Классный час «Новый год в разных странах мира»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 3

Ключевые слова: Новый год, Новый год в разных странах


Учитель: - Начать наш классный час я хочу со стихотворения Ивана Сурикова, которое прочитает нам Дима.

Ученик:

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Учитель: - О каком времени года это стихотворение? (зима)

К какому празднику зимой соответствует фотография? (слайд 1)

- Совершенно верно! И сегодня мы поговорим о самом любимом празднике – о Новом годе!

- Новый год – самый любимый праздник и у детей и у взрослых. Услышав звон курантов, мы прислушиваемся к тому, как уходит старый год и как наступает новый. И нам хочется верить, что в новом году все сложится хоть немного лучше,  счастливее, удачнее. Может быть, потому мы и готовимся  к этому празднику так тщательно. С большим желанием выбираем подарки, готовим вкусное угощение и устраиваем праздник для себя и своих близких.

Наверное, вы думаете, что Новый год люди всегда отмечали  первого января. Однако это не так.

У древних народов празднование Нового года было ознаменовано с приходом весны и приходилось на 1 марта. Гораздо позже встречали Новый год 1 сентября.

Более 300 лет назад, русский царь Петр I (слайд 2) повелел отмечать этот праздник 1 января по европейскому обычаю: поздравлять друг друга с Новым годом, выходить на улицу и стрелять в небо из своих ружей. В 12 часов ночи Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. И до сих пор мы стреляем вверх, но обычно не из оружия, а петардами и хлопушками.

Впервые ёлку начали наряжать в Германии в Средние века. Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами, а на самом верху вешали звезду. Она является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса.

Считается, что украшать елку игрушками стали проживающие в Санкт – Петербурге немцы лет 150 назад. Русским этот обычай понравился, и они стали устанавливать елки в своих домах. На ветках горели восковые свечи, потом их сменили электрические гирлянды. А блестящие шары появились чуть более 100 лет назад.

Именно этот царь приказал всем наряжать хвойные деревья. Вот откуда пришёл обычай наряжать ёлку. И хоть зимы тогда были очень морозными, обычай встречать Новый год прижился очень быстро. Люди с радостью выходили на улицу, жгли костры, исполняли вокруг них танцы, призывали солнце согреть скованную снегами и морозом землю.

И, конечно же, люди много пели радостных, веселых и волшебных песен. Вот и я сейчас предлагаю вам сейчас исполнить песню «Снежинка».

Ученики: (стоя у своих парт, хором исполняют песню)

Когда в дом входит год молодой,
А старый уходит вдаль,
Снежинку хрупкую спрячь в ладонь,
Желание загадай.
Смотри с надеждой в ночную синь,
Некрепко ладонь сжимай,
И все, о чем мечталось, проси,
Загадывай и желай.
И Новый год,
Что вот-вот настанет,
Исполнит вмиг мечту твою,
Если снежинка не растает,
В твоей ладони не растает,
Пока часы двенадцать бьют,
Пока часы двенадцать бьют.
Когда приходит год молодой,
А старый уходит прочь,
Дано свершиться мечте любой -
Такая уж это ночь.
Затихнет все и замрет вокруг
В предверии новых дней,
И обернется снежинка вдруг
Жар-птицей в руке твоей.
Новый год,
Что вот-вот настанет,
Исполнит вмиг мечту твою,
Если снежинка не растает,
В твоей ладони не растает,
Пока часы двенадцать бьют,
Пока часы двенадцать бьют.
Пока часы двенадцать бьют,
Пока часы двенадцать бьют.

Учитель:  - Безусловно, у каждой нации, у каждого народа существуют свои  традиции и примеры празднования того или иного торжества. Важным  атрибутом этого праздника практически в каждой стране является новогоднее дерево.

Мы не будем нарушать традиций и тоже украсим ёлку.

(В классе стоит елка, возле нее предметы из стихотворения. Если дети отвечают – «да» - то игрушка вешается на елку, если - «нет» - то не вешаются).

Ученик: Мы с ребятами сыграем в интересную игру.

То, чем ёлку наряжаем, я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно!
Если я скажу вам, верно, говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно, отвечайте смело «нет»
Разноцветные хлопушки? Одеяла и подушки?
Раскладушки и кроватки? Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные? Стулья деревянные?
Плюшевые мишки? Буквари и книжки?
Бусы разноцветные? А гирлянды светлые?
Снег из ваты белой? Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки? Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие? Тигры настоящие?
Шишки золотистые? Звездочки лучистые?

Учитель: - Итак, мы нарядили елочку и можем начинать празднование Нового года. И чтобы было веселее, к ним приехали гостьи из разных стран мира. Встречайте их.

(Выходят по -  одному дети в новогодних костюмах разных стран и рассказывают о праздновании Нового в этой стране)

Россия (слайды 3-4)

Учитель: - Обычаи России:

  1. Надеть что – то новое, что бы весь год проходить в обновках;
  2. Выбросить старые вещи, чтобы очистить весь дом от всякого хлама;
  3. Первый день Нового года провести весело, чтобы весь год был радостным;
  4. Приготовить к праздничному столу как можно больше угощений и лакомств, чтобы весь год жить в избили.

- Итак, встречаем. Наш первый гость. Угадайте из какой он страны (на экране флаг - слайд 5)

Ученик: (Германия.) Обычай украшать новогоднюю елку родился именно в Германии. В последнюю неделю ноября открываются рождественские базары почти во всех городах. Продаются елочные игрушки, имбирный хлеб, жареные каштаны. Пекут домики из имбирного теста и заселяют их зверюшками из чернослива, изюма. Как только часы начинают бить полночь, люди вскакивают на стулья, столы, кресла и с последними ударами дружно, с радостными приветствиями впрыгивают в Новый год.

Учитель: - Встречаем следующего гостя. Какая страна? (слайд 6)

Ученик: (Франция) Французский Дед Мороз - Пер Ноэль - приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул "бобового короля" и в праздничную ночь все подчиняются его приказам. Сантоны - деревянные или глиняные фигурки, которые ставят возле елки. По традиции, хороший хозяин-винодел непременно должен чокнуться с бочкой вина, поздравить ее с праздником и выпить за будущий урожай.

Учитель: - Встречаем следующего гостя. Какая страна? (слайд 7)

Ученик: (Финляндия) В заснеженной Финляндии основным зимним праздником считается Рождество, которое отмечают 25 декабря. В рождественскую ночь, преодолев долгую дорогу из Лапландии, в дома приходит Дед Мороз, оставляя на радость детворе большую корзину с подарками. Новый год - своего рода повторение Рождества. Вновь вся семья собирается у ломящегося от разнообразных яств стола. В новогоднюю ночь финны пытаются узнать свое будущее и гадают, расплавляя воск и вливая его затем в холодную воду.

Учитель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Волшебный сундучок».

- Встречаем следующего гостя. Какая страна? (слайд 8)

Ученик: (Италия) В Италии Новый год начинается шестого января. Согласно поверьям, в эту ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголек. Итальянский Дед Мороз - БаббоНатале. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Согласно приметам, освободившееся место непременно займут новые вещи. На новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград - символы долголетия, здоровья и благополучия.

Учитель: - Встречаем следующего гостя. Какая страна? (слайд 9)

Ученик: (Америка) В Америке Санта – Клаус приносит детям подарки в рождественскую ночь 25 декабря. В празднике Нового года участвует вся страна. Проходят шумные, красочные уличные балы и шествия. В полночь люди поздравляют друг друга, обнимаются, целуются, водители автомобилей сигналят. Повсюду слышны трещотки, свистки, гуделки. В Нью-Йорке в последние 10 секунд уходящего года спускают огромное подсвеченное яблоко по шпилю. В это время толпы народа начинают поздравлять друг друга.

Новогодний стол очень богат. Обязательны блюда из гороха, фасоли с черными крапинками – они приносят удачу и богатство, рисовое блюдо Хоппин Джон и большой праздничный пирог.

Ученик:

Здравствуй, Дедушка любимый.
Ты такой неповторимый,
Самый добрый ты на свете.
Тебя очень любят дети!

Даришь праздник нам и сказку:
Детки все в костюмах, в масках,
Огоньки вокруг сверкают,
Все друг друга поздравляют!

Тебе письма шлют детишки,
О тебе читают книжки,
Ждут подарков в Новый год
И сюрпризов у ворот!

Учитель: - Встречаем следующего гостя. Какая страна? (слайд 10)

Ученик: (Япония) В Японии в полночь не часы бьют, а колокол. И  не 12 раз как у нас, а  108 ударов.

После последнего удара все идут к морю ждать, когда блеснет первый лучик солнца. Мальчики запускают бумажных змеев, а девочки играют отбивая ракетками разноцветные воланы, стараясь не дать им упасть на землю. Ведь проигравшей мажут лицо чернилами и посыпают пудрой.

Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Считается, что это приносит здоровье и удачу в Новом году. В новогоднюю ночь они прячут под подушку картинку с изображением парусника, на котором плывут семь сказочных волшебников - семь покровителей счастья. Лучший подарок - грабли, чтобы загребать счастье.

Учитель: - Встречаем следующего гостя. Какая страна? (слайд 11)

Ученик: (Австралия) Жители Австралии практически первыми на Земле встречают Новый год и делают это с размахом. Все развлечения, проводимые в Австралии при встрече Нового года, разворачиваются под звездным небом. Самое грандиозное зрелище – это салют в Сиднее!

Как только церковные колокола пробьют полночь, австралийцы принимаются по традиции громко поздравлять друг друга. Они бьют в барабаны, трубят в дудки, свистки и шумелки, а те которым подручных средств мало просто кричат, что есть мочи, разные поздравления.

А как же хороводы вокруг елочки? Роль новогоднего дерева в Австралии играет метросидерос. Это тропическое растение усыпано яркими пурпурными цветами, его и устанавливают в домах австралийцы. Его покупают в горшке, а туристам предлагают многочисленные сувениры в виде австралийской «елки». Под него же складывают в носок сладкие подарки для самых маленьких.

В Австралии пекут новогодние пироги, причем не простые, а с сюрпризами: кому достанется тому улыбнется удача.

Учитель: - Встречаем следующего гостя. Какая страна? (слайд 12)

Ученик: (Англия) Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика. О приходе Нового года возвещает колокол. Правда звонить он начинает немного раньше полуночи и делает это "шепотом" - одеяло, которым он укутан, мешает ему продемонстрировать всю мощь. Но ровно в двенадцать колокола раздевают, и они начинают громогласно звонить в честь Нового года. В английских домах к новогоднему столу подают индейку с каштанами и жареным картофелем под соусом, а также тушеную брюссельскую капусту с мясными пирогами, после чего следуют пудинг, сладости, фрукты.

Учитель: - И вот мы сегодня сделаем поздравительную открытку мамам. У вас на столах лежат заготовки, клей, ножницы. Соберите открытку (10 минут)

(Дети собирают новогоднюю открытку  по образцу)

Ученик:

- Ну и елка! Просто диво!
Как нарядна! Как красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных огней!
И, верхушки украшая,
Там сияет как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда!
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несется в пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех.
Поздравляю с Новым годом!
С Новым годом сразу всех!

Учитель: - Мы завершаем наш классный час.

Сегодня, Новый год, встречая, я вас ребята, поздравляю.
Желаю славно отдыхать, смеяться, петь и танцевать.
Пусть Новый год, который мы встречаем,
Счастливым годом в вашу жизнь войдет.
И все хорошее, о чем мечтаем,
Пусть сбудется и обязательно придет.

- И завершить я предлагаю на музыкальной ноте. Прошу ребят выйти в центр, а гостей подпевать с места «Замела метелица город мой».

Замела метелица город мой,
По дорогам стелется пеленой.
Нравятся морозы ей ещё как,
И румянец розовый на щеках!

От зимы не спрятаться, не сбежать,
Значит, будем ёлочку наряжать,
Апельсины, яблоки, ананас
Спрячем потихонечку про запас.

Припев:

Новый год, Новый год - ёлка, шарики, хлопушки.
Новый год, Новый год - дискотека серпантин.
Новый год, Новый год – всем подарки под подушкой,
Отпускать Новый год никуда мы не хотим.

2

Хитро улыбается Дед Мороз.
Что он приготовил нам? Вот вопрос!
Загадай желание, сладко спи,
И получишь новенький PSP.

Припев.

3

С горочки на саночках кувырком,
Лучшему товарищу в лоб снежком,
Но друзья не сердятся, не ревут,
Синяки до свадьбы все заживут!

Припев.

Учитель: - Уважаемые гости, примите от нас небольшие сувениры, приготовленные своими руками детей.