Предмет (направленность): биология.
Возраст детей :9 класс.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Продолжительность: 40 минут
Диагностика умений и навыков:
К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знают понятия «экология», «среда обитания», «факторы среды».
- Умеют составлять кластеры (карты понятий).
Методы обучения: проблемные; частично-поисковые.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Используемые образовательные технологии: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), технологии формирующего оценивания (инструмент: самооценка, кластер, критериальное оценивание, взаимооценка, рефлексия).
Планируемые результаты:
Предметные:
- закрепить понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «связи живого и неживого»;
Метапредметные:
- учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся;
- развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Личностные:
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле;
- умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Страница AktivInspire |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||
Подготовительный - |
|
Учитель проверяет работу оборудования, приветствует учеников. Учащиеся настраиваются на урок. Презентация |
|
|||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап |
|
Краткое вводное слово. |
Ученики делают предположения Вариант ответа: |
|||||||||||||||||||||||||
Тема, над которой мы будем работать сегодня, экологические фактор. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Виктора Гюго, потому что для достижения целей нам понадобятся не только знания, но и способность мыслить, ваше воображение Исходя из темы, сформулируйте цель урока. |
Ученики самостоятельно формулируют цель (пишут в листке обратной связи). Предполагаемые варианты: узнать о…, познакомить учащихся с экологическими факторами, расширить знания учащихся об экологических факторах… |
|||||||||||||||||||||||||||
Для реализации поставленной цели нам необходимо вспомнить термины, которыми мы будем оперировать при изучении данной темы: «экология», «среда обитания», «виды сред обитания», «экологические факторы» |
Ученики работают с заданием на Листе обратной связи. (Приложение 2) |
|||||||||||||||||||||||||||
По истечении указанного времени осуществляется проверка выполнения данного задания. Критерии оценивания: После выставления баллов обсуждение, почему не получилось «идеально» |
||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала (постановка проблемы). 20 мин |
лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения.
|
ЭКОЛОГИЯ: ойкос — дом, логос — наука, учение. |
||||||||||||||||||||||||||
Различают три группы экологических факторов: Какие? Идеальный вариант показан на доске. |
Ученики выполняют задание: из предложенного набора терминов составить кластер «Экологические факторы», дают определение основным факторам. - 10 мин. Абиотические факторы – это элементы неживой природы, воздействующие на живые организмы. Биотические факторы – это все виды влияния на организмы со стороны других живых организмов. Антропогенные факторы – это все формы человеческой деятельности, которые оказывают воздействие на живую природу. Пользуются доп. литературой? Взаимопроверка. - 10 мин. Заполняют лист «Взаимопроверки» (сравнивают с доской и учебником с.30) Критерии оценивания: - Названы правильно 3 группы факторов - 1 балл - Указана связь – 1 балл - Стрелки подписаны - 1 балл - Соблюдена иерархия - 1 балл - Приведены примеры - 1 балл - Правильно распределены термины - 1 балл - Эстетичность оформления - 1 балл |
|||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала. 10 мин. |
|
Выполнение разноуровневого тестового задания |
Ученики отвечают на вопросы. Самопроверка по критериям. |
|||||||||||||||||||||||||
Заключение |
|
Завершить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением. Ах, эта среда обитания! |
|
|||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Учитель задает домашнее задание. |
Учащиеся записывают домашнее задание по выбору. |
||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Предлагает детям посмотреть видеофильм «Экологические проблемы Земли» https://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c(адресован учащимся, у которых лучше развито образное мышление (I сигнальная система)). Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и степень понимания изученного материала. |
Ученики заполняют оценочный-рефлексивный лист
|