Современная школа находится в процессе поиска новых подходов, путей, способов и методов образования обучающихся, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития системы образования. Сегодня происходит смена образовательной парадигмы: отказ от концепции “энциклопедизма”, когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности обучающегося, овладение им способами умственной, практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации. Современная направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.
С переходом на новое содержание системы образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в учебный процесс, считают филологи, весьма актуально, что оздоровит школу, и положительно скажется на состоянии здоровья обучающихся.
Общеизвестно, что все дети разные - и по способностям, и по темпам усвоения, продвижения, по интересам и потребностям, по психофизическим особенностям. Как правило, в условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку “сильному”, не успевая доступно объяснить и добиться усвоения материала “слабыми”. И здесь большая роль отводится идее дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов. К большому сожалению, на мой взгляд, еще не достаточно широко и правильно применяется в образовательной области “Иностранного языка”. Мы знаем, что до недавнего времени по специфике данного предмета – до 60% времени урока отводилось на практическую часть, а также иностранный язык – особую дисциплину, которую дети зачастую считают ненужной для себя, уверяя, что она им никогда не пригодится. В наши дни актуальность изучения иностранного языка высока. А с появлениям новых инновационных программ и введением в них большого объема материала на изучение, стало необходимо искать новые пути повышения эффективности обучения обучающихся на уроке.
Таким образом, дифференцированный подход в обучении на уроках иностранного языка, как средства повышения качества образования, необходим. А для достижения этой цели каждый учитель должен четко понимать, что это. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени; в переводе с английского языка “difference” – “разница”, “различие”. В педагогической литературе разными авторами даются разные понятия дифференциации обучения. Я предлагаю вам рассмотреть их:
- Дифференциация обучения – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности [8, 52].
- Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологический особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения [1, 138].
- Дифференциация обучения – это группировка учащихся на основе учета их индивидуальных способностей для обучения по несколько иным учебным планам, программам, технологиям [2, 8].
- Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам. [4]
- Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения [6].
- Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах [10]. - Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения [11].
- Дифференциация – это средство индивидуализации обучения.
В педагогической литературе приводится следующее понятие дифференцированного обучения:
1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Из выше сказанного следует, что одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие “дифференциация обучения” связывают с понятием “индивидуализации” (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т.д.).
С моей точки зрения, дифференциация – это назидательный принцип, и поэтому соглашусь с трактовой В.И.Андреева.
В педагогической теории и практике выделяются следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп). Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации обучающихся по уровню их обучаемости и умственному развитию показывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят сегодня перед современной школой, как адаптивной педагогической системой. Но, на мой взгляд, лучше всего данные задачи решает именно внутренняя дифференциация. Рассмотрим ее характеристику:
- различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся, подобранной по случайным признакам;
- основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях учащихся;
- предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя;
- возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами;
- особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности, но и на одаренных детей.
Внутренняя дифференциация может осуществляться в форме:
- Дифференцированного подхода к учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
- Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Внутренняя дифференциация осуществляется посредством:
- вариативности темпа изучения материала;
- дифференциации учебных заданий;
- выбора различных видов деятельности;
- определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Рассмотрим, каких целей позволяет достичь внедрение дифференцированного обучения в школе:
- создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
- удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
- целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
- решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
- предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
- развить способности и интересы учащихся;
- повысить качество знаний;
- более рационально использовать учебное время каждого;
- вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
- устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
При этом реализуется главная идея базового образования – познание обучающимися себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром. Грамотное внедрение дифференциации в процесс обучения на уроках английского языка позволяет решить основные задачи образования, а именно, выровнять степень подготовки обучающихся, повысить качество технологического образования, развить интерес, мотивацию обучающихся в изучении английского языка.
Применение дифференцированного подхода к обучающимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого нового учебного года я делю их на три группы: первая группа – “сильные” дети, вторая группа – “средние” дети, третья группа – “слабые” дети. Распределение по группам провожу по результатам обучения каждого предыдущего года. Деление на группы очень условно, как группы подвижны, поэтому каждый обучающийся может в процессе своей учебной деятельности перейти на более высокую ступень или, наоборот, на ступень ниже.
Дифференцированный подход к обучающимся можно осуществлять на разных этапах урока. Так, например, опрос:
а) письменный опрос: обычно использую карточки различной степени сложности, кроссворды, тесты (добавляю для “сильных” детей более сложные задания);
б) устный опрос: как правило, первыми вызываю учащихся 2 группы (“средние”) и 3 группы (“слабые”), в то время как для 1 группы (“сильные”) даю задания исправить и дополнить ответы, найти дополнительные сведения.
Закрепление материала. Детям 1 группы (“сильные”) сразу предлагаю выполнить практические задания. Со “слабыми” детьми (3 группа) повторяю основные моменты, останавливаюсь подробно на каждом. “Среднюю” группу прошу обобщить материал. При работе с учебником (по тексту) 2 группе (“средние”) даю задание составить развернутый план по прочитанному, 3 группа (“слабые”) ищут в учебнике ответы на заранее поставленные к тексту вопросы, а 1 группа (“сильные”) пересказывают текст, делают обобщение и выводы.
Частично использую коллективные проекты с различным комплектованием групп. На факультативном занятии по курсу “Страноведение (Великобритания)”, когда учебная деятельность проходит с целым классом, разделение на группы очень условно, так как они (группы) очень подвижны (в различных формах учебной деятельности), но всё равно, делая обобщения, анализы и выводы дети первой группы уступают место в дополнениях к своему ответу (из заранее подготовленного или ранее изученного материала) детям второй и третьей группы. Общешкольный долгосрочный проект “Английская газета” (“Teenagers”) строился по следующему принципу: первая и вторая группа (“сильные” и “средние”) выполняют более сложные задачи (пишут и редактируют статьи), в то время как третья группа (“слабые”) подбирают фотоматериалы, заставки, рекламу и т.п. Таким образом, все группы обучающихся принимают участие в работе над выпуском газеты, независимо от уровня знания английского языка. Каждый ребенок чувствует свою значимость, нужность в процессе обучения.
Применяя дифференцированный подход в обучении английскому языку мне удалось разнообразить формы и методы работы с обучающимися, повысить интерес к изучению английского языка, стереть явную грань между “сильными”, “средними” и “слабыми” детьми, повысить качество образования английского языка.
Литература
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998;
- Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе. Ульяновск: ИПК ПРО, 1995 – С. 8-17;
- Маслов Н.С. Концепция развития армавирской средней школы № 4 по проблеме: «Интегрированно-дифференцированный подход к обучению, развитию и профильной ориентации учащихся в условиях СОШ» // Завуч. – 1999. - № 2;
- Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998;
- Никитина Н.Н. Теоретический анализ проблемы внутренней дифференциации обучения. – Ульяновск. – ИПК ПРО, 1998;
- Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. - № 6;
- Пайков А.В. Дифференцированный подход в обучении технологии // Школа и производство. – 2001. - № 1 С. 21-22;
- Педагогический энциклопедический словарь. - М. Просвещение, 1998;
- Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996; Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса; Унт И. Индивиадулизация и дифференциация обучения - М.: Педагогика, 1990.