Викторина (мастер-класс) для педагогов «Инновационные технологии в воспитательном процессе в ДОУ»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Инновационные технологии в ДОУ


Цель: повышение профессионального уровня педагогов посредством нетрадиционной формы методической работы.

Ход игры

Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию одну из нетрадиционных форм методической работы с педагогами – интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»

(звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»)

Ведущий: Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и развития дошкольников. Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей. Поэтому сегодня наша игра будет посвящена теме «Использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ».

(звучит музыка)

Ведущий: Мы начинаем прямую трансляцию зимней серии игр «Что? Где? Когда?», и я хочу представить знатоков:

  • педагоги:
  • магистры:
  • капитан команды:

(звучит музыка)

Блицтурнир

Ведущий: Уважаемые знатоки, предлагаю вашему вниманию «Блицтурнир»:

  • назовите основной вид деятельности детей дошкольного возраста;
  • формы организации детей;
  • перечислите инновационные технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ:

1. Игра.

2. Групповая, подгрупповая, работа в паре, индивидуальная.

3.Технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникативные технологии, технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, технология создания развивающей предметно-
пространственной среды, игровые технологии.

1-й раунд

(крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь»)

Вопрос «Здоровьесберегающие технологии»

Ведущий: Итак, против знатоков играет инструктор по ФИЗО детского сада.

Инструктор ФИЗО: Уважаемые знатоки, известно, что приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Забота о здоровье дошкольников – главная задача взрослых.

Вопрос: назовите современные здоровьесберегающие технологии.

(знатоки отвечают на вопрос)

Ведущий: Внимание! Правильный ответ.

Инструктор ФИЗО: Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, релаксация, динамические паузы, коррегирующие гимнастики); технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, занятия по плаванию, занятия из серии «Здоровье», коммуникативные игры); коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия).

Ведущий: Уважаемые знатоки, спасибо за ответы. Надеюсь, что в нашем детском саду будут расти только здоровые дети.

2-й раунд

«Технология исследовательской деятельности»

Ведущий: Внимание! «Черный ящик»

(звучит музыка из телепередачи, вносят ящик)

Ведущий: В этом ящике находится предмет для проведения опыта с дошкольниками «Откуда берется ветер?». При помощи этого предмета дети наблюдают движение теплого и холодного воздуха. (ответы знатоков)

Ведущий: Внимание! Правильный ответ: свеча.

(на экране появляется фиксирование опыта «Откуда берется ветер?»: в щели открытой двери зажжем две свечи; одну свечу держим вверху, а другую - внизу. Дети определяют, куда «наклоняется» пламя свечей. Получается, что теплый воздух движется вверху – убегает на улицу, а холодный воздух движется внизу – забегает в комнату. Там, где встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – движение воздуха.)

3-й раунд (крутится волчок, звучит музыка)

Вопрос «Информационно-коммуникативные технологии»

Ведущий: Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Ведущий: Итак, против знатоков играет мама воспитанника детского сада. Внимание на экран (звучит видеовопрос).

Родитель: Уважаемые знатоки, мой сын посещает подготовительную к школе группу детского сада. В этой группе организован кружок дополнительного образования «Информатика для дошкольников». Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в воспитательно-образовательном процессе требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПин.

Скажите, какие условия необходимо соблюдать при планировании использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками? (ответы знатоков)

Ведущий: Внимание! Правильный ответ.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья воспитанников большое значение имеют условия, в которых проходят занятия:

1. Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 - 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5–10 минут.

2. Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета до и после занятий.

3. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

4. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

5. Использование коррегирующих гимнастик.

4-й раунд

«Технология проектной деятельности»

Ведущий: Против знатоков играет воспитатель детского сада.

Воспитатель: Уважаемые знатоки, ход проекта подразделяется на этапы, расскажите об этапах проекта и содержании этих этапов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ: первый этап подготовительный (создание нормативно-правовой базы, определение целей, задач проекта, поэтапной модели и плана действий над проектом, создание творческой группы по разработке проекта и плана мероприятий); второй этап внедренческий (организация реализации проекта в воспитательно-образовательный процесс); третий этап аналитический (презентация хода и результатов проекта).

5-й раунд

«Технология создания развивающей предметно-пространственной среды»

Ведущий: В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования зафиксированы конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Против знатоков играет воспитатель детского сада.

Воспитатель: Уважаемые знатоки, я предлагаю вам рассмотреть на экране обследование состояния развивающей предметно-пространственной среды группы в ДОУ.

Под каждым номером определите, какое из требований к РППС соответственно ФГОС ДО выполняется в группе ДОУ. Ответ обозначьте на листе бумаги: напротив номера пишем требование к РППС, которое выполняется в группе ДОУ (раздает листы бумаги).

Ведущий: Внимание на экран, правильные ответы. Не выполняется требование под номером:

1. Полифункциональность.
2. Насыщенность.
3. Трансформируемость.
4. Доступность.

(звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»)

Итоговое задание

Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи и выполнить заключительное задание. Представлены инновационные технологии, о которых шла речь на протяжении игры, и карточки с задачами этих инновационных технологий. Расположите карточки с задачами в таблице в соответствии с инновационной технологией.

Ведущий: Уважаемые знатоки, вот и подошла к концу игра «Что? Где? Когда?».

Проводится рефлексия «Облако достижений»

Участникам предлагается закончить (записать фразы) на «облаке достижений», высказывая тем самым свое отношение к происходящему:

  • Я научилась…
  • Самым важным для меня было…
  • Я была удивлена тем, что…

Облака располагают на панно «Облако достижений».

Большое спасибо всем участникам.

(звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»).

Знатокам вручается сувенир «Сова» - символ мудрости.