Цель: Формирование и развитие элементарных математических представлений с применением методов и приемов технологии ТРИЗ.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать навыки счёта в пределах 7 в прямом и обратном порядке;
- Упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними свойствами объектов;
- Делить квадрат на 4 равные части разными способами;
- Закрепить название частей суток через игру ТРИЗ «Раньше - позже». (Метод системного анализа)
- Учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета;
- развивать ассоциативное мышление. Игра «МФО» ТРИЗ.
Развивающие:
- развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество);
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Игра ТРИЗ (Метод МЧ);
- развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. Путешествие будет волшебное! Далеко-далеко есть чудесная страна, где растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?
Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика»?
Воспитатель: Однажды в ту страну налетел злой ветер и разбросал лепестки волшебного цветка, осталась только серединка, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей), но вначале надо проверить знаете ли вы части суток, чтобы нам самим не растеряться.
Основная часть
Игра "Раньше - позже" ТРИЗ
Ход игры
Воспитатель: Какая часть суток сейчас?
Дети: День.
Воспитатель: А что было раньше?
Дети: Утро.
Воспитатель: А раньше?
Дети: Ночь.
Воспитатель: А еще раньше?
Если сейчас день, что будет позже?
Дети: Вечер.
Воспитатель: А еще позже?
Дети: Ночь.
Воспитатель: Ребята, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?
Дети садятся на стульчики, полукругом.
Воспитатель: Чтобы целый день было прекрасное настроение, надо посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.
Воспитатель предлагает детям передавать друг другу волшебную палочку, при этом обязательно улыбаясь друг другу, называть числа от 1 до 7 в прямом и обратном порядке.
- Посмотрите, ребята, вот и еще один лепесток. Какого он цвета? (Ребенок прикрепляет лепесток к серединке)
"МФО" ТРИЗ
Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.
Воспитатель: Поиграем в игру. Я показываю геометрические фигуры, а вы называете, на что это может быть похоже. Кто последний назовет - тот и выигрывает.
Воспитатель показывает треугольник, спрашивает, что за фигура, на что похожа; (овал, квадрат, прямоугольник)
Дети: Гора, зуб динозавра…
Дети: Огурец, сосиски, дыня…
Ребята, чтобы найти следующий лепесток нужно открыть замок, для этого надо разгадать какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? На какую геометрическую фигуру похож замок?
Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам еще лепесток! (Дети крепят к доске лепесток)
Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?
Воспитатель: Сколько ещё нужно найти лепестков?
Игра ТРИЗ – ММЧ
Воспитатель: Ребята, что случилось? Вы превратились в маленьких человечков. Необходимо правильно выполнить условия игры. Итак, что делают человечки, когда они в жидком состоянии?
Дети: человечки спокойно ходят.
Воспитатель: В твердом состоянии?
Дети: Человечки стоят.
Воспитатель: Что делают человечки в газообразном состоянии?
Дети: Человечки бегают.
Воспитатель называет слова: Река, лед, туман, молоко, мороженое, пар, дерево, дым, сок.
Вот и лепесток. Какого он цвета? Сколько стало лепестков?
Воспитатель: С левой стороны фланелеграфа у нас расположены картинки с разным количеством предметов, с правой стороны цифры, нам нужно сосчитать и провести линии от картинок к цифрам.
Ребенок выполняет задание, остальные дети внимательно следят, если правильный ответ - хлопают, не правильный - топают.
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и лепесток. Какого он цвета? Сколько стало лепестков? Сколько еще лепестков осталось найти?
Ответы детей (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке).
Дети садятся за столы.
Воспитатель предлагает разделить квадрат на 4 равные части, спрашивает можно ли другим способом разделить квадрат.(1- сложить квадрат пополам, чтобы совпали все стороны и еще раз пополам, получается 4 квадрата; 2 - сложить квадрат, чтобы совпали противоположные углы и еще раз сложить, чтобы совпали углы, получается 4 треугольника)
Что вы можете сказать про одну часть квадрата?
Дети: Одна часть квадрата является 1/4частью целого квадрата.
(Дети получают 7 лепесток)
Воспитатель: Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят на доску последний лепесток).
Воспитатель: Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова, чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели». (Звучит музыка). Ребята, я вам предлагаю вместе загадать желание. Вот я хочу, чтобы всегда светило солнце и было чистое небо. А какими бы вы хотели видеть людей на всей планете? (Добрыми, счастливыми, веселыми и т.д.)
Итоговая часть
Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным?
Молодцы, ребята, вы справились с заданиями!