Применение закона Ома для расчета электрических цепей. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: Закон Ома


Цель урока:

  • систематизация комплекса знаний по теме;
  • формирование умений обобщать знания;
  • отработка алгоритма решения физических задач (принцип поэтапного формирования умственных действий);
  • закрепление практических навыков по сборке электрических цепей;
  • закрепление практических навыков при работе с измерительными приборами;
  • отработка навыков самостоятельной работы в нестандартных ситуациях (умение правильно формулировать проблему);
  • отработка личностно-ориентированных технологий;
  • отработка информационно-коммуникативных технологий.

Оборудование: лабораторный амперметр, лабораторный вольтметр, источники питания, ключ лабораторный, спираль – резистор, провода, листы бумаги, маркеры, магниты, компьютер и мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Опрос (4–5 мин.);
  2. Решение типовых задач (5–7 мин.);
  3. Самостоятельная работа по группам (10–15 мин);
  4. Отчет групп, их оценка (10 мин.);
  5. Подведение кратких итогов (5 мин.);
  6. Задание и анализ домашнего задания (2 мин.).

1. Содержание опроса

  1. Что такое электрический ток?
  2. Что служит характеристикой величины тока? Определение; единица измерения; прибор для измерения.
  3. Что такое работа тока?
  4. Какая величина характеризует электрическое поле? Определение; единица измерения; прибор для измерения.
  5. Что такое электрическое сопротивление? От каких величин оно зависит? Что такое удельное сопротивление?
  6. Закон Ома для участка цепи. Анализ зависимости между характеристиками электрической цепи.

2. Решение типовых задач

УКАЗАНИЕ: задачи решаются учащимися самостоятельно после их предварительного обсуждения; по истечению времени вариант решения представляется на интерактивной доске, в заранее заготовленном учителем слайде.

Задача №1: Оба проводника выполнены из одного материала. Масса 1-го в 2 раза больше, чем масса 2-го. Но 1-й в 4 раза длиннее 2-го. Определите, сопротивление какого проводника больше и во сколько раз?

(Ответ: 1-го больше в 8 раз)

Задача №2: В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, Сборник задач по физике 7–9, №1319.

(Ответ: 2 А)

3. Самостоятельное экспериментальное задание по группам

УКАЗАНИЕ:

  • Ребята предварительно разбиваются на группы (5–6 человек). Их задача, используя предложенное лабораторное оборудование, определить как можно больше характеристик проволочной спирали: сопротивление, длина и масса.
  • Перед сборкой экспериментальной установки обсуждаются правила включения измерительных приборов в цепь и каждая группа рисует на листе и закрепляет на доске свою схему электрической цепи с указанием полярности включения приборов.
  • Для каждой группы даны указания о роде материала (никелин) и площади поперечного сечения провода.
  • Заранее оговариваются критерии оценки работы.

4. Отчет групп

Все команды по завершению выделенного времени  указывают на доске значение измеренных и рассчитанных величин. Оценивается не только правильность найденных величин, но и количество характеристик провода.

1 группа

d = 0,5 мм,

S = 0,39 мм2

ρ = 0,4 Oм · мм2/ м

γ = 8,8 · 103 кг / м3

I = 0,75 A

U = 1,6 B

R = 2,13 Ом,
L = 2 м,
m = 6,8 г

2 группа

d = 0,75 мм

S = 0,63 мм2

ρ = 0,4 Oм · мм2/ м

γ = 8,8 · 103 кг / м3

I = 0,75 A

U = 0,8 B

R = 1,1 Ом,
L = 1,68 м,
m = 9,3 г

3 группа

d = 0,3 мм

S = 0,24 мм2

ρ = 0,4 Oм · мм2/ м

γ = 8,8 · 103 кг / м3

I = 0,5 A

U = 2,2 B

R = 4,4 Ом,
L = 2, 64 м,
m = 5,5,8 г

4 группа

d = 0,5 мм

S = 0,39 мм2

ρ = 0,4 Oм · мм2/ м

γ = 8,8 · 103 кг / м3

I = 0,8 A

U = 1 B

R = 1,25 Ом,
L = 0,97 м,
m = 2,65 г

5. Подведение итогов

Ставятся оценки командам; анализируются используемые при решении задач формулы.

6. Задание и анализ домашнего задания

В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, Сборник задач по физике 7–9, №1326, 1331–1333.

Литература

  1. Сборник задач по физике для 7–9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.: ил. – ISBN 5 – 09 – 013683 – 1.