Целевая комплексная программа патриотического воспитания МБОУ "Шеметовская СОШ" 2016–2020 учебные годы

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание


I. Пояснительная записка

«Историческое значение каждого великого человека измеряется его заслугами,
его человеческое достоинство – силою его патриотизма.»
Н.Г.Чернышевский

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Дальнейшее совершенствование и обновление системы гражданско-патриотического воспитания в современных условиях модернизации Российского образования социально востребовано, является предметом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, что нашло отражение в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.;
  • Федеральная программа развития образования.

Данные документы разработаны в целях дальнейшего развития системы образования и взаимосвязаны с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ.

II. Целью программы является: формирование народной памяти, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции.

III. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

  • формирование у воспитанников верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
  • изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  • физическое развитие учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в вопросах патриотического воспитания детей.

IV. В основу программы положены принципы гуманистической педагогики:

  • признание личности каждого ребёнка высшей социальной ценностью;
  • уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
  • обязательный учёт задатков и возможностей каждого ребёнка;
  • уважительные отношения между взрослыми и детьми;
  • опора в воспитании на национальные особенности;
  • создание ситуации успеха.

V. Этапы реализации:

1. Подготовительный этап: 2016-2017 учебный год.

Задача этапа: подготовить условия для организации работы по дальнейшему обновлению гражданско-патриотического воспитания в школе:

  • организовать для педагогического коллектива научно-методический семинар по проблемам гражданско-патриотического становления личности школьника;
  • разработать программу патриотического воспитания школы на период с 2016 по 2020 гг., дополнительные образовательные программы для учащихся, должностные обязанности педагогов-воспитателей;
  • проанализировать и зафиксировать реальное социокультурное окружение, в котором работает школа по вопросам патриотического воспитания;
  • создать творческую группу в составе классных руководителей, педагогов-воспитателей, руководителей кружков и секций для разработки основных направлений совершенствования гражданско-патриотического воспитания в школе;
  • разработать план воспитательной работы и отдельных мероприятий патриотической направленности;
  • организовать работу добровольной детской общественной организации «Юнармейцы»;
  • провести необходимую подготовку учащихся, родителей, коллектива педагогов.

2. Начальный этап: 2017-2018 учебный год.

Задача этапа: адаптировать ученический и педагогический коллективы, родительскую общественность к условиям деятельности школы на новом этапе:

  • организовать для педагогического коллектива постоянно-действующий научно-методический семинар по проблемам патриотического воспитания;
  • адаптировать учебные и дополнительные образовательные программы согласно данному направлению работы школы;
  • разработать материал для проведения классных часов и иных мероприятий во внеурочное время по патриотической тематике;
  • спланировать работу по включению вопросов военно-патриотической и морской направленности в деятельность кружков, секций и факультативов;
  • разработать программы для кружков, секций, факультативов патриотического профиля;
  • по мере подготовленности вводить новые виды развивающейся деятельности в начальном, среднем и старшем звене школы;
  • продолжать ознакомление учащихся, родителей и педагогов с задачами, содержанием, организацией, спецификой воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • сделать диагностический «срез» по состоянию патриотической работы школы к завершению начального этапа её деятельности по всем аспектам: кадровому, программному, организационно-управленческому, результативному.

3. Основной этап: 2018-2019, 2019-2020 учебные годы.

Задача этапа: добиться всестороннего функционирования системы гражданско-патриотического воспитания в школе в соответствие с программой «Патриотическое воспитание до 2020 г.»:

  • добиться отлаженной системы непрерывного повышения квалификации педагогов, руководителей кружков, секций и факультативов, классных руководителей;
  • содержание патриотического воспитания довести до оптимального сочетания общечеловеческой и национальной культуры;
  • в возрастном аспекте обучения и воспитания достичь логической преемственности сочетания разносторонней индивидуально-ориентированной деятельности учащихся с ориентиром на социальную ориентацию выпускников к современным условиям жизни;
  • вовлечь всех учащихся в систематические занятия трудом, физической культурой, различными видами социально-значимой деятельности;
  • вовлечь в работу детские общественные организации и объединения по интересам в школе и микрорайоне;
  • добиться оптимального сочетания административного управления, влияния родительской общественности и ученического самоуправления;
  • применять в практике работы школы интерактивные формы и методы патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • продолжать изучение и обучение передового опыта по патриотическому воспитанию (создание творческих групп, банка идей, разработка авторских программ, копилка методических материалов);
  • осуществлять дальнейшую координацию деятельности школы и учреждений, входящих в её культурно-производственное окружение в интересах патриотического воспитания школьников;
  • по каждому учебному году проводить диагностику результатов по выбранным критериям воспитания, в первую очередь, определяя уровень гражданско-патриотического становления личности учащегося;
  • обобщить результаты патриотической воспитательной работы и представить их в отчёте, научных и методических публикациях.

VI. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся школы:

  1. Военно-патриотическое - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
  2. Краеведческое и поисковое - освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по её возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремёсел и т.д.
  3. Литературно-музыкальное - привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
  4. Физкультурно-оздоровительное – возрождение и развитие народных, спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, реализация древнегреческой олимпийской идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека.
  5. Экологическое – воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.
  6. Трудовое – привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.
  7. Семейное – утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.
  8. Предметное – воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы (на уроке и на внеурочных мероприятиях).

VII. Программа определяет содержание деятельности по организации патриотического воспитания и предлагает следующие формы и мероприятия по её организации:

  • операция «Забота» (оказание шефской помощи ВОВ);
  • проведение радиопередач по итогам поисковой операции «Герои рядом»;
  • экскурсия «Историческое прошлое края» в Сергиево-Посадском музее «Конный двор»;
  • экскурсия «Сергиев-Посад в годы войны» в краеведческом музее города;
  • экскурсия «Наш край в годы войны» в краеведческом школьном историко-краеведческом музее «Истоки»;
  • благоустройство территории около памятника погибшим воинам в селе Шеметово деревне Ченцы;
  • литературно-музыкальная композиция «Вы в битве Родину спасли» (с приглашением ветеранов ВОВ);
  • фестиваль художественного и декоративно-прикладного творчества «Мы вместе» (с приглашением ветеранов войны и педагогического труда);
  • изготовление учащимися подарков и сувениров для ветеранов войны к 9 мая;
  • уход за памятниками воинам в ВОВ 1941-1945 гг.;
  • уроки мужества с участием ветеранов армии и флота;
  • обеспечение организованного участия старшеклассников – допризывников в работе РВК;
  • организация работы добровольной детской общественной организации «Юнармейцы»;
  • проведение конкурса чтецов среди учащихся «Родины моей слава»;
  • проведение школьных спортивных праздников и соревнований;
  • тематические классные часы «Береги здоровье смолоду»;
  • вечер встречи выпускников;
  • праздник «День защитника Отечества»;
  • тематические классные часы «Славные страницы истории Родины»;
  • посвящение в юнармейцы «Гордо реет Российский флаг»;
  • общешкольный конкурс классных газет «Отчизны верные сыны»;
  • конкурс рисунков, фотосюжетов «Как прекрасен этот мир: посмотри»;
  • проведение педсоветов «Дальнейшее совершенствование и обновление системы гражданско-патриотического воспитания в современных условиях модернизации российского образования»;
  • проведение Всемирного Дня Здоровья;
  • Вахта памяти, посвящённая Дню Воинской Славы России;
  • День Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг. «Помнит мир спасённый»;
  • День Защиты детей в условиях ЧС;
  • освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации;
  • подведение итогов работы по гражданско-патриотическому воспитанию на заседаниях ШМО классных руководителей.

VIII. Ожидаемые результаты реализации Целевой программы по патриотическому воспитанию в школе:

  • усовершенствование системы гражданско-патриотического воспитания в школе;
  • повышение уровня воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области гражданско-патриотического воспитания, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний;
  • формирование и развитие образа выпускника школы, обладающего духовными и нравственными качествами гражданина-патриота России, способного в полной мере реализовать творческий потенциал (нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический, физический) в интересах своей Родины, согласно следующей разработанной модели личности выпускника:
  • наличие ответственности и гордости за принадлежность к своей семье, своему Отечеству; знание и понимание истоков отечественной материальной и духовной культуры; творческое самовыражение личности. Самооценка и самоанализ собственных возможностей, готовность законов, норм, правил поведения. Милосердие;
  • принятие знания, как ценности, успешность в самообразовании, активная познавательная деятельность, направленная на становление своего профессионального мастерства, расширение кругозора личности, доказательность и аргументированность суждений, эрудиция;
  • владение умениями и навыками культуры обучения: уважительное отношение к иному соблюдению этикета, способность устанавливать и поддерживать контакты в социуме;
  • готовность и способность к освоению отечественной и мировой художественной культуры; культура речи, интеллигентность, умение жить по законам гармонии и красоты, находить прекрасное в повседневной жизни;
  • соблюдение правил личной гигиены, ведение здорового образа жизни, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях по месту жительства, учёбы и работы, стремление к физическому совершенству, умение использовать физические упражнения для повышения работоспособности.

IX. Организация и контроль выполнения Целевой комплексной программы патриотического воспитания:

  • координация и контроль выполнения программы возложены на администрацию школы.