Технологические карты уроков. Окружающий мир. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир


Урок 33. «Где и когда?» (11 часов)

Задачи:

1) Образовательные

    сформировать представление о своём классе и школе, о времени и его составляющих – настоящем, прошлом и будущем, о временах года, месяцах, днях недели и их последовательности;
  • познакомить с холодными и жаркими районами планеты, с некоторыми профессиями, историей и разнообразием одежды и велосипедов;
  • систематизировать и расширить знания о зимующих и перелётных птицах;
  • учить элементарным приёмам работы с глобусом; правилам безопасной езды на велосипеде.

2) Развивающие – формировать универсальные учебные действия:

    регулятивные (выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, определять степень успешности своей работы, осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников);
  • познавательные (ориентироваться в своей системе знаний, с помощью учителя отличать новое от уже известного, осуществлять поиск необходимой информации, строить связные высказывания, наблюдать, сравнивать и делать выводы);
  • коммуникативные (вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного).

3) Воспитательные – формировать личностные универсальные учебные действия

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • настраиваться на учебную деятельность, переключаться на другой вид деятельности.

Термины и понятия:

  • Класс, коллектив.
  • Настоящее, прошлое, будущее; сейчас, было, будет.
  • Дни недели, времена года, месяцы года.
  • Северный Ледовитый океан, Антарктида, саванна, тропический лес.
  • Перелётные птицы, зимующие птицы. Деловая, спортивная, рабочая одежда, одежда для дома.
  • Велосипед, спицы, рама, колесо, педаль, обод, шина, цепь.
  • Совершеннолетие, профессия.

Метапредметные связи:

  • Литературное чтение: Темы: «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших».
  • Технология: Темы: «Мир тканей. Для чего нужны ткани?», «Игла – труженица. Что умеет игла?».
  • Математика: Темы: «Сравнение групп предметов», «Временные представления: раньше, позже, сначала, потом», «Нумерация».

Ресурсы:

    Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2016.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2016.
  • Плешаков А.А. Тетрадь учебных достижений. 1 класс. – М.: Просвещение, 2016.
  • Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». – М.: Просвещение, 2016.
  • Глобус, карта Мира, предметные картинки (спортивный инвентарь, одежда), изображения животного мира Арктики, Антарктики, саванны и тропического леса, знаки дорожного движения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Проводить наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире с помощью взрослого.
Находить на глобусе холодные и жаркие районы.
Различать животных холодных и жарких районов.
Различать прошлое, настоящее и будущее.
Перечислять дни недели и времена года в правильной последовательности.
Соотносить времена года и месяцы.
Подбирать одежду для разных случаев.
Перечислять и соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.

Регулятивные УУД
Понимать и принимать учебную задачу урока.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.
Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения (по «Страничкам для самопроверки»).
Ученик получит возможность научиться:
Понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривать последовательность выполнения действий.
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
Познавательные УУД
Анализировать сезонные изменения в окружающем мире с выделением отличительных признаков.
Сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям.
Устанавливать причинно-следственные связи между строением, образом жизни животных и природными условиями их обитания.

Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации.
Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций.
Понимать содержание текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий.
Ученик получит возможность научиться:
Понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний.
Применять полученные знания и способы действий в новых условиях.
Объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач.
Коммуникативные УУД
Строить простые рассуждения, оформлять их в форме простых логических высказываний.
Задавать вопросы.
Работать в паре. Учитывать разные мнения.
Договариваться и приходить к общему решению.
Ученик получит возможность научиться:
Применять математические знания и терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.
Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться.
Совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.
Аргументированно выражать своё мнение.

Понимать и объяснять с помощью учителя причины успеха (неуспеха) в овладении учебным материалом.
Применять правила самостоятельной работы, рассуждать о необходимости быть внимательным и старательным.
Объяснять необходимость правильно распределять своё время.

Ученик получит возможность формирования:
– положительного отношения к окружающему миру как предмету изучения;
– внутренней позиции школьника на уровне общего положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика);
– учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

Урок № 34. «Когда учиться интересно?»

Цель урока

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика
достижений

Мотивировать учащихся на изучение раздела «Где и когда?».
Уточнить представления о классе как группе учащихся, учебном помещении и ступени обучения.
Учить составлять рассказы на основе личных наблюдений.
Способствовать пониманию и принятию детьми социальной роль ученика.

1. Определение темы раздела (учебник с. 3). Обсуждение планируемых результатов освоения раздела, выделение уже известного, особенно интересного.
2. Постановка учебной задачи урока, используя целевые установки учебника (с. 3–5)
3. Актуализация субъектного опыта. Анализ иллюстрации учебника. Рассказывание о своих первых днях в школе, обмен впечатлениями о учёбе.
4. Осуждение значения слова «класс»: группа учащихся, учебное помещение, ступень обучения.
5. Рассматривание иллюстраций, выделение предметов, необходимых для успешного обучения в классе. Соотнесение личного опыта с изучаемым материалом.
6. Рассказ о роли учителя и других взрослых в успешном обучении в школе.
7.Самостоятельное выполнение заданий в тетради (с. 3).
8. Подведение итогов урока: обращение к учебной задаче, оценка степени её выполнения.
9. Самооценка своей деятельности, определение личностного смысла изучения темы.

Предметные результаты
Понимает значение слова «класс»: группа детей, учебное помещение, ступень обучения (первый класс).
Рассказывает о том, как сделать учёбу интересной и успешной, о правилах поведения в коллективе.
Метапредметные результаты
Формулирует выводы из коллективного обсуждения.
Работает в паре. Проводит взаимопроверку.
Понимает учебную задачу урока. Контролирует выполнение учебной задачи.
Оценивает свои достижения на уроке.
Личностные результаты
Принимает социальную роль обучающегося.
Определяет личностный смысл изучения темы.

Ответы детей на вопросы по материалу урока.
Результаты выполнения детьми заданий в учебнике и тетради.
Результаты наблюдений учителя.
Качество ответов при подведении итогов.
Результаты самооценочной деятельности детей.

Урок № 35. Проект «Мой класс и моя школа»

Цель урока

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Мотивировать учащихся к выполнению проекта по теме «Мой класс и моя школа».
Сформировать у учащихся представление о своём классе и школе, о роли школы в жизни человека.
Учить принимать учебную задачу урока, выполнять её.
Организовать подготовительный этап проекта «Мой класс и моя школа».

1. Обзор учебного материала.
Прогнозирование содержания деятельности на уроке. Постановка учебной задачи урока (учебник с. 6–7).
3. Актуализация субъектного опыта.
Рассматривание материалов учебника. Рассказ об отличии проекта от творческого задания.
4. Совместное определение цели проекта, значимости продукта, этапов работы над проектом.
5. Обсуждение критериев результативности (например, информативно, интересно, аккуратно).
6. Работа в группах: составление рассказа по предложенным темам («Наша школа», «Наши открытия», «Наши одноклассники», «Наши перемены», «Наши поездки» и др.)
7. Презентация групповых проектов. Оценка результатов работы своей группы.
8. Подведение итогов урока: обращение к учебной задаче, оценка степени её выполнения.
9. Самооценка своей деятельности, определение личностного смысла изучения темы и ближайших действий по работе над индивидуальным проектом.

Предметные результаты
Рассказывает о жизни своего класса по фотографиям, выделяет самые интересные моменты в жизни класса.
Метапредметные результаты
Понимает
Формулирует выводы из коллективного обсуждения.
Работает в паре.
Понимает учебную задачу урока. Контролирует выполнение учебной задачи.
Оценивает свои достижения на уроке.
Личностные результаты
Принимает социальную роль обучающегося.
Определяет личностный смысл изучения темы.

Ответы детей на вопросы по материалу урока.
Результаты выполнения детьми заданий в учебнике и тетради.
Результаты наблюдений учителя.
Качество ответов при подведении итогов.
Результаты самооценочной деятельности детей.

Урок № 36. «Когда придёт суббота?»

Цель урока

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика
достижений

Формировать у учащихся представления о времени (о настоящем, прошлом, будущем) и его течении.
Формировать целостный взгляд на мир.
Уточнить представления о днях недели.
Способствовать пониманию и принятию детьми социальной роль ученика.

1. Обзор учебного материала.
Прогнозирование содержания деятельности на уроке. Постановка учебной задачи урока (учебник с. 8–9).
2. Актуализация субъектного опыта.
Осуждение значения слова «время». Высказывание предположений о времени и его течении.
3. Работа с текстом учебника, «лентой времени». Формулирование вывода о том, что такое прошлое, настоящее и будущее.
4. Рассматривание иллюстраций в тетради (с. 6–7), выполнение заданий в группах.
5. Рассказ о своём любимом дне недели. Соотнесение личного опыта с изучаемым материалом.
6. Коллективное обсуждение смысла выражений «потерять время», «время тянется», «время летит». Составление сказочной истории «Как Муравьишка время потерял» по рисунку в учебнике.
7. Подведение итогов урока: обращение к учебной задаче, оценка степени её выполнения.
8. Самооценка своей деятельности, определение личностного смысла изучения темы.

Предметные результаты
Различает прошлое, настоящее и будущее. Называет дни недели в правильной последовательности.
Метапредметные результаты
Анализирует иллюстрации учебника.
Сочиняет сказочную историю по рисунку.
Формулирует выводы из коллективного обсуждения.
Работает в паре. Проводит взаимопроверку.
Понимает учебную задачу урока. Контролирует выполнение учебной задачи.
Оценивает свои достижения на уроке.
Личностные результаты
Принимает социальную роль обучающегося.
Определяет личностный смысл изучения темы.

Ответы детей на вопросы по материалу урока.
Результаты выполнения детьми заданий в учебнике и тетради.
Результаты наблюдений учителя.
Качество ответов при подведении итогов.
Результаты самооценочной деятельности детей.