Методическая разработка урока "Экологические факторы". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9

Ключевые слова: экологические компетенции


Предмет (направленность): биология.

Возраст детей :9 класс.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Продолжительность: 40 минут

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знают понятия «экология», «среда обитания», «факторы среды».
  • Умеют составлять кластеры (карты понятий).

Методы обучения: проблемные; частично-поисковые.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Используемые образовательные технологии: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), технологии формирующего оценивания (инструмент: самооценка, кластер, критериальное оценивание, взаимооценка, рефлексия).

Планируемые результаты:

Предметные:

  • закрепить понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «связи живого и неживого»;

Метапредметные:

  • учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся;
  • развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Личностные:

  • формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
  • прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле;
  • умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Этапы урока

Страница AktivInspire

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный -

Учитель проверяет работу оборудования, приветствует учеников. Учащиеся настраиваются на урок. Презентация

Мотивационно-целевой этап
10 мин.

 


Краткое вводное слово.
Обыкновенная белка прячется от врагов и непогоды в дуплах деревьев. Однако дупло как элемент среды обитания незначительно влияет на протекание процессов жизнедеятельности. А вот без воды, пищи, кислорода организм белки не может обойтись. Они для неё жизненно необходимы. О чём идёт речь?

Ученики делают предположения

Вариант ответа:
Факторы природы, экологические факторы….

Тема, над которой мы будем работать сегодня, экологические фактор. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Виктора Гюго, потому что для достижения целей нам понадобятся не только знания, но и способность мыслить, ваше воображение
Исходя из темы, сформулируйте цель урока.
Ученики самостоятельно  формулируют цель (пишут в листке обратной связи).
Предполагаемые варианты:
узнать о…, познакомить учащихся с экологическими факторами, расширить знания учащихся об экологических факторах…
Для реализации поставленной цели нам необходимо вспомнить
термины, которыми мы будем оперировать при изучении данной темы:
«экология», «среда обитания», «виды сред обитания», «экологические факторы»
Ученики работают с заданием на Листе обратной связи.
(Приложение 2)
 

По истечении указанного времени осуществляется проверка выполнения данного задания.

Критерии оценивания:

После выставления баллов обсуждение, почему не получилось «идеально»

Изучение нового материала (постановка проблемы). 20 мин

лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения.

ЭКОЛОГИЯ: ойкос — дом, логос — наука, учение.
Вывод. Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между живыми организмами и средой, в которой они обитают. (Запись в тетрадях.)
Учитель: Набор условий среды и ресурсов, необходимых для выживания и размножения, называется экологической нишей. (Подтверждение примерами.)
— Биологи говорят: место, где обитает зверь, — его адрес, а профессия, или лучше сказать — специальность, — его экологическая ниша.
Волк добивает копытных, у него и свой «инструмент»: быстрые ноги, острые клыки. Хорек тонкий, гибкий, в любую нору залезет.
Крот — землекоп, червяков достает.
Климатические условия, укрытия, пища, состав соседей — все это вместе и составляет экологическую нишу.
Всегда найдутся различия в потребностях даже у похожих животных. Хорек и колонок похожи, но один по земле бегает, а другой по деревьям лазает — вот и не мешают друг другу.
Клесты делятся на еловиков и сосновиков — каждый свои шишки любит. А вот воробей семенами кормится, мошками и червяками. В этом случае мы говорим, что у воробья — широкая экологическая ниша, а у клестов — узкая. Или, например, у песчаной гадюки ниша тоже узкая. Она может жить только в теплых странах, а гадюка обыкновенная — везде, даже на Таймыре.
(Рассказ сопровождается показом тех видов животных, о которых идет речь.) Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды, или экологическими факторами.
Разные организмы по-разному реагируют на эти факторы. Но сначала о факторах.

 
   

Различают три группы экологических факторов:

Какие?

Идеальный вариант показан на доске.

Ученики выполняют задание:
из предложенного набора терминов составить кластер «Экологические факторы», дают определение основным факторам. - 10 мин.
Абиотические факторы – это элементы неживой природы, воздействующие на живые организмы.
Биотические факторы – это все виды влияния на организмы со стороны других живых организмов.
Антропогенные факторы – это все формы человеческой деятельности, которые  оказывают воздействие на живую природу.
Пользуются доп. литературой?
Взаимопроверка. - 10 мин.
Заполняют лист «Взаимопроверки» (сравнивают с доской и учебником с.30)
Критерии оценивания:
- Названы правильно 3 группы факторов - 1 балл
- Указана связь – 1 балл
- Стрелки подписаны - 1 балл
- Соблюдена иерархия - 1 балл
- Приведены примеры - 1 балл
- Правильно распределены термины - 1 балл
- Эстетичность оформления - 1 балл

Закрепление изученного материала. 10 мин.

Выполнение разноуровневого тестового задания
(Приложение 1)

Ученики отвечают на вопросы.

Самопроверка по критериям.
Критерии указаны в работе на листочках
Ученики подсчитывают общий балл и заносят его в «Лист обратной связи»

Заключение

Завершить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением.

Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Воздухом, солнцем, водой…
В чащобах, и в грядках, и в небе,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство,
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.

Известно, что в природе все взаимосвязано, и исчезновение одного вида может привести к исчезновению других. О воздействии и взаимодействии экологич. факторов друг на друга, об адаптации организмов и приспособленности к этим воздействиям, мы поговорим на след уроке. Нам предстоит выполнить ряд л.р. Обращаю внимание на них тетрадь-практикум

Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание.
Параграф 9 до «Действия факторов на организмы»
Кем Вы себя считаете в биологии?
Если кандидатом наук – выполняете (дорабатываете) «Биотический фактор» с примерами.
Если доктором наук – выполняете  (решаете) экологические задачи:
"Абиотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические факторы способствуют опылению растений?
Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?
"Биотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие биотические факторы способствуют опылению растений?
Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя условия были благоприятными. Каковы причины описанного факта?
В чем справедливость утверждения Фабра, что животных нельзя делить на полезных и вредных?
"Антропогенные": географ и путешественник Гумбольд считал, что "человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни". Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся записывают домашнее задание по выбору.

Рефлексия

Предлагает детям посмотреть видеофильм «Экологические проблемы Земли» https://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c(адресован учащимся, у которых лучше развито образное мышление (I сигнальная система)).
Во время просмотра фильма рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и степень понимания изученного материала.

Ученики заполняют оценочный-рефлексивный лист

Да

Нет

Есть затруднения

1.

Понятен ли смысл терминов,
используемых на уроке?

2.

Понятен ли принцип
классификации мутаций?

3.

Понятна ли характеристика
различных видов мутаций,

4.

Важен ли лично для вас
материал урока?