Цель: Воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любовь к своей Родине.
Задачи:
Образовательные
- Ознакомление с историей малой родины;
- Сбор материала о жизни и подвиге воинов: И.С.Герасименко, А.С.Красилова, Л.А.Черемнова.
Воспитательные
- Воспитание чувства гражданственности и патриотизма;
- Воспитание уважения к погибшим и живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие
- Развитие способности к творчеству, стремлению добывать новые знания;
- Развивать навыки при работе с историческими документами.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, видеоматериалы.
Участники: 9 класс.
Гости: Григорьев С.Р, участник Великой Отечественной войны
Темнеют их лица, строгие как древняя резьба,
Снежинки лишь немногие застыли на устах.
Простые люди русские стоят у стен седых.
И щели дзотов узкие закрыты грудью их».
Музыка: «Священная война», «В лесу прифронтовом», «День Победы».
УЧЕНИК 1: (На фоне музыки)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
УЧЕНИК 2: (Слайд 1) В 1941 году война пришла на нашу землю. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашистские главари хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.
УЧЕНИК 3: (Слайд 2) Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война. Она длилась почти четыре года (1418 дней и ночей) и принесла гибель 30 миллионов советских воинов и мирных жителей.
УЧЕНИК 4: Смертельная угроза нависла над нашей Родиной. Все, кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.
УЧЕНИК 5: (Слайд 3) Тяжким бременем легла война на весь наш народ. Больницы, санатории, дома отдыха, клубы были переоборудованы в госпитали, где лечили раненых. На заводах к станкам вставали подростки, заменив старших.
УЧЕНИК 6: Старики, женщины и дети работали в колхозах. Красная Армия вынуждена была отступать, ведя тяжелые оборонительные бои.
УЧЕНИК 1: (Слайд 4) Гитлер, напав на нашу страну, мечтал о молниеносной войне, что он уже 7 ноября 1941 года будет принимать парад своих войск на Красной площади. А что же он получил на самом деле? В ноябре еще раздавались выстрелы в развалинах Брестской крепости. Наши доблестные солдаты, не жалея своей жизни, защищали каждую пядь земли русской. На весь мир прозвучали слова политрука Панфиловской дивизии Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»!
УЧЕНИК 2: (Слайд 5) 20 января – День освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. В этом году наш город отметил 73 годовщину со Дня освобождения.
В суете мирных будней мы часто не замечаем красоты родного города. Проходя через кремль, трудно представить себе, что здесь было во время Великой Отечественной — ту кровь и горе, которое впитала в себя вся новгородская земля.
В июне 1941 года в Новгороде шла обыкновенная жизнь. И хоть говорят, что в воздухе витал дух близкой войны, новгородцы не могли и подумать, что уже в августе 1941 года город будет под пятой фашистов.
УЧЕНИК 3: (на фоне музыки)
У каждого из нас была
Своя семья, своя забота,
Своя привычная работа,
И мир привычного тепла.
Наш сад был вишнями богат,
Был чистым добрый летний вечер.
УЧЕНИК 4: (Слайд 6) 19 августа 1941 года Великий Новгород был оставлен войсками Красной Армии. Длинным и трудным был путь к желанной победе. Оккупация длилась 883 дня. 2 года и 5 месяцев. Нацистская оккупации города продолжалась с 15 августа 1941 по 20 января 1944 г.
УЧЕНИК 5: (Слайд 7) Среди народных героев, прославивших величие своей Родины подвигами в Великой Отечественной войне, не померкнут имена трёх бесстрашных воинов-сибиряков Ивана Саввича Герасименко, Александра Семёновича Красилова и Леонтия Арсентьевича Черемнова. 29 января 2017 года исполняется 75 лет их беспримерному подвигу в бою под Великим Новгородом.
УЧЕНИК 6: (на фоне музыки)
Их кровью залит пенною, за дзотом дзот затих,
Нет силы во вселенной, чтоб сдвинуть с места их,
И взвод рванул без выстрела – в штыки идет вперед,
И снег врагами выстелен, и видит дзоты взвод.
И называет доблестных страны родной сынов:
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов
УЧЕНИК 1: (Слайд 8-10) Александр Семенович Красилов родился в 1902 г. в селе Старая Тараба Кытмановского района Алтайского края в семье крестьянина. Рано лишился родителей и воспитывался у деда. Окончил начальную школу и работал в местном колхозе «Трактор», затем стал его председателем. С 1929 г. жил в Кузнецке (Новокузнецке), работал в артели «Красный транспортник» сначала простым коновозчиком, затем стал бригадиром и членом правления артели. Проживал в Куйбышевском районе на улице Вольный Юпитер.
В сентябре 1941 г. Александра Красилова мобилизовали в армию. Воевал Красилов на Волховском фронте.
УЧЕНИК 2: Ещё до войны Александр Красилов женился на Прасковье Николаевне, и, когда его мобилизовали в армию, у них с женой было пятеро детей. Когда Александр Красилов уходил на фронт, жена обещала вырастить Родине дочерей и сына такими же храбрыми, как их отец. Через два месяца после его гибели у Прасковьи Красиловой родился шестой ребёнок – в честь отца его назвали Александром. В военные годы она одна растила и воспитывала детей. Юная дочь Александра Семеновича Анфиса (Фида) после ухода отца на фронт пошла работать на КМК и добросовестно отработала на производстве 8 лет. Анфиса Александровна до последних дней жизни свято чтила память о своём легендарном героическом отце.
Вот как она вспоминала отца:
УЧЕНИК 3: «Отец всё любил песни петь и, глядя с горы на панораму строительства, поблёскивая глазами, восклицал: «Летит жизня, строимся, строимся!». Работать приходилось отцу много».
ВИДЕО: Анфиса Красилова об отце.
УЧЕНИК 3: За несколько дней до своего бессмертного подвига Красилов писал: «Нахожусь вместе с Черемновым, Гаврилиным, Снегиревым и другими вольными юпитеровцами. Я сердечно благодарю Фиду, что она работает, помогает семье. Надо добиться, чтобы все учились хорошо, и дочке Галине надо учиться получше и согласно жить, слушать мать всем. Обо мне не беспокойтесь. Только чтобы разбить Гитлера впрах, такова наша задача и, уничтожив гитлеровскую сволочь, с победой вернуться домой».
УЧЕНИК 4: (Слайд 11) Иван Саввич Герасименко родился в 1913 г. в селе Знаменка (ныне Днепропетровская область Украины). Окончив шесть классов школы, работал трактористом в колхозе. В 1936-м был призван в Красную Армию, дослужился до звания отделенного командира. По окончании службы был направлен в Норильск, а оттуда – на строительство металлургического комбината в Сталинск (ныне – Новокузнецк). В 1941 м был вновь призван в армию. Службу Герасименко проходил в 229-м стрелковом полку 285 й стрелковой дивизии на Волховском фронте, командовал отделением.
УЧЕНИК 5: (Слайд 12) Леонтий Арсентьевич Черемнов был ровесником Герасименко – родился в 1913-м в алтайском селе Старая Тараба. Работал механизатором в колхозе, потом служил в военизированной охране Кузнецкого металлургического комбината. Вместе с ним служил его старший друг и земляк Александр Семенович Красилов.
Оба до войны успели обзавестись семьями, оба служили в одном взводе, более того – в одном пулеметном расчете.
Обратимся к фронтовой хронике.
УЧЕНИК 6: (на фоне музыки)
29 января 1942 года.
«Ночью двадцать бойцов во главе с Поленским у самого берега Волхова поднялись на вал. Новгород лежал перед ними пленённый, скорбный, молчаливый... Впереди – дзоты, блиндажи, проволочные заграждения.
В пять часов утра взвод двинулся в путь. Это время было выбрано не случайно. Ночь стояла лунная, а к утру стало темнее. Кроме того, известно было, что на рассвете бдительность немецких часовых притупляется. Наши бойцы спустились в лощину.
УЧЕНИК 1: Разведчики шли бесшумно. Когда приблизились к реке, командир взвода подозвал Герасименко:
– Возьмите ещё двоих, выберите их сами и ползите вперёд.
Сержант выбрал Красилова и Черемнова.
Взвод вышел к вражеским укреплениям с тыла. Завязался бой. Уничтожив расчёт одного из дзотов, Герасименко со своими товарищами вытащил из него пулемёт и им же стал разить врага. Вдруг у Герасименко по халату поползли струйки крови. Он свалился в снег. К нему подбежал санитар Степан Дубина, стал его перевязывать. Поленский, увидев раненого, приказал ему отползти назад, выйти из боя. Герасименко впервые ослушался своего командира, не ушёл.
УЧЕНИК 2: Но в это время немцы вызвали подкрепление и повели наступление, пытаясь окружить разведчиков. Надо выходить из боя. Вдруг заговорили пулемёты новых дзотов. Взвод попал в огневой мешок. Смерть нависла над бойцами взвода. Надо заставить замолчать эти пулемёты.
Герасименко всё это видел. Опасность, угрожавшая товарищам, подняла его на ноги. Он вырвался из рук санитара и снова кинулся к дзоту. К двум другим бросились Красилов и Черемнов. Гранат у них уже не было... Не сговариваясь, они бросились на пулемёты, заслонив своими телами огненные струи, приняв смерть, предназначенную взводу. Бойцы пошли в атаку. Взвод выполнил боевое задание, уничтожив 6 дзотов и более полусотни гитлеровцев».
Подвиг сибиряков стал великим примером беззаветной отваги.
УЧЕНИК 3: (Слайд 13-14) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1944 года И.Герасименко, А.Красилову, Л.Черемнову присвоено звание Героев Советского Союза.
Благодарные новгородцы увековечили подвиг сибиряков обелиском из серого камня, который установлен в центре Ярослава Дворища, рядом с памятником Александру Невскому. Надпись на мраморной плите гласит:
УЧЕНИК 4: «В честь подвига Героев Советского Союза сержанта И.С.Герасименко, солдат А.С. Красилова и Л.А.Черемнова в боях за освобождение Новгорода в период Великой Отечественной войны, закрывших своими телами амбразуры вражеских дзотов».
Имена героев носят улицы нашего города.
На бульваре Героев в Новокузнецке одна из чеканенных клемм, обрамляющих архитектурно-художественный комплекс у Вечного огня – Венок славы, носит название «Подвиг» и рассказывает о Герасименко, Красилове и Черемнове, одновременно являясь символом подвига всего народа. Знаменательно, что зажигал Вечный огонь на бульваре Героев в мае 1975 г. сын Леонтия Черемнова Владимир, обозначив тем самым связь времён и поколений.
Чтят память о героях и на Алтае, в деревне Старая Тараба, где родились А.Красилов и Л.Черемнов. Героический подвиг кузбассовцев воспели в стихах поэты Н.Тихонов в «Балладе о трёх богатырях», П.Шубин, А.Смердов в «Песне о мужестве».
УЧЕНИК 5: (на фоне музыки)
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов
- Разведчики бывалые, поход для них не нов.
Стоят леса зеленые, лежат белы снега,
В них гнезда потаенные проклятого врага.
Зарылись в дзоты серые, переградив пути,
Ни справа и ни слева их никак не обойти.
УЧЕНИК 6:
Здесь залегла неметчина в приволховском песке,
И в лоб идут разведчики, гранату сжав в руке.
То дело им знакомое - и в сердце ровный стук,
Когда гуляют громы их гранатные вокруг.
Гуляют дымы длинные меж узких амбразур,
И трупы немцев синие валяются внизу.
УЧЕНИК 1:
И снег как будто глаже стал и небо голубей,
Бери оружье вражье, повертывай и бей!
И взвод вперед - без выстрела, - но тотчас взвод залег,
Попав под град неистовый из новых трех берлог.
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов
- Все трое в то мгновение увидели одно:
УЧЕНИК 2:
Что пулеметы вражьи из амбразур не взять,
Что нет гранаты даже - и медлить им нельзя!
Что до сих пор разведчики, творя свои дела,
Не шли туда, где легче им, куда война вела.
И вот сейчас на подвиг пойдут в снегах глухих
Три коммуниста гордых, три брата боевых.
УЧЕНИК 3:
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов
Глядят на дзоты серые, но видят лишь одно:
Идут полки родимые, ломая сталь преград,
Туда, где трубы дымные подъемлет Ленинград,
Где двести дней уж бьется он с немецкою ордой,
Стоит скалой, не гнется он над вольною Невой.
УЧЕНИК 4:
Спеши ему на выручку! Лети ему помочь!
Сквозь стаи псов коричневых, сквозь вьюгу, битвы, ночь!
И среди грома адского им слышен дальний зов, -
То сердце ленинградское гудит сквозь даль лесов!
И оглянулись трое: и, как с горы видна,
Лежит страна героев, родная сторона.
УЧЕНИК 5:
И в сердце их не прежний, знакомый, ровный стук, -
Огнем оделось сердце, и звон его вокруг.
И ширится с разлету, и блещет, как заря,
- Не три бойца у дзотов, а три богатыря.
Навстречу смерть им стелется, из амбразур горит,
Но прямо сквозь метелицу идут богатыри.
УЧЕНИК 6:
Вы, немцы, псы залетные, смотрите до конца,
Как дула пулеметные уперлись в их сердца.
А струи пуль смертельные по их сердцам свистят,
Стоят они отдельные, но как бы в ряд стоят.
УЧЕНИК 1:
Их кровью залит пенною, за дзотом дзот затих,
Нет силы во вселенной, чтоб сдвинуть с места их!
И взвод рванул без выстрела - в штыки идет вперед,
И снег врагами выстелен, и видит дзоты взвод.
И называет доблестных страны родной сынов:
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов!
УЧЕНИК 2:
Темны их лица строгие, как древняя резьба,
Снежинки же немногие застыли на губах.
Простые люди русские стоят у стен седых,
И щели дзотов узкие закрыты грудью их!
УЧЕНИК 3: (Слайд 15). Известно более четырёхсот случаев за всю войну, когда наши бойцы своими телами закрывали амбразуры вражеских огневых точек. Мера исключительная, учитывая, сколько их, этих огневых точек, было на пути нашей пехоты. Но то, что случилось 29 января 1942 г. под Новгородом, можно считать исключительным втройне. Другого такого случая, когда сразу несколько бойцов бросились на амбразуры дзотов, за всю войну больше не было. Уже 6 февраля во «Фронтовой газете» Волховского фронта было рассказано о массовом подвиге новокузнечан.
УЧЕНИК 4:
Полк пехотный, где трое отважных служили
Как живых, поименно в списках хранит.
Полк пехотный повзводно стоит на ученье
И, когда перекличку ведет старшина
Ранним утром иль позднее порою вечерней,
Выкликает бессмертные их имена!
УЧЕНИК 5: Через 13 месяцев 23 февраля 1943 года Александр Матросов повторил подвиг Герасименко, Красилова, Черемнова.
И называя
Лучших поименно,
И в горести,
И в гордости своей,
Земля родная,
Преклони знамёна
Перед бессмертной
Славой сыновей!
УЧЕНИК 6: Почтим и мы память павших минутой молчания. Прошу всех встать. Спасибо.
УЧЕНИК 1: Сегодня на нашем Уроке Мужества присутствует наш друг и постоянный участник школьных мероприятий участник Великой Отечественной войны Григорьев Семён Романович. Предоставим ему слово. (Вручение цветов)
УЧЕНИК 2: В памяти тех, кто испытал ужасы войны, и в сердцах многих поколений новгородцев наш древний русский город по – прежнему является непокоренным. Но никогда не надо забывать о том, какой ценой это всё завоёвано
УЧЕНИК 3:
В России есть немало городов,
В сражениях прославивших державу,
И в их числе любой из нас готов
Великий Новгород назвать по праву.
УЧЕНИК 4:
Но наши деды победили,
Разбили подлого врага,
Из пепла град восстановили,
Подняли из руин и из огня.
УЧЕНИК 5:
Спасибо вам, бойцы родные,
Вам благодарна вся Земля
За то, что Родины и чести
Не отдали на поругание врага.
УЧЕНИК 6: С каждым днём наш город становится краше и краше. Мы любим свой город и гордимся им.
На этом наш классный час окончен.
Звучит песня «День Победы».