I. Пояснительная записка
«Историческое значение каждого великого человека измеряется его заслугами,
его человеческое достоинство – силою его патриотизма.»
Н.Г.Чернышевский
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Дальнейшее совершенствование и обновление системы гражданско-патриотического воспитания в современных условиях модернизации Российского образования социально востребовано, является предметом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, что нашло отражение в следующих документах:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.;
- Федеральная программа развития образования.
Данные документы разработаны в целях дальнейшего развития системы образования и взаимосвязаны с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ.
II. Целью программы является: формирование народной памяти, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции.
III. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование у воспитанников верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
- изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- физическое развитие учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в вопросах патриотического воспитания детей.
IV. В основу программы положены принципы гуманистической педагогики:
- признание личности каждого ребёнка высшей социальной ценностью;
- уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- обязательный учёт задатков и возможностей каждого ребёнка;
- уважительные отношения между взрослыми и детьми;
- опора в воспитании на национальные особенности;
- создание ситуации успеха.
V. Этапы реализации:
1. Подготовительный этап: 2016-2017 учебный год.
Задача этапа: подготовить условия для организации работы по дальнейшему обновлению гражданско-патриотического воспитания в школе:
- организовать для педагогического коллектива научно-методический семинар по проблемам гражданско-патриотического становления личности школьника;
- разработать программу патриотического воспитания школы на период с 2016 по 2020 гг., дополнительные образовательные программы для учащихся, должностные обязанности педагогов-воспитателей;
- проанализировать и зафиксировать реальное социокультурное окружение, в котором работает школа по вопросам патриотического воспитания;
- создать творческую группу в составе классных руководителей, педагогов-воспитателей, руководителей кружков и секций для разработки основных направлений совершенствования гражданско-патриотического воспитания в школе;
- разработать план воспитательной работы и отдельных мероприятий патриотической направленности;
- организовать работу добровольной детской общественной организации «Юнармейцы»;
- провести необходимую подготовку учащихся, родителей, коллектива педагогов.
2. Начальный этап: 2017-2018 учебный год.
Задача этапа: адаптировать ученический и педагогический коллективы, родительскую общественность к условиям деятельности школы на новом этапе:
- организовать для педагогического коллектива постоянно-действующий научно-методический семинар по проблемам патриотического воспитания;
- адаптировать учебные и дополнительные образовательные программы согласно данному направлению работы школы;
- разработать материал для проведения классных часов и иных мероприятий во внеурочное время по патриотической тематике;
- спланировать работу по включению вопросов военно-патриотической и морской направленности в деятельность кружков, секций и факультативов;
- разработать программы для кружков, секций, факультативов патриотического профиля;
- по мере подготовленности вводить новые виды развивающейся деятельности в начальном, среднем и старшем звене школы;
- продолжать ознакомление учащихся, родителей и педагогов с задачами, содержанием, организацией, спецификой воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- сделать диагностический «срез» по состоянию патриотической работы школы к завершению начального этапа её деятельности по всем аспектам: кадровому, программному, организационно-управленческому, результативному.
3. Основной этап: 2018-2019, 2019-2020 учебные годы.
Задача этапа: добиться всестороннего функционирования системы гражданско-патриотического воспитания в школе в соответствие с программой «Патриотическое воспитание до 2020 г.»:
- добиться отлаженной системы непрерывного повышения квалификации педагогов, руководителей кружков, секций и факультативов, классных руководителей;
- содержание патриотического воспитания довести до оптимального сочетания общечеловеческой и национальной культуры;
- в возрастном аспекте обучения и воспитания достичь логической преемственности сочетания разносторонней индивидуально-ориентированной деятельности учащихся с ориентиром на социальную ориентацию выпускников к современным условиям жизни;
- вовлечь всех учащихся в систематические занятия трудом, физической культурой, различными видами социально-значимой деятельности;
- вовлечь в работу детские общественные организации и объединения по интересам в школе и микрорайоне;
- добиться оптимального сочетания административного управления, влияния родительской общественности и ученического самоуправления;
- применять в практике работы школы интерактивные формы и методы патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- продолжать изучение и обучение передового опыта по патриотическому воспитанию (создание творческих групп, банка идей, разработка авторских программ, копилка методических материалов);
- осуществлять дальнейшую координацию деятельности школы и учреждений, входящих в её культурно-производственное окружение в интересах патриотического воспитания школьников;
- по каждому учебному году проводить диагностику результатов по выбранным критериям воспитания, в первую очередь, определяя уровень гражданско-патриотического становления личности учащегося;
- обобщить результаты патриотической воспитательной работы и представить их в отчёте, научных и методических публикациях.
VI. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся школы:
- Военно-патриотическое - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
- Краеведческое и поисковое - освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по её возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремёсел и т.д.
- Литературно-музыкальное - привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
- Физкультурно-оздоровительное – возрождение и развитие народных, спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, реализация древнегреческой олимпийской идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека.
- Экологическое – воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.
- Трудовое – привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.
- Семейное – утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.
- Предметное – воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы (на уроке и на внеурочных мероприятиях).
VII. Программа определяет содержание деятельности по организации патриотического воспитания и предлагает следующие формы и мероприятия по её организации:
- операция «Забота» (оказание шефской помощи ВОВ);
- проведение радиопередач по итогам поисковой операции «Герои рядом»;
- экскурсия «Историческое прошлое края» в Сергиево-Посадском музее «Конный двор»;
- экскурсия «Сергиев-Посад в годы войны» в краеведческом музее города;
- экскурсия «Наш край в годы войны» в краеведческом школьном историко-краеведческом музее «Истоки»;
- благоустройство территории около памятника погибшим воинам в селе Шеметово деревне Ченцы;
- литературно-музыкальная композиция «Вы в битве Родину спасли» (с приглашением ветеранов ВОВ);
- фестиваль художественного и декоративно-прикладного творчества «Мы вместе» (с приглашением ветеранов войны и педагогического труда);
- изготовление учащимися подарков и сувениров для ветеранов войны к 9 мая;
- уход за памятниками воинам в ВОВ 1941-1945 гг.;
- уроки мужества с участием ветеранов армии и флота;
- обеспечение организованного участия старшеклассников – допризывников в работе РВК;
- организация работы добровольной детской общественной организации «Юнармейцы»;
- проведение конкурса чтецов среди учащихся «Родины моей слава»;
- проведение школьных спортивных праздников и соревнований;
- тематические классные часы «Береги здоровье смолоду»;
- вечер встречи выпускников;
- праздник «День защитника Отечества»;
- тематические классные часы «Славные страницы истории Родины»;
- посвящение в юнармейцы «Гордо реет Российский флаг»;
- общешкольный конкурс классных газет «Отчизны верные сыны»;
- конкурс рисунков, фотосюжетов «Как прекрасен этот мир: посмотри»;
- проведение педсоветов «Дальнейшее совершенствование и обновление системы гражданско-патриотического воспитания в современных условиях модернизации российского образования»;
- проведение Всемирного Дня Здоровья;
- Вахта памяти, посвящённая Дню Воинской Славы России;
- День Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг. «Помнит мир спасённый»;
- День Защиты детей в условиях ЧС;
- освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации;
- подведение итогов работы по гражданско-патриотическому воспитанию на заседаниях ШМО классных руководителей.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Целевой программы по патриотическому воспитанию в школе:
- усовершенствование системы гражданско-патриотического воспитания в школе;
- повышение уровня воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области гражданско-патриотического воспитания, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний;
- формирование и развитие образа выпускника школы, обладающего духовными и нравственными качествами гражданина-патриота России, способного в полной мере реализовать творческий потенциал (нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический, физический) в интересах своей Родины, согласно следующей разработанной модели личности выпускника:
- наличие ответственности и гордости за принадлежность к своей семье, своему Отечеству; знание и понимание истоков отечественной материальной и духовной культуры; творческое самовыражение личности. Самооценка и самоанализ собственных возможностей, готовность законов, норм, правил поведения. Милосердие;
- принятие знания, как ценности, успешность в самообразовании, активная познавательная деятельность, направленная на становление своего профессионального мастерства, расширение кругозора личности, доказательность и аргументированность суждений, эрудиция;
- владение умениями и навыками культуры обучения: уважительное отношение к иному соблюдению этикета, способность устанавливать и поддерживать контакты в социуме;
- готовность и способность к освоению отечественной и мировой художественной культуры; культура речи, интеллигентность, умение жить по законам гармонии и красоты, находить прекрасное в повседневной жизни;
- соблюдение правил личной гигиены, ведение здорового образа жизни, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях по месту жительства, учёбы и работы, стремление к физическому совершенству, умение использовать физические упражнения для повышения работоспособности.
IX. Организация и контроль выполнения Целевой комплексной программы патриотического воспитания:
- координация и контроль выполнения программы возложены на администрацию школы.