Технология: сотрудничество.
Участники: ученики 3 класса.
Цель мастер-класса:
- Дать понятие культуры; познакомить с культурными традициями русского народа через изучение обычаев, традиций, истории создания русской национальной куклы – матрёшки.
- Развивать коммуникативные умения сотрудничества в группе.
Задачи:
- побуждать интерес к русскому народному творчеству;
- сформировать чувство национального достоинства;
- воспитывать бережное отношение к народным традициям, обычаям.
Материалы: листы с заданиями розового, жёлтого цвета; конверт с нарезанными частями из цветной бумаги.
Ход занятия
1. Организационный момент
Все рассаживаемся по группам. Во главе каждой группы вы должны выбрать координатора, который будет иметь инструкцию и в соответствие с ней консультировать вас и обобщать тот материал, который представлен.
Первый этап.
Так как мы работаем по ФГОС, то мы должны поставить за основу творческий подход, в связи с этим, уважаемые ребята, чтобы определить тему нашего занятия, предлагаю вам решить кроссворд. Выделив ключевое слово, необходимо дать ему определение. Пожалуйста, возьмите листок розового цвета (кроссворд) и приступайте к его выполнению.
1. Кроссворд
1. «Бессмертный» сказочный персонаж.
2. Русский поэт-сказочник.
3. Русский баснописец.
4. Устное народное творчество.
5. Русская сила, мощь, воспетая в былинах.
6. Советский кинорежиссер-сказочник.
7. «…- краса, длинная коса».
8. Русский художник-живописец, мастер фольклорной живописи.
Как ответ будет готов, ваш координатор сообщает об этом. Выделение ключевого слова «культура». Давайте дадим определение данному понятию.
«Народная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.»
Второй этап. Итак, тема занятия «Культура русского народа». Теперь мы с вами должны поставить перед собой цели и задачи. В этом нам помогут задания, которые даны на листке жёлтого цвета.
Традиция |
Троица |
Молитва Богу |
|
Русское гостеприимство |
|
Пасха |
|
Обычай |
Русское гостеприимство |
Масленица |
|
Рукопожатие при встрече |
|
Венчание |
|
Обряд |
Семейный досуг |
Крещение |
|
Обереги |
2 задание: Соединить линией нужное понятие и его пример.
Сообща вы выполняете данное задание и принимаете решение. Свой ответ аргументировано даёт представитель вашей группы. Традиции, обычаи и обряды это - «Важнейшие элементы культуры каждого народа. Неоценима ценность традиций, обычаев, обрядов том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик народа, его особенности аккумулировать в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей. Благодаря своим традициям, обычаям и обрядам разные народы отличаются друг от друга.»
Третий этап. У каждого народа есть свои национальные символы. Вот и мы сейчас возьмём конверты, лежащие перед вами. У каждого из вас есть составные части данного символа. Ваша задача – собрать из них модель и составить презентацию.
2. Итог занятия
- Какие умения и навыки мы приобретаем, работая в сотрудничестве? (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные)
- Что нового вы узнали из нашего занятия?
- Что за символ русской культуры вы открыли?
Демонстрация куклы «Матрёшки».