Семинар-практикум для родителей «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: ОВЗ, взаимодействие с родителями


Цель: развитие психолого-педагогической компетенции родителей через активные методы работы.

Задачи:

  • создать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;
  • содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование,
  • магнитофон,
  • диски с записями спокойной инструментальной музыки,
  • памятки, домашнее задание для родителей

Ориентировочное время проведения: 40-60 минут.

Вступительное слово

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сегодня мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.

Развитие любого ребенка, особенно ребенка с ОВЗ, в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий.

Но даже родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятно.

Гиперопека мешает ребенку поддерживать отношения с другими и учиться принимать решения самостоятельно, формирует инфантилизм.

Гипоопека (недостаточность внимания и заботы) не обеспечивает ребенка необходимой защитой от неблагоприятных ситуаций. В такой семье родители не знают, что делает их ребенок, не понимают его нужд, опасностей, подстерегающих его, не способны своевременно и эффективно помочь ему.

Чрезмерное постоянное родительское давление, не соответствующее нуждам и потребностям ребенка, обычно направлено на то, чтобы он стал не тем, кто он есть на самом деле или кем может быть (завышенные амбиции родителей).

Родители, воспитывая детей, обычно ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.

Самодиагностика родителей. Тест «Стили семейного воспитания».

Проблемная мини-лекция «О стилях семейного воспитания».

Индифферентный тип семейного воспитания (гипоопека)

Характеристика

Поведение родителей

Особенности ребенка

Низкий уровень контроля;

холодные отношения;

никаких ограничений;

родители закрыты для общения.

безразличие к душевному состоянию ребенка, к его потребностям и запросам; убеждения, что если ребенок одет, обут то их родительский долг выполнен.

Непоследовательны;

могут наказать ребенка и тут же поощрить;

воспитывают поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими (лесть, подхалимаж);

интеллектуальную деятельность детей стимулируют для того, чтобы извлечь выгоду. У таких детей много тайн;

они все время настороже;

не имеют собственного мнения;

любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать;

не любят ни умственный, ни физический труд;

склонны к проблемному поведению.

Либеральный тип семейного воспитания (попустительский).

Характеристика

Поведение родителей

Особенности ребенка

Уровень контроля низкий, но отношения теплые;

ребенок предоставлен сам себе

психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у ребенка не формируются.

родители не умеют или не хотят воспитывать ребенка;

считают простительными различные слабости;

легко общаются с ним, доверяют ему;

не склонны к запретам и ограничениям.

не способны контролировать поведение ребенка.

Конфликтует с теми, кто не потакает ему;

не способен учитывать интересы других людей;

не готов к ограничениям и
ответственности.

воспринимает недостаток руководства
со стороны родителей
как проявление
равнодушия, чувствует
страх и неуверенность

Авторитарный тип семейного воспитания

Характеристика

Поведение родителей

Особенности ребенка

высокий уровень контроля и холодные отношения;

родители, хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок;

требования очень категоричны;

систематическое подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства ребенка;

свобода ребенка строго регламентируется и контролируется;

контролируют поступки ребенка;

диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем
дружить, сами определяют
режим дня ребенка;

используют методы наказания (крики, физические наказания);

если отметили положительно какой-то поступок ребенка, то тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится;

не считают нужным прислушиваться к мнению ребенка.

Испытывает дефицит родительской
ласки, тепла, похвалы и
поддержки;

хорошо знает свои слабые стороны;

не самостоятелен, нет инициативности, веры в себя и в свои возможности;

либо пассивен и зависим, либо неуправляем и агрессивен;

поведение может стать антиобщественным;

ребенок подозрителен, насторожен и даже враждебен.

Этому способствуют следующие причины:

Авторитетное воспитание «сотрудничество»

Характеристика

Поведение родителей

Особенности ребенка

Теплые отношения и высокий уровень контроля;

отношения строятся на взаимном уважении и доверии;

требование от детей осмысленного поведения оказание помощи; дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей.

Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье;

допускают изменение своих требований в разумных пределах; родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины поощряют

ответственность детей в соответствии с их возрастными возможностями.

На все замечания реагирует разумно и старается больше не нарушать порядок;

у таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества;

приспособленный к жизни, уверенный в себе и ответственный.

Ролевая игра «Услышать ребенка»

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».

Родителям-актерам даются следующие установки к исполнению ролей:

  • «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
  • «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
  • «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
  • «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).

Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
  • Какие выводы вы для себя сделали?

Анализ чувств и формулирование выводов.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Обозначение ошибок в действиях и реакциях родителей:

  • приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
  • мораль, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
  • критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);
  • выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);
  • «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
  • предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах:

  • несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
  • наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;
  • подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не поддается воспитанию;
  • и прочее.

Вопросы к родителям:

  • Был ли ребенок в сценке выслушан и услышан?
  • По каким причинам это очень часто происходит?
  • Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
  • В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.

Упражнение «Идеальный родитель»

Психолог: «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и полным, приз (аплодисменты).

Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою запись. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения.

Затем психолог задает вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами – такие?!»

Упражнение «Мои сильные стороны»

Цель: найти собственные внутренние ресурсы.

Каждому участнику предлагается в течение одной минуты обозначить свои сильные «родительские» стороны.

А сейчас подумайте и напишите, что вы любите, цените и принимаете в себе, как в родителе, что даёт вам чувство уверенности и доверия к себе в разных ситуациях взаимодействия со своим ребёнком.

Мои сильные стороны как родителя:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________

Мои сильные стороны как родителя:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________

Дополнительные вопросы:

  • Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
  • Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
  • Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?

Вывод: при оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

Домашнее задание для родителей

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  • Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  • Какая часть вызвала особый интерес?
  • Ваши предложения и пожелания на будущее.

В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного воспитания».

Памятка для родителей

Дети учатся жить у жизни.

- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

- Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

- Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 253 с.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление»).
  3. Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. – 2003, №21.
  4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997. – 640 с.
  5. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. – М.: «Ось -89», 2008. – 144 с. (Действенный тренинг).
  6. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
  8. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.