Профессиональное самоопределение детей старшего подросткового возраста в образовательных организациях

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 9, 10, 11


Введение

Актуальность темы исследования. Профессиональное самоопределение старших подростков в данный момент получило особенную актуальность. Отмечается, что верный выбор профессиональной деятельности значим не только с позиции определения общежитейских планов человека, но и с точки зрения прогресса общества в целом.

Профессиональное самоопределение это определение человеком себя касательно отобранных в социуме критериев профессионализма и мастерства. Первоосновой профессионального самоопределения, прежде всего, есть обретение индивидуальных смыслов в той работе, которую выбирает человек, осваиваемой или уже выполняемой им профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение служит исходной частью профессионального развития человека. Выбор профессии − значимая и важная ступень в жизни любого молодого человека, так как часто решает в будущем весь его жизненный путь. Вследствие этого необходимо предупредить в этот момент от допустимых погрешностей, предоставить помощь и поддержку в выборе профессиональной деятельности по душе.

У старших подростков не имеется того социального опыта, позволяющего им соответствующе реагировать на складывающиеся обстоятельства. Отсутствие социального опыта заставляет их прибегать к психологической защите, которая часто исковеркивает реальность, но зато создает явственность эмоционального благополучия. Это может привести к разрушению личности.

Для того чтобы найти приемлемый способ поведения, выбрать наиболее подходящую вариацию верного выхода из проблематичного положения, избавиться от напряженной ситуации и общежитейских трудностей, нужны усилия образовательных организаций и в первую очередь общества, их помощь и поддержка.

Традиционные способы профессионального самоопределения, применяемые в стабильном, устойчиво развивающемся обществе, становятся неэффективными в условиях экономической и социальной дестабилизации российского общества в условиях сложного процесса становления рыночных отношений в сфере труда и образования.

Результатом профессионального самоопределения старших подростков в современных условиях должна стать не узконаправленная профессиональная специализация, а готовность обучающегося к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы.

Существенный вклад в решение данной проблемы внесли О.Г.Геранина, Е.А.Голомшток, Е.А.Климов, Р.С.Немов, Н.С.Пряжников, Г.В.Резапкина.

Таким образом, все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы.

Противоречие исследования: между необходимостью профессионального самоопределения старших подростков в образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций и пособий для педагогов и родителей по данному вопросу.

Проблема исследования: каким должно быть содержание профессионального самоопределения старших подростков в образовательной организации?

Тема исследования: «Профессиональное самоопределение детей старшего подросткового возраста в образовательной организации».

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старших подростков.

Предмет исследования: содержание профессионального самоопределения старших подростков в образовательной организации.

Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать программу по профессиональному самоопределению старших подростков в образовательной организации.

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что вероятно, профессиональное самоопределение детей старшего подросткового возраста в образовательной организации будет успешна, если будут:

  • привлечены заместитель директора по воспитательной работе, психолог, классный руководитель, учителя-предметники, старшие подростки, библиотекарь, а также родители к работе профессионального самоопределения старших подростков;
  • использованы активные формы работы (круглые столы, ролевые игры, выпуск стенгазет, создание проектов);
  • разработана программа по профессиональному самоопределению старших подростков.

Задачи исследования:

  • проанализировать понятие «профессиональное самоопределение»;
  • изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего подросткового возраста;
  • выявить формы, методы и направления профессионального самоопределения детей старшего подросткового возраста в образовательной организации;
  • проанализировать деятельность учреждения по профессиональному самоопределению детей старшего подросткового возраста;
  • провести первичную диагностику по профессиональному самоопределению детей старшего подросткового возраста;
  • разработать программу по профессиональному самоопределению детей старшего подросткового возраста.

Методы исследования:

  • теоретические – анализ, сравнение, обобщение;
  • эмпирические – наблюдение, анализ документа, метод математической и графической обработки результатов, анкетирование, дифференциально-диагностический опросник (А.Е.Климова), методика «Карта интересов» (А.Е.Голомштока), методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности (Л.А.Йовайши).

База исследования: МБОУ СОШ №38 (г.Абдулино, Оренбургская область)

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (61 источник), приложений (6).

Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения детей старшего подросткового возраста в образовательной организации

1.1. Анализ понятия «профессиональное самоопределение»

Проблема профессионального самоопределения получила научное изучение только в XX веке. До начала XX века свободного выбора профессий не было. Еще в XIX веке профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека.

По мере развития общества, производственных отношений проблема профессионального самоопределения все более усложнялась, опосредствовалась новым условиям, поэтому перед каждым поколением высвечиваются ее новые грани и понятия.

В психологической литературе по проблеме профессионального самоопределения существует множество точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Существуют различные точки зрения относительно профессионального самоопределения личности. Одни ученые связывают его с выбором профессии, другие определяют как длительный процесс, начинающийся с профессиональных намерений и заканчивающийся периодом достижений мастерства и наставничества.

Е.А.Климов определяет профессиональное самоопределение как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности [23].

К.А.Абульханова-Славская в своих работах рассматривает профессиональное самоопределение как неразрывную связь выбора жизненного пути и жизненного самоопределения [1].

С.Н.Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков) [56].

То, что проблема профессионального самоопределения не является «застывшей» во времени и продолжает оставаться одной из самых актуальных в психолого-педагогической науке, С.Н.Чистякова объясняет наличием нескольких причин:

  • перманентным характером профессиональной ориентации молодежи, обусловленным социально-экономическими изменениями, постоянно происходящими в обществе;
  • сложностью проблемы профессионального самоопределения в силу ее многоаспектности и многогранности;
  • отсутствием социального заказа на подготовку молодежи к профессиональному выбору.

В.Н.Дружининым определяет профессиональное самоопределение как выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда [17].

А.М.Кухарчук характеризуют профессиональное самоопределение как «самостоятельный выбор профессии, осуществленный в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии» [30].

В.И.Журавлев определяет профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности на основе фундаментальных жизненных ценностей и представлений человека о смысле жизни [19].

В.А.Полякова в своих работах рассматривают профессиональное самоопределение с точки зрения разных подходов:

  • Социологический: серия задач, поставленные обществом перед личностью и отражающие запросы общества.
  • Социально-психологический: совокупность способов и запросов общества и свойств личности.
  • Дифференциально-психологический: процесс формирования индивидуального стиля жизни личности [43].

Т.М.Буякас профессиональное самоопределение рассматривает как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [7].

Д.Сьюпер говорит, что профессиональное самоопределение – это длительный, целостный процесс развития личности. Д.Сьюпр выделяет следующие стадии профессионального самоопределения:

  • стадия «пробуждения»;
  • стадия «исследования»;
  • стадия «сохранения»;
  • стадия «снижения» [52].

Стадии профессионального самоопределения соотносятся с этапами жизненного пути, т.е. с возрастом человека.

О.Г.Геранина рассматривает профессиональное самоопределение как итог длительной подготовки, включающая в себя самоанализ, саморазвитие, формирование образа «Я», анализ и обобщение информации о мире профессий, проектирование индивидуальных особенностей на профориентационных занятиях, построение идеального образа будущей профессии и его последующую коррекцию, формирование целей выбора, соотнесение индивидуальных особенностей с характеристиками разных профессий [12].

А.В.Мудрик рассматривает профессиональное самоопределение как связь жизненных перспектив личности и планирование ее будущего [35].

В своих исследованиях С.Л.Рубинштейн отмечал, что профессиональное самоопределение – свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная самодетерминация, представляющая собой механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Соответственно, механизмом профессионального самоопределения является, прежде всего, интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации [50].

Е.А.Голомшток профессиональное самоопределение понимал как деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [13].

В Российском энциклопедии по охране труда под редакцией В.К. Варова дается следующее определение: «профессиональное самоопределение – квалифицированная помощь человеку при выборе или смене профессии; рекомендации по совершенствованию важных психофизиологических качеств, обучению» [8].

Б.А.Душков рассматривает профессиональное самоопределение как осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией [18].

В энциклопедии по социологии дается следующее определение: «профессиональное самоопределение» – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

В психологических исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает профессиональное самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так, С.П.Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы – социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию.

Второй подход рассматривает профессиональное самоопределение как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику − профориентацию, и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Е.А.Климова, А.Е.Голомшток. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Более объективным представляется подход, при котором профессиональное самоопределение рассматривается как «сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом» [80] и как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Подобную точку зрения поддерживают многое исследователи, в том числе, А.К.Маркова, Е.М.Борисова и Г.П.Логинова, В.В.Чебышева. Они отмечают, что профессиональное самоопределение происходит в течение практически всей жизни, способствуя развитию личности.

В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М.Бим-Бада профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [2].

М.В.Батырева под профессиональным самоопределением понимает процесс интеграции личности в соционально-профессиональную структуру общества, который осуществляется в результате анализа субъектом выбора профессии своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии.

П.Г.Щедровицкий отмечает, что профессиональное самоопределение – это способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность [59].

И.Н.Назимов дал следующее определение: «профессиональное самоопределение – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» [37].

Л.П.Крившенко определяет профессиональное самоопределение как состояние готовности выпускников к реальному и осознанному выбору профессии [27].

П.С.Лернер отмечает, что профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность [32].

В словаре по профориентации и психологической поддержке дается следующее определение: «профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма».

В энциклопедическом словаре под редакцией Н.А.Волгина профессиональное самоопределение рассматривается как определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма [9].

В подходах зарубежных авторов профессиональное самоопределение, как правило, не выделяется как самостоятельное понятие, а рассматривается в общем контексте теорий развития карьеры. Профессионального самоопределения западные исследователи рассматривают в рамках следующих направлений:

1. Диагностическое направление представлено работами Х.Тернера, Р.Кеттелла, Р.Амтхауэра. В этом подходе особое внимание уделяется выявлению возможностей индивида для адаптации к окружающей среде.

2. Воспитательное направление отражено в концепции А.Валлона, Р.Заззо и А.Леона. Эти авторы указывают на необходимость формирования профессионально важных качеств личности при условии ее активной индивидуальной избирательности.

3. Психофизиологическое направление охарактеризовано в работах П.Лазарсфельда, Ш.Бюлера, С.Аксельрода. Авторы данного направления считают, что решение о профессиональном самоопределении зависит от общего развития личности, так как на выбор профессии, помимо объективных факторов, влияют различные субъективные.

4. Социальное направление основывается на представлениях о жизненном пути таких ученых как Ш. Бюлер, Д. Сьюпер и др. Исследователи данного направления создали своеобразную периодизацию профессионального самоопределения, в которой выделяют стадии и этапы, различающиеся типичными задачами (пробуждение, исследование, консолидация, сохранение, снижение).

5. Психологическое направление охарактеризовано в работах А.Маслоу, профессиональное самоопределении рассматривается «через увлеченность значимой работой». В работах К.Ясперсом профессиональное самоопределение рассматривается через «дело», которое делает человек. 6. Междисциплинарное направление представлено исследованием японского ученого С. Фукуямы, который рассматривает профессиональное самоопределение как сложное и многоплановое явление, в котором экономические процессы сочетаются с социальными, образовательными, психологическими [78].

В «Большой советской энциклопедии» дается следующая дефиниция профессиональному самоопределению: «Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности».

В словаре по экономике и финансам профессиональное самоопределение определено как комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:

  • на формирование профессионального призвания;
  • на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [41].

В психологическом словаре следующее определение: «профессиональное самоопределение – это особая форма самоопределения, направленная на принятие решения о выборе профессии и путях формирования личности как профессионала» [61].

В энциклопедическом словаре профессиональное самоопределение определено как система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Г.В.Резапкина отмечает, что профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени [48].

Орёл В.Е. выделяет следующие характеристики профориентации [40]:

  • Профессиональное самоопределение представляет собой систему государственных мероприятий. Оно предназначено для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
  • Научность его форм и методов. Так как профессиональное самоопределение не является самостоятельной дисциплиной, то оно использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т.д.
  • Учёт условий, позволяющих обеспечить оптимальность профессионального самоопределения:
    • потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т.д.); способностей и других личностных характеристик человека; потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества.

Н.С.Пряжников говорит о том, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [45].

Т.В.Кудрявцев рассматривает профессиональное самоопределение как «длительный, многоплановый, весьма подвижный процесс», включающий несколько стадий:

  • формирование профессиональных намерений;
  • профессиональное обучение;
  • профессиональную адаптацию;
  • частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде [29].

А.Н.Маслоу профессиональное самоопределение рассматривал как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом деле [34].

А.А.Бодалев рассматривает «профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально трудовой среде и способ ее самореализации» [5].

Н.Н.Захаров дает следующее определение «профессиональное самоопределение – это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности – игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание» [20].

Э.Ф.Зеер рассматривает профессиональное самоопределение как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [21].

В.В.Болучевская считает, что профессиональное самоопределение – это важный момент личностного самоопределения, рассматриваемый как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [4].

В.Ф.Сафин полагает, что «профессиональное самоопределение – процесс поиска и приобретения профессии. Финалом его служит начало трудовой деятельности, в процессе которой личность утверждает себя» [51].

В.Б.Шапарь полагает, что профессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [57].

В словаре по социологии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

И.С.Кон рассматривает профессиональное самоопределение как процесс развития возрастных особенностей личности. Он выделяет 4 этапа формирования профессионального самоопределения:

  1. Детская игра.
  2. Подростковая фантазия.
  3. Предварительный выбор профессии.
  4. Практическое применение решения [25].

М.В.Ретивых рассматривает «профессиональное самоопределение как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений» [49].

Р.С.Немов «профессиональное самоопределение» обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя. То есть считает его однократным явлением [38].

С точки зрения А.В.Петрушиной, профессиональное самоопределение представляет собой устойчивое состояние личности, которое постепенно трансформируется в процессе перехода от одного этапа формирования к другому, а при обеспечении определенных условий «готовность-состояние» переходит в «готовность-качество» [42].

Д.Холланд дает следующее определение: «профессиональное самоопределение – выбор рода занятий, который более всего соответствует типу личности и предполагает проведение подбора профессии на основе черт личности» [55].

В энциклопедическом словаре экономики и права профессиональное самоопределение определятся как система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т.д.; часть системы трудового воспитания и учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

А.А.Дергач в акмеологическом словаре профессиональное самоопределение трактует как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности: кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать [15].

В терминологическом ювенологическом словаре профессиональное самоопределение рассматривается как совокупность воспитательных и обучающих воздействий, развивающих у молодого человека умение осознанно принимать решения, относящиеся к профессиональному будущему, на основе учета природных способностей и образования, а также с учетом развития потенциала собственной личности и общественных потребностей. Структура профессионального самоопределения включает в себя совокупность таких составляющих как: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.

В медицинской энциклопедии дано следующее определение: «профессионального самоопределения – это совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, склонности и имеющимся у него навыкам, с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах» [28].

Таким образом, проанализировав научную литературу, можно отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия «профессиональное самоопределение».

Различными авторами профессиональное самоопределение личности рассматривается, как часть профессионального развития субъекта труда, является важнейшим его проявлением и представляет собой самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития.

На наш взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «профессиональное самоопределение». По нашему мнению, профессиональное самоопределение – это процесс определения выпускников того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, выявление своих склонностей и способностей к этому виду трудовой деятельности. На это определение мы будем опираться в нашем исследовании.

См. продолжение статьи