Управление гневом, или Как справиться с агрессивным поведением подросткам

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8

Ключевые слова: управление гневом


Неустойчивая социальная, экологическая, экономическая, политическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.. Среди них особую тревогу вызывают не только постоянно растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность, цинизм, Наиболее остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте. Попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для педагогов, родителей и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением постоянно растет, Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: семейным воспитанием ; ухудшением социальных условий жизни детей; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей. Также свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, порой, учителя и родители просто не знают, как справиться поведением таких детей. Агрессивные дети раздражают, и взрослые часто присваивают статусы таким детям: «грубиян», «нахал», «хулиган» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

Цель работы: изучить формы и виды агрессии подростков в школе и разработать формы и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.

Задачи:

  • изучить проблему агрессивности в разных психологических подходах;
  • провести исследование по изучению агрессии в подростковом возрасте;
  • разработать ряд профилактических и коррекционных мер по проблеме борьбы с агрессивностью.

Агрессия - (от лат. «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха т.п.). (Психологический словарь).

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы,отказ общаться ); прямую и косвенную.

Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А,как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви, и нужности другому человеку (Ю.Б.Гиппенрейтор,1998).

Большое значение в становлении агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы следующие факторы семейного воспитания (Р.Бэрон, Д.Ричардсон, 1997):

  • реакция родителей на не устраивающее  их поведение ребенка;
  • характер отношений между родителями и детьми в целом;
  • уровень семейной гармонии или дисгармонии;
  • характер отношений с родными братьями и сестрами.

Г.П.Бочкарёва выделяет семьи

  • с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
  • в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
  • с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

А.Е.Личко выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:

  • гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
  • гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
  • ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
  • ситуация, создающая "золушек" в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

По данным диагностики у учащихся 8-9 классов наблюдается высокий уровень агрессивности различных форм. У мальчиков наиболее выражены физическая, косвенная агрессия,обидчивость.

У девочек чаще встречаются физическая. вербальная, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, чувство вины.

В основном агрессия носит защитный характер.. Исходя из результатов исследования вытекают следующие коррекционные и профилактические мероприятия.

Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя особенности этих детей, а также их семей,в своей работе основываюсь на 6 ключевых направлениях, выделенных Т.П.Смирновой, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу Работа должна сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.

Характелогические особенности ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1

2

3

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих

Снижение уровня личностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;
2)работа со страхами;
3) ролевые игры

2. Слабое осознание собственного мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;
2)придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);
3) рисование, лепка эмоций;
4) пластическое изображение эмоций;
5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;
6)изображение различных предметов природы и придумывание рассказов от этих лиц;
7) разыгрывание сценок, отражающих эмоциональные состояния;
8) методика – я грустный (радостный и т.д.), когда…
9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль  «жертвы»

3.Неадекватная (чаще низкая самооценка).Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «я», активизацию самосознаня, актуализацию «я-состояний»;
2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся  ивозможные успехи(«альбом успехов»);
3) включение ребенка в работу различных студий, кружков

4. Эмоциональное « застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас.Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гневабезопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);
2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;
3)многократное повторение деструктивного действия безопасным способом;
4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина. Обсуждение (если ребенок хочет). В каких ситуациях он испытывает такой гнев);
5)письма гнева;
6) «галерея негативных портретов»;
7) использование арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5.Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом

1) релаксационные техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;
2)перевод  деструктивных действий в вербальный план (остановись и подумай, что ты хочешь сделать);
3) ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»;
4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки контроля;
5)сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;
6) осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на запах цвет, слух на ощупь?);
7. осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук. Грудной клетки, живота, которые могут вызывать боль)

6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;
2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;
3) использование игр, включающих элементы соперничества;
4) использование игр, направленных на сотрудничество;
5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивных и закрепление их в ролевой игре;
6) введение на занятиях правил поведения с использованием системы поощрений;
7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;
8) ведение ребенком вместе с учителями(родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка, с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;
9) включение ребенка в спортивные командные игры:(канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил)

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и  коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;
2) обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;
3) обучение учителей  и родителей навыкам « ненасильственного» общения- «активное слушание»; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;
4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;
5) помощь семье в плане выработки  единых требований и правил воспитания;
6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
7) включение ребенка в работу различных (по  интересам) секций, кружков, студий

Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений я строю как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева ), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5-6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1-2 раза в неделю. Разрабатывая коррекционные занятия, я использовала структуру занятия, разработанную Бреслав Г.Э.

Результаты работы показали, что в подростковом возрасте агрессивные проявления масштабны. Агрессия встречается в различных формах. Наиболее часто встречающимися являются физическая, как у мальчиков так и у девочек. Как правило, дети отличаются плохим самоконтролем и несдержанностью, не извлекают уроков из своего негативного опыта. действуют импульсивно.

Отмечается высокий уровень косвенной агрессии – это результат подавленных эмоций, они плохо переносят критику, и люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и недоверия. Мальчики и девочки, склонны к проявлению негативизма – все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста, поэтому критику они воспринимают как оскорбление и начинают выражать свое негативное отношение. И вербальная – более выражена у девочек, связана с постоянной тревожностью, неуверенностью в себе, малейшие неприятности выводят их из равновесия, они не умеют и не считают нужным скрывать свои чувства.

Истоки агрессивного поведения детей и подростков лежат в неправильном воспитании в семье, часто агрессивность родителя является негативным примером для подражания. Особенно в отношении подростковой агрессии, можно сказать, что она становится, определенной нормой поведения. Большую влияние оказывают и средства массовой информации. Поэтому необходимо вести активную работу с подрастающим поколением.

Занятие «Агрессия под контролем»

Литература

  • Бандура А.Подростковая агрессия. Изучение влияния семейных отношений, М., 1999.
  • Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, СПБ, 2006.
  • Журавлев Д., Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен/ Нар. Образование 2/2003.
  • Лебедев Л. Д., Арт-терапия детской агрессивности / Начальная школа 2/ 2001.
  • Майорова А. В., Е.Е. Чепурных., С.М.Шурухт, Обучение жизненно важным навыкам, СПБ.,2002.
  • Микляева А.В., Румянцева Г.В.,Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие, СПБ., 2004.
  • Платонова Н. М.,Агрессия детей и подростков., СПБ., 2004.
  • Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений.