Неустойчивая социальная, экологическая, экономическая, политическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.. Среди них особую тревогу вызывают не только постоянно растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность, цинизм, Наиболее остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте. Попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая возможности воздействия на нивелирование агрессивности.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для педагогов, родителей и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением постоянно растет, Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: семейным воспитанием ; ухудшением социальных условий жизни детей; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей. Также свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, порой, учителя и родители просто не знают, как справиться поведением таких детей. Агрессивные дети раздражают, и взрослые часто присваивают статусы таким детям: «грубиян», «нахал», «хулиган» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
Цель работы: изучить формы и виды агрессии подростков в школе и разработать формы и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.
Задачи:
- изучить проблему агрессивности в разных психологических подходах;
- провести исследование по изучению агрессии в подростковом возрасте;
- разработать ряд профилактических и коррекционных мер по проблеме борьбы с агрессивностью.
Агрессия - (от лат. «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха т.п.). (Психологический словарь).
По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы,отказ общаться ); прямую и косвенную.
Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А,как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви, и нужности другому человеку (Ю.Б.Гиппенрейтор,1998).
Большое значение в становлении агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы следующие факторы семейного воспитания (Р.Бэрон, Д.Ричардсон, 1997):
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
- характер отношений между родителями и детьми в целом;
- уровень семейной гармонии или дисгармонии;
- характер отношений с родными братьями и сестрами.
Г.П.Бочкарёва выделяет семьи
- с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
- в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
- с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
А.Е.Личко выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:
- гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
- гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
- ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
- ситуация, создающая "золушек" в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
По данным диагностики у учащихся 8-9 классов наблюдается высокий уровень агрессивности различных форм. У мальчиков наиболее выражены физическая, косвенная агрессия,обидчивость.
У девочек чаще встречаются физическая. вербальная, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, чувство вины.
В основном агрессия носит защитный характер.. Исходя из результатов исследования вытекают следующие коррекционные и профилактические мероприятия.
Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя особенности этих детей, а также их семей,в своей работе основываюсь на 6 ключевых направлениях, выделенных Т.П.Смирновой, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу Работа должна сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.
Направления коррекционной работы |
Методы и техники терапевтического воздействия |
|
1 |
2 |
3 |
1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих |
Снижение уровня личностной тревожности |
1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; |
2. Слабое осознание собственного мира. Низкий уровень эмпатии |
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии |
1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; |
3.Неадекватная (чаще низкая самооценка).Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих |
Развитие позитивной самооценки |
1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «я», активизацию самосознаня, актуализацию «я-состояний»; |
4. Эмоциональное « застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас.Неумение предвидеть последствия своих действий |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом |
1) выражение гневабезопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии); |
5.Слабый контроль над своими эмоциями |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом |
1) релаксационные техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации; |
6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения |
Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении |
1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации; |
7. Работа с родителями и педагогами |
Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей |
1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка; |
Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений я строю как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева ), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5-6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1-2 раза в неделю. Разрабатывая коррекционные занятия, я использовала структуру занятия, разработанную Бреслав Г.Э.
Результаты работы показали, что в подростковом возрасте агрессивные проявления масштабны. Агрессия встречается в различных формах. Наиболее часто встречающимися являются физическая, как у мальчиков так и у девочек. Как правило, дети отличаются плохим самоконтролем и несдержанностью, не извлекают уроков из своего негативного опыта. действуют импульсивно.
Отмечается высокий уровень косвенной агрессии – это результат подавленных эмоций, они плохо переносят критику, и люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и недоверия. Мальчики и девочки, склонны к проявлению негативизма – все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста, поэтому критику они воспринимают как оскорбление и начинают выражать свое негативное отношение. И вербальная – более выражена у девочек, связана с постоянной тревожностью, неуверенностью в себе, малейшие неприятности выводят их из равновесия, они не умеют и не считают нужным скрывать свои чувства.
Истоки агрессивного поведения детей и подростков лежат в неправильном воспитании в семье, часто агрессивность родителя является негативным примером для подражания. Особенно в отношении подростковой агрессии, можно сказать, что она становится, определенной нормой поведения. Большую влияние оказывают и средства массовой информации. Поэтому необходимо вести активную работу с подрастающим поколением.
Занятие «Агрессия под контролем»
Литература
- Бандура А.Подростковая агрессия. Изучение влияния семейных отношений, М., 1999.
- Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, СПБ, 2006.
- Журавлев Д., Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен/ Нар. Образование 2/2003.
- Лебедев Л. Д., Арт-терапия детской агрессивности / Начальная школа 2/ 2001.
- Майорова А. В., Е.Е. Чепурных., С.М.Шурухт, Обучение жизненно важным навыкам, СПБ.,2002.
- Микляева А.В., Румянцева Г.В.,Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие, СПБ., 2004.
- Платонова Н. М.,Агрессия детей и подростков., СПБ., 2004.
- Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений.