Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с применением технологии ТРИЗ. Тема: «Цветик-семицветик»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: Формирование и развитие элементарных математических представлений с применением методов и приемов технологии ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствовать навыки счёта в пределах 7 в прямом и обратном порядке;
  • Упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними свойствами объектов;
  • Делить квадрат на 4 равные части разными способами;
  • Закрепить название частей суток через игру ТРИЗ «Раньше - позже». (Метод системного анализа)
  • Учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета;
  • развивать ассоциативное мышление. Игра «МФО» ТРИЗ.

Развивающие:

  • развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество);
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Игра ТРИЗ (Метод МЧ);
  • развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. Путешествие будет волшебное! Далеко-далеко есть чудесная страна, где растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика»?

Воспитатель: Однажды в ту страну налетел злой ветер и разбросал лепестки волшебного цветка, осталась только серединка, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей), но вначале надо проверить знаете ли вы части суток, чтобы нам самим не растеряться.

Основная часть

Игра "Раньше - позже" ТРИЗ

Ход игры

Воспитатель: Какая часть суток сейчас?

Дети: День.

Воспитатель: А что было раньше?

Дети: Утро.

Воспитатель: А раньше?

Дети: Ночь.

Воспитатель: А еще раньше?

Если сейчас день, что будет позже?

Дети: Вечер.

Воспитатель: А еще позже?

Дети: Ночь.

Воспитатель: Ребята, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети садятся на стульчики, полукругом.

Воспитатель: Чтобы целый день было прекрасное настроение, надо посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.

Воспитатель предлагает детям передавать друг другу волшебную палочку, при этом обязательно улыбаясь друг другу, называть числа от 1 до 7 в прямом и обратном порядке.

- Посмотрите, ребята, вот и еще один лепесток. Какого он цвета? (Ребенок прикрепляет лепесток к серединке)

"МФО" ТРИЗ

Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.

Воспитатель: Поиграем в игру. Я показываю геометрические фигуры, а вы называете, на что это может быть похоже. Кто последний назовет - тот и выигрывает.

Воспитатель показывает треугольник, спрашивает, что за фигура, на что похожа; (овал, квадрат, прямоугольник)

Дети: Гора, зуб динозавра…

Дети: Огурец, сосиски, дыня…

Ребята, чтобы найти следующий лепесток нужно открыть замок, для этого надо разгадать какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? На какую геометрическую фигуру похож замок?

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам еще лепесток! (Дети крепят к доске лепесток)

Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?

Воспитатель: Сколько ещё нужно найти лепестков?

Игра ТРИЗ – ММЧ

Воспитатель: Ребята, что случилось? Вы превратились в маленьких человечков. Необходимо правильно выполнить условия игры. Итак, что делают человечки, когда они в жидком состоянии?

Дети: человечки спокойно ходят.

Воспитатель: В твердом состоянии?

Дети: Человечки стоят.

Воспитатель: Что делают человечки в газообразном состоянии?

Дети: Человечки бегают.

Воспитатель называет слова: Река, лед, туман, молоко, мороженое, пар, дерево, дым, сок.

Вот и лепесток. Какого он цвета? Сколько стало лепестков?

Воспитатель: С левой стороны фланелеграфа у нас расположены картинки с разным количеством предметов, с правой стороны цифры, нам нужно сосчитать и провести линии от картинок к цифрам.

Ребенок выполняет задание, остальные дети внимательно следят, если правильный ответ - хлопают, не правильный - топают.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и лепесток. Какого он цвета? Сколько стало лепестков? Сколько еще лепестков осталось найти?

Ответы детей (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке).

Дети садятся за столы.

Воспитатель предлагает разделить квадрат на 4 равные части, спрашивает можно ли другим способом разделить квадрат.(1- сложить квадрат пополам, чтобы совпали все стороны и еще раз пополам, получается 4 квадрата; 2 - сложить квадрат, чтобы совпали противоположные углы и еще раз сложить, чтобы совпали углы, получается 4 треугольника)

Что вы можете сказать про одну часть квадрата?

Дети: Одна часть квадрата является 1/4частью целого квадрата.

(Дети получают 7 лепесток)

Воспитатель: Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят на доску последний лепесток).

Воспитатель: Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова, чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели». (Звучит музыка). Ребята, я вам предлагаю вместе загадать желание. Вот я хочу, чтобы всегда светило солнце и было чистое небо. А какими бы вы хотели видеть людей на всей планете? (Добрыми, счастливыми, веселыми и т.д.)

Итоговая часть

Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным?

Молодцы, ребята, вы справились с заданиями!