В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, одной из образовательных областей в является «Физическое развитие», одной из задач - формирование ценностей здорового образа жизни, развития социальных, эстетических, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. В приобщении детей к здоровому образу жизни существенное значение имеет освоение детьми младшего дошкольного возраста основ культуры гигиены. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка и включает такую задачу как воспитание культуры поведения.
В соответствии с определениями, изученными в ходе работы, можно сказать, что в широком смысле гигиеническое воспитание - совокупность воспитательных, образовательных и агитационных мероприятий, которые направлены на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, укрепление и сохранение здоровья, повышение активности и здоровья людей.
Гигиенические навыки являются неотъемлемой частью культурного поведения человека в связи с тем, что гигиеническое воспитание является частью общего воспитания. Ключевое значение в формировании культурно-гигиенических навыков имеют такие факторы, как:
- время, когда начата работа по формированию культурно-гигиенических навыков. Осуществление культурно-гигиенического воспитания рекомендуется начинать в раннем возрасте;
- постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, состоянием его здоровья. Содержание обучения должно соответствовать возрасту и усложняться, расширяться с взрослением ребенка;
- систематичность обучения. Основополагающие режимные процессы необходимо реализовывать в определенной последовательности, например, с первых месяцев жизни ребенка, постоянное повторение в течение суток кормления, массажа, купания, игр и т.д., совершающихся всегда в определенной последовательности, и в определенное время. Постоянство условий их проведения содействует формированию условных рефлексов, что позволяет воспитывать навыки культуры и гигиены естественным путем;
- согласованность действий всех взрослых, которые осуществляют воспитание ребенка (родителей и педагогов), отсутствие противоречий в требованиях, единство их требований;
- условия, в которых происходит формирование навыков. Обучение культурно-гигиеническим навыкам рекомендуется осуществлять. когда у ребенка позитивное настроение, важно, чтобы обучение новым правилам происходило естественно, не вызывало у ребенка утомления, негативных эмоций и сопровождалась ощущением удовольствия. Также важно хвалить ребенка за корректно произведенные действия и не вызвать отторжения от дальнейших занятий при неудачах.
Младший дошкольный возраст - это период от 3-х до 4-х лет жизни ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, возрастанием активности и считается одним из главнейших периодов становления дошкольника. В данном возрасте действия ребенка начинают приобретать целенаправленный характер в таких видах деятельности, как игра, рисование, а также повседневная деятельность. Стоит отметить, что в указанный период лучше всего сохраняется в памяти у ребенка то, что было связано с его деятельностью и имело эмоциональный окрас. Также в этом возрасте ребенок начинает стремиться к самостоятельности, одновременно он не может справиться с задачей без взрослого.
В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что изучение основ культуры гигиены приобретает важное значение в приобщении детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста создает предпосылки для охраны их здоровья в будущем. Способствует социализации ребенка, правильному поведению в быту, общественных местах.
Навыки, которым должен научиться ребенок младшего дошкольного возраста, будут классифицированы в зависимости от их содержания на 2 большие группы:
- навыки личной гигиены: соблюдать чистоту; проверять опрятность своей одежды, обуви; использовать только индивидуальные предметы туалета; потреблять пищу из своей тарелки, мыть руки перед едой, после туалета, заниматься утренней гимнастикой, чистить зубы, уметь пользоваться туалетной бумагой и т.д.;
- навыки культурного поведения: вежливо просить необходимое; благодарить взрослого/сверстника за помощь; здороваться и прощаться; не мешать другим на занятиях, на прогулке, в спальне; убирать на место игрушки, книги; уступать место старшим и т.д.
При организации занятий с детьми педагог ставит цель, определяет задачи, подбирает методику, продумывает методы, которые будут наиболее эффективны. Для занятия создаются специальные условия, подбираются соответствующие пособия, игрушки. Занятия часто проводятся в форме игр-занятий, используется знакомый детям персонаж, который помогает овладеть навыком (Незнайка, кукла Маша, Чебурашка).
В таких играх, как «Дочки-матери», «Семья», «Встреча гостей» у детей формируются практические навыки: обязательное мытье рук перед едой, чистка зубов, умение правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, убирать посуду со стола после еды умение самостоятельно опрятно одеваться, и т.д.
В процессе гигиенического обучения на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются наглядные пособия, так как ребенок лучше поймет и осмыслит гигиенические сведения, если объяснение воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью также используются демонстрация фильмов, мультфильмов.
В процессе воспитания культурно-гигиенических навыков используются литературные произведения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», Л.Воронковой «Маша - растеряша» и т.д.
Важное значение в младшем дошкольном возрасте имеет включение в процесс формирования культурно-гигиенических навыков народных пословиц и поговорок. Они сопровождают многие гигиенические процессы: умывание, кормление, купание, укладывание спать. Легкие четверостишия помогают алгоритмизировать процесс: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели...». Текст помогает запомнить то, что необходимо умываться и саму последовательность умывания.
Формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка происходит общими усилиями педагогов и родителей. Целью педагога в том числе выступает обучение родителей осуществлять культурно-гигиеническое воспитание своих детей, для этого проводится регулярная санитарно-просветительная работа, задача которой - объяснение важности соблюдения в семье режима дня, установленного в детском образовательном учреждении; обучение приемам правильного ухода за ребенком; ознакомление с основами рационального питания детей; с мерами профилактики травматизма и т.д.
Взаимодействие с родителями можно организовать посредством: организации дня открытых дверей, индивидуальных бесед, групповых консультаций, дискуссий. Также можно использовать размещение на стенде или в папке-передвижке перечня культурно-гигиенических навыков ребенка, соответствующих возрасту.
Так, формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка важно начинать в раннем возрасте, следовать принципам последовательности, своевременного расширения объема знаний, комплексности подхода (обучает как педагог, так и родители), а также подходить к этому процессу позитивно, через игровую форму, книги, пословицы, мультфильмы, игрушки. Такой подход послужит установлению культурно-гигиенических навыков у ребенка и будет способствовать его здоровому образу жизни.
Список литературы
- Андреева, Н.А. Педагогическое сопровождение семьи как субъекта системы дошкольного образования: монография / Н.А.Андреева, М.А.Забоева; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2018.
- Гаранджа, В.И. Формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников: учеб. пособие / В.И.Гаранджа. - М.: Мост, 2010.
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007.
- Шапиро, Б.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников / Б.Ю.Шапиро / под ред. В.А.Галичина. - М. : Моск. высш. шк. соц. и экон. наук, 2015.