Разработка урока по МХК "Путешествие в Средневековье". 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Участники: учащиеся 9 класса.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: создать условия для формирования представления об эпохе средних веков через шедевры мирового культурного наследия.

Образовательные задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению нового, с опорой на пройденный материал;
  • Познакомить с особенностями романского и готического стиля через поиск информации и понимание прочитанного;

Развивающие задачи:

  • Формировать навыки контроля и самоконтроля;
  • Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);

Воспитательные задачи:

  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету МХК через интеграцию;
  • Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.

Педагогические технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология критического мышления
  • ИКТ-технологии

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Очень надеюсь на совместное плодотворное сотрудничество.

1. Мотивация и целеполагание

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие - путешествие в Средневековье. Поднимите руку те, кто любит путешествовать?

- А что так привлекает вас в путешествиях? (ответы детей)

- Средство путешествия мы выберем непривычное для нас, это вид искусства, который называют «Застывшей музыкой».

Ответ: Архитектура.

Презентация

Учитель: Что вы знаете об архитектуре? Это искусство проектирования сооружений и зданий. А ещё могу добавить, что некоторые архитектурные сооружения очень похожи на корабль (слайд 3). Что вы здесь находите общее? Вытянутое здание, похожа верхняя часть на мачту, состоит из отдельных частей. А нет ощущения, что оно движется, плывет?

- Наверное, есть. Итак, мы с вами начинаем наше путешествие в прошлое, в Средневековье на архитектурном корабле. Готовы? Тогда поплыли.

(на партах – таблички с изображением корабля) (Приложение 1)

- От каждого из вас зависит наше путешествие, ведь мы теперь одна команда. Что ведут путешественники, чтобы не забыть, не упустить что-то новое? (журнал).

- Карта самоконтроля (Приложение 2), которую в ходе нашего урока вам предстоит заполнить, и является журналом путешественника. Давайте, её подпишем.

- А теперь постарайтесь вспомнить какие ассоциации у вас возникают при слове Средневековье, в первой колонке «Знаю» – запишите их.

Проверяем, слушая ответы детей (замки, рыцари, религия, войны, инквизиция, трубадуры…).

2. Актуализация знаний и умений

Учитель: Каким был Средневековый город?

Период Средневековья очень продолжительный: с 5-15 века, и обозначен с момента падения Римской империи. С развитием торговли большую роль начинают играть города. Они защищались рвом и мощными крепостными стенами. Средневековый город имел оборонительное значение (слайд 4).

Слайд 5. От феодального средневековья в Европе сохранилось множество красивых памятников архитектуры, замков, небольших деревушек и старинных городков. В 50 км от французского города Ренна (Rennes) находится построенный в XI-XV веках город-крепость Фужер. За владение городом–крепостью Фужер на протяжении многих веков велись сражения между французами и англичанами. Какая-то часть была разрушена, а сохранилась часть средневекового архитектурного комплекса, состоящая из 13 башен.

Именно в Средневековье появляются новые архитектурные стили: романский и готический.

(слайд 6 - Стили архитектуры: романский, готический)

3. Получение новых знаний

Учитель: Пришло время вернуться к заполнению нашего журнала путешественника.

- Возьмите текст, прочтите его, главные понятия, новые слова подчеркните (работа с тестом).

Во время работы звучит музыкальный фрагмент (Хорал И.С. Баха) 4 мин. Приложение 3

Учитель: Запишите то, что вы узнали новое из текста во 2 колонку. 2 мин

- Составьте 1-2 вопроса по прочитанному тексту и запишите их в первую колонку (составляют вопросы по тексту) (2 мин).

- А теперь проверьте друг друга и обсудите эти вопросы в парах. (3мин).

- На все вопросы вы смогли ответить?

- Оцените свою работу в парах. Отметьте, пожалуйста, кружком во второй колонке таблицы (работа с таблицей).

Ну а теперь, проверим, что вы смогли узнать о стилях эпохи Средневековья.

Слайд 7. Церковь Нотр-Дам-Ля-Гранд. Франция. XIв. Романский стиль. Французский город Пуатье́.

Приложение 4

Храм в плане представляет собой центральный неф с боковыми приделами, что очень характерно для храмов романской архитектуры Пуату. Цилиндрический свод центрального нефа слегка сплюснут, тогда как боковые приделы имеют крестовые своды.

Слайд 8. Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий (греч. baptisterion — кyпель), крещальня, помещение для крещения;

Слайд 9. Собор в Реймсе. Франция.

В самом сердце провинции Франции Шампань находится шедевр готической архитектуры. Собор украшают более 2300 скульптур, недаром его так часто называют «царством скульптуры», среди них изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников и даже дьявола. Самая знаменитая скульптура Реймского собора – это «Улыбающийся ангел» или «Улыбка Реймса». «Улыбка Реймса – это улыбка ангела, несущего благодать житялям и гостям города. Холодный камень излучает тепло, и безмолвие весомее слов. Фигура почитаемого всеми «Улыбающего ангела» встречает посетителей кафедрального собора у одного из его порталов – у границы мира материального и духовного.

Слайд 10. Строение готического храма

Ведущим архитектурным типом этого стиля стал городской собор: каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями и сложным орнаментом.

Техническим прорывом архитекторов готики стало изобретение готического каркаса. Новаторство этого технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Слайд 11. Каркасная система

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

Слайд 12. Шартрский собор. Шартр. Франция.

Слайд 13. Кёльнский собор. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия.

Слайд 14.

«Как описать собор? С чего начать? — писал журналист В.А.Бобров. — Его стены и башни — и излюбленное место гнездования соколов, и место произрастания самых редкостных сортов мха и лишайников, и, разумеется, шедевр зодчества, притягивающий полчища туристов. Есть музыка звуков. Есть музыка красок. Здесь — музыка линий».

Слайд 15. Собор Парижской Богоматери. Франция. В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Слайд 16.

Строительство собора длилось практически 2 века. Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался.

Учитель: Какие замечательные загадочные образы. Не правда ли? Вы помните, как в начале урока мы назвали с вами архитектуру? «Застывшей музыкой». А теперь мы её оживим….

Слайд 17.

Видео (просмотр)

Французско-канадский мюзикл был написан по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Автор мюзикла – Риккардо Коччанте. 1998г.

4. Рефлексия

Учитель: Итак, насколько получилось у нас путешествие по Средневековью? Какие ощущения у вас возникли? Что вы почувствовали? Оцените себя сами в журналах путешественника (учащиеся оценивают свою работу на уроке).

Спасибо за взаимное сотрудничество! Мне было с вами интересно, надеюсь, что это взаимно. Доброго Вам пути!

Интернет-ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%B6%D0%B5%D1%80_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)
  2. https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/372-reymsskiy-sobor
  3. https://studbooks.net/2314116/nedvizhimost/osobennosti_goticheskoy_arhitektury