущая дискомфорт от контакта с ним, то будучи услышанным, он начинает легче контактировать с окружающим миром.

Позитивный опыт работы с визуальным образом в рамках курса внеурочной деятельности «Счастливый подросток» побудил нас к разработке собственной программы. Основной целью её реализации мы обозначили социализацию ребенка и подростка. Программа стала лауреатом III Форума практической психологии образования (Челябинск, 2017).

Сегодня, когда пишется эта статья, мы располагаем большим количеством подтверждений устойчивости результата, полученного от реализации Программы, в течение 3-х лет.

С 2019-2020 учебного года мы работаем по этой Программе в аспекте коррекции отклоняющегося поведения обучающихся. Участие во Всероссийской летней онлайн-школе «Ресурс-плюс» (5-7.08.2020) убедило нас в том, что «короткий метр» используется в работе не только с подростками, но и со взрослыми.

Позитивным моментом можно считать тот факт, что российская киноиндустрия обратила свое внимание на короткометражный фильм и отечественными кинематографистами уже создано некоторое количество фильмов очень высокого, мирового уровня, фильмов.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. // Г.С.Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов/ Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская.// М.: Академия, 2001. - 248с.
  3. Полынская И.Н. Социальная адаптация школьников средствами этнохудожественного образования// Фундаментальные исследования. – 2014. - №9-2-с.418-423.