Современная работа педагога с современными родителями как обязательное требование профстандарта

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, родители, Сервис Canva


Семья и образовательная организация, будь то детский сад, школа, или учреждения дополнительного образования — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Поэтому налаживание взаимодействия между учителями, воспитателями и родителями — одна из самых важных задач в процессе обучения и воспитания.

Традиционно выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия воспитателя и родителей. Я думаем, что они всем Вам хорошо известны. Давайте посмотрим, можно ли внести в них какие-то элементы, которые сделают более эффективными, способными облегчить и улучшить коммуникацию, оперативно реагировать на изменения, наладить постоянный и прочный контакт с родительской аудиторией.

Наиболее распространенными формами остаются родительские собрания и индивидуальные беседы. В 2020 году данный способ претерпел свои изменения, я думаю с марта 2020 года уже каждый педагог и воспитатель попробовал внедрить цифровые технологии в данный процесс и проводил собрания в режиме онлайн. Какие же возможности открываются перед нами в данном режиме.

Собрание можно использовать не только для обсуждения текущих проблем группы (класса) и мероприятий, но и для мини-лекций по каким-то болевым проблемам, таким как, психологическая подготовка к детскому саду или школе. Можно пригласить на лекцию специалиста — психолога или врача, для этого необходимо только подключить специалиста к конференции и не требуется дополнительных усилий. Но лекция не должна быть унылым монологом на тему прописных истин. Важно, чтобы эти лекции были:

  • около 10 минут, не более;
  • практичными, то есть содержали бы не теорию, а конкретные признаки, на которые нужно обратить внимание родителям, конкретные действия, которые они могут предпринять, а также действия, которые нельзя предпринимать ни в коем случае, чтобы не сделать хуже;
  • лекцию лучше дополнить памяткой родителям по данной теме, очень удобно использовать опять же электронный вариант.

Есть еще один инструмент в помощь и педагогу, и родителю — это родительские чек-листы. Теперь необязательно делать списки необходимых действий и дедлайнов, можно воспользоваться бесплатным сервисом Google. А также можно проводить опросы, и автоматически составлять таблицы, это очень экономит время педагога, а также время родителей. Данные опросы могут быть как анонимными, так и нет. Так же можно воспользоваться сервисом Cаnva. Удобно, что там можно воспользоваться готовыми шаблонами, а потом сохранить в формате PDF и распечатать, а также продублировать в своем блоге или сайте, просто встроив туда. Тогда родители не смогут сказать, что потеряли листочек. Интересно оформленный листок родители могут повесить на холодильник или над рабочим столом, он будет привлекать внимание.

Инструкция по созданию чек листа в сервисе Cаnva:

  1. Зайдите на сервис Canva по ссылке https://www.canva.com/
  2. Подтвердите адрес электронной почты. Зайдите в свой почтовый ящик, откройте письмо от данного сервиса, перейдите по ссылке в письме на сервис Canva.
  3. Зарегистрируйтесь. Это можно сделать через аккаунты в Google, Facebook или как обычно, введя логин, почту и пароль.
  4. После регистрации появится окно, в котором Вы можете выбрать свою роль, от лица которой Вы работаете. Выберите, например, «Преподаватель». Затем Вам предложат пригласить других участников, этот шаг спокойно можно пропустить, нажав кнопку «Пропустить» в верхнем правом углу
  5. Далее появится окно «Создайте свой первый дизайн» с поисковой строкой. Щелкните курсором в поисковую строку и в выпадающем списке увидите, что можно создать (афиша, обложка, меню и др.). Выберите «План» из списка или наберите слово «План» для автоматического поиска.
  6. После того, как Вы выберите шаблон документа, у Вас появится окно с пустой страницей. Вы можете самостоятельно заполнить ее нужным Вам текстом и элементами, а можете воспользоваться готовыми вариантами дизайна. В левой части окна располагаются варианты дизайна, кликните на один из них.
  7. Можете набрать в Word текст чек-листа в виде таблицы или списком, скопировать и вставить в шаблон в Canva.
  8. Сохраните и распечатайте. Когда закончите работу над чек-листом, нажмите в верхнем правом углу окна кнопку «Опубликовать». Там Вам предложат «Скачать» Ваш документ.
  9. Можно сохранить отдельный файл и отправить родителям по электронной почте или вставить в свой блог. Выберите из списка «Тип файла» — PDF или JPG.
  10. К созданному документу всегда можно вернуться еще раз, чтобы доработать его, изменить, внести корректировки. При последующих заходах в сервис Canva, Вы будете сразу видеть рабочую область. В левой части окна выберите кнопку «Все дизайны» — отобразится список всех Ваших сохраненных работ.
  11. Если Вам нужно создать новый документ, нажмите кнопку «Создать дизайн», выберите тип документа и творите!

Сервис Canva позволяет человеку, не имеющему дизайнерских навыков, создавать различные продукты: постеры, плакаты, красочные объявления и чек-листы, обложки для книг, классные альбомы, обложку диска с фильмами класса, презентации, анимации, инфографику, визитки и многое другое. Если Вы зарегистрируетесь в нем впервые, то каждый Ваш шаг будет сопровождаться инструкцией по созданию материалов, так что освоить его будет просто. Это поможет Вам сделать свои презентации для урока, доклада на конференции или раздаточные материалы более интересными и запоминающимися.

Современные средства поддержания контакта с родителями

Сегодня распространение информационных технологий позволяет учителю или воспитателю активно использовать самые современные средства для поддержания контакта с родителями. Теперь, с появлением компьютеров и смартфонов это можно делать быстрее и надежнее. Давайте посмотрим, что может использовать современный воспитатель.

Цифровая революция набирает скорость и проникает повсеместно, затрагивая все сферы жизни современного человека. В нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с педагогом, хотя и осознают данную необходимость как благо для развития своего ребенка.

Попробуем решить данную проблему с помощью сетевого взаимодействия посредством информационных технологий, которые предоставляют колоссальные возможности для выстраивания эффективных коммуникаций педагогов и родителей.

Давайте рассмотрим четыре наиболее эффективных способа взаимодействия, позволяющих превратить родителей в Ваших союзников:

  • группа в социальной сети, например, Вконтакте;
  • блог или личный сайт педагога;
  • электронная почта;
  • популярные бесплатные мессенджеры, например, WhatsApp, Viber, Telegram.

Если Вы не использовали ни один из предложенных каналов связи до сегодняшнего дня, обязательно начните это делать! Обещаю, что активность родителей в образовательном процессе и в вопросах воспитания детей значительно возрастет.

Проведу краткий обзор по каждому из вышеперечисленных каналов связи.

Нужна ли группа класса в социальной сети?

Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность педагога, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения детей. Чтобы создать такую группу, проведите опрос среди родителей и выясните, какой социальной сетью пользуется большинство из них.

Плюсы. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы.

Минусы. Общение в социальной сети может свести к минимуму живое общение с родителями. Кроме того, если сразу не оговорить с родителями правила группы, она превратится в ленту бесполезных постов. К группе могут присоединиться посторонние пользователи, размещать рекламу, запрещенные материалы, некорректно высказываться.

Создавайте закрытые группы, проверяйте запросы на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить.

Блог или личный сайт педагога – это возможно?

Блоги и странички приобретают большую популярность среди педагогов. Здесь можно разместить информацию о своей профессиональной деятельности и достижениях, а также рекомендации для родителей.

Плюсы. Материалы, которые педагог размещает на своей страничке или в блоге, демонстрируют родителям его профессиональные интересы, знания и навыки. Это повышает авторитет педагога, формирует уважение и доверие к нему.

В блоге можно размещать видео консультации для родителей, которые пропустили собрание.

Минусы. Чтобы создать и вести блог или личную страницу, педагог должен иметь специальные знания и умения. Помимо технических вопросов, нужно понимать, о чем и как писать, чтобы посетителям было интересно. Кроме того, это отнимает много времени, ведь заниматься блогом или страничкой придется в нерабочее время.

Есть разнообразные сервисы для создания сайта или блога. Например, можно воспользоваться сервисом www.blogger.com (другое название blogspot). Для того, чтоб познакомиться с ним, можете посмотреть видео инструкцию, размещенную в YouTube.

Думаю, если вы справляетесь с аккаунтом Google, то вам не сложно будет сделать свой блог.

Как использовать электронную почту?

С помощью электронной почты родители получают информацию о жизни группы, мероприятиях образовательного учреждения. Необязательно использовать свою личную почту — заведите почту группы, но в настройках укажите отправку всех писем на Ваш личный электронный адрес в папку «Родители класс/группа…».

Используйте свою электронную почту как «Ящик пожеланий от родителей». Это позволит напрямую отправить в Ваш адрес рекомендацию, а возможно и претензию, на которую Вы сможете своевременно и тактично отреагировать.

Плюсы. Электронную почту группы легко создать и использовать. В ней можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных текстов, изображений, аудио и видео. Такой формат общения гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям группы, что экономит время.

Минусы. Электронную почту нужно постоянно проверять, чистить от спама и неактуальных писем. Она не предполагает общение в режиме реального времени. Если Вы написали поздно вечером, то родитель, скорее всего, ответит с задержкой. Кроме того, он может долгое время не проверять ящик, а потом нечаянно удалить Ваше письмо вместе со спамом или сменить адрес электронной почты и не предупредить.

Проведите групповую рассылку письма-приглашения родителям с правилами общения через электронную почту и информацией по «Ящику пожеланий». Проверяйте свою электронную почту не реже чем 2 раза в неделю.

Чаты в бесплатных мессенджерах: сейчас у всех!

Мессенджеры — программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, Telegram). Их используют и педагоги, и родители. Однако радость от того, что теперь можно «поймать» постоянно занятого родителя, быстро сменяется на раздражение, когда родители начинают писать педагогам круглосуточно. Чтобы этого не произошло, пользуйтесь мессенджерами правильно.

Плюсы. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями и обеспечить приватность для решения личных обращений.

Минусы. В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с детской одеждой.

Рекомендую использовать все вышеперечисленные каналы связи, независимо от того есть ли группы Вконтакте или сайт у самого образовательного учреждения.

Шпаргалка «Правила общения в родительском чате»

Чтобы добиться максимального эффекта от сетевого взаимодействия, стоит учесть 3 самых важных фактора:

  • правила общения;
  • тематика общения;
  • этика общения.

Чтобы не попасть в ловушку собственной вежливости и выстроить бесконфликтное общение с родителями, разработайте свод простых правил сетевого общения.

В зависимости от способа взаимодействия: социальная сеть, электронная почта, блог или мессенджер, правила устанавливаются разные.

Свод правил отправляется на ознакомление всем участникам группы при открытии группы, а в последующем всем новым участникам.

Правило 1. Определите временные рамки общения

Установите четкие границы времени для общения в мессенджерах, а также временной промежуток для ответов. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения, расставляйте приоритеты и следите за допустимым временем общения. Не забывайте сами четко следовать данному правилу.

Установите правило для чата в мессенджере: писать не раньше 08:00, не позже 20:00. Ответы на обращения обрабатываются в течение дня. Во время выходных и праздничных дней возможно присылать только экстренные обращения.

Правило 2. Пишите только по делу

При обсуждении важных вопросов в общих родительских чатах отслеживайте сообщения не по теме. Мягко, но настойчиво возвращайте родителей к изначальной теме разговора. Чтобы удобно было фиксировать сообщения по одному вопросу, в теме сообщение обозначьте его суть.

Правило 3. Предотвращайте конфликты

Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. Если назревает конфликт, призывайте родителей не смешивать личное и деловое общение. При необходимости приглашайте на личную беседу.

Если родители постоянно засоряют общий чат длинными обсуждениями малозначительных вопросов или личными разговорами, предложите создать отдельный родительский чат для обмена мнениями, где все желающие смогут предаться такой активности.

Где что размещать?

Родители должны четко понимать, по каким вопросам и на какой канал связи могут к Вам обратиться. На каждый канал связи уместно определить свою тематику и обозначить круг вопросов. Данные рекомендации для родителей также уместно разместить вместе с Правилами общения.

В родительской группе социальной сети наиболее уместно:

  • размещение фотографий, видеозаписей уроков, мероприятий с детьми продолжительностью не более 5-7 минут;
  • публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты);
  • публикации статей, рекомендаций родителям на тему педагогики и воспитания, в том числе ссылки на психолого-педагогическую литературу и педагогические сайты;
  • размещение объявлений о грядущих мероприятиях с кратким анонсом, датами проведения;
  • размещение фотографий, вызывающих позитивные эмоции или вдохновение;
  • создавать опросы, публиковать статистику, результаты исследований на педагогическую тематику;
  • позволять родителям размещать свои посты на страницах группы, не нарушая установленные правила общения и тематики.

Обратите внимание:

Чтобы каналы связи работали эффективно важно регулярно размещать публикации. В социальной сети, на личном сайте уместно публиковать информацию не реже 1 раза в неделю.

На личном сайте или страничке блога уместно публиковать:

  • собственные статьи и методические разработки;
  • мультимедийные презентации не более 10 слайдов на тему педагогики, психологии и воспитания;
  • небольшие видеоролики до 10 минут, но можно и большего объема;
  • поздравления посетителей с основными праздниками;
  • результаты участия в различных образовательных мероприятиях: конференциях, форумах, круглых столах;
  • рекомендации своих любимых книг, фильмов;
  • текстовые файлы в тематических разделах.
  • выдерживайте все посты в едином стиле. Не знаете, какого стиля придерживаться — придерживайтесь минимализма!
  • в родительском чате мессенджера публикуйте:
  • напоминания о датах мероприятий, собраний с кратким описанием необходимости его посещения для родителей (до 50 слов);
  • фотографии с мероприятий с детьми не более 5-7 штук в одном посте или маленькие видео продолжительность не более 1 минуты;
  • ссылки на страницу личного сайта или социальной сети при обновлении на них информации;
  • поздравления на накануне праздников.

Обратите внимание:

В экстренных случаях обязательно звоните родителю, если не дозвонились — пишите в личный чат сообщение: «Имя Отчество, прошу Вас срочно перезвонить мне». В этом случае останется подтверждение, что Вы пытались связаться с родителем.

Если в чате публикуете ссылку на ресурс или свой блог, пишите заголовок статьи или коротенький анонс об информации по ссылке.

Электронную почту рекомендуем использовать для:

  •  рассылки информации о предстоящих собраниях, мероприятиях;
  • рассылки кратких памяток для родителей (но не более 1-2 в месяц);
  • ознакомления с официальными документами образовательного учреждения;
  •  получения личных обращений от родителей: рекомендаций, вопросов, претензий в рамках «ящика пожеланий».

В правилах общения по электронной почте включите обязательное требование: в теме письма писать Фамилию и Имя родителя, а если вопрос в рамках личного обращения, то в теме письма указывать: «В Ящик пожеланий от Фамилия Имя».

Обратите внимание:

За разглашение персональных данных предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Передача через мессенджеры, социальные сети личной информации независимо от того, кто именно ее передает, сразу влечет за собой риски нарушить закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Родители часто просят прислать фотографии, видео с прошедших мероприятий. Принципиально важно при обмене фото, видео не публиковать их без согласия субъекта персональных данных. Закон допускает возможность для личных целей использовать персональные данные, но при этом не должны нарушаться права субъектов. Поэтому на собрании получите от родителей письменное согласие на работу с персональными данными по всем используемым каналам связи.

Этика общения

В Интернете, как и при личной встрече, необходимо соблюдать нормы поведения и уметь поддерживать разговор. Правила общения при сетевом взаимодействии несколько отличаются от этики повседневной жизни. Предлагаем Вам придерживаться нескольких простых правил этикета:

  • Будьте вежливы. Обязательно приветствуйте родителей обращением, типа: «Уважаемые родители…», а когда отвечаете или обращаетесь лично к автору сообщения, не забывайте называть его по имени и отчеству.
  • При составлении писем к родителям через электронную почту необходимо помнить о структуре письма. Начинается письмо всегда со слов «Уважаемые родители», «Предлагаем Вам», «Приглашаем Вас», «Напоминаем Вам». А заканчивается своеобразной визиткой, т.е. личной подписью или информацией, например, «С уважением, Мария Ивановна», «Ждем всех желающих», «Будем рады видеть Вас» и т.д.
  •  Расставляйте смысловые и эмоциональные акценты, придерживайтесь уважительного тона общения. Не злоупотребляйте смайликами и картинками.
  • Следите за орфографией и пунктуацией. Не пишите предложения заглавными буквами.
  •  Предложения, которые состоят только из заглавных букв, человек подсознательно воспринимает как повышение голоса. В случае виртуального общения, Вы — то, что Вы пишите, поэтому излагайте мысль кратко и емко, ставьте необходимые знаки препинания.

Перед отправкой всегда читайте свое сообщение, это позволит убрать лишний текст и исправить ошибки.

Измерение эффективности

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по инициативе родителей;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Если эти признаки присутствуют хотя бы отчасти, поздравьте себя! Вам удалось наладить контакт с родителями!

Для большей объективности попросите коллегу прийти на родительское собрание в Ваш класс или группу. Пусть он тоже заполнит для Вас этот чек-лист.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используйте разные формы обратной связи после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны воспитателя или учителя.

В наше время особенным преимуществом в построении взаимодействия с родителями будет создание обратной связи. Оно поможет постоянно «держать руку на пульсе», то есть более эффективно выявлять темы для обсуждения на родительских собраниях, узнавать оценки родителями различных мероприятий, узнавать ожидания и проблемы. Сегодня для этого существуют инструменты создания опросников, например, в сервисе Google Формы, который очень удобен тем, что позволяет не только быстро собрать сведения в электронной форме, но и автоматически обрабатывает их. Таким образом, на выходе Вы получаете готовый результат, который можете оформить как диаграммы и использовать в презентации на родительском собрании.

Инструкция по созданию опроса в сервисе Google Формы

  1. Зайдите в свой Google аккаунт по адресу myaccount.google.com
  2. Если у Вас нет Google аккаунта, то воспользуйтесь инструкцией создания Google аккаунта по ссылке support.google.com/accounts/ answer/27441?hl=ru
  3. Перейдите на страницу forms.google.com. Если вы добавите страницу в избранное, тогда авторизация Google аккаунта будет автоматической, что исключит постоянную авторизацию, перед тем как будет необходимость создать опросник.
  4. Выберите шаблон или «пустой файл». Откроется форма нового опроса или теста.
  5. Вместо фразы «Новая форма», придумайте и напишите название опроса.
  6. В поле «Описание» добавьте пояснения к опросу: обратитесь к респондентам с просьбой предоставить обратную связь по вопросам для таких-то целей, укажите значимость прохождения опроса, поблагодарите за уделённое время на прохождение опроса.
  7. Справа от поля «Вопрос без заголовка» Вам необходимо выбрать формат вариантов ответов.

Для этого выберите один из предложенных основных форматов:

  1. «Текст (строчка, абзац)» будет удобен, если вы ждёте от респондентов открытого произвольного ответа.
  2. «Один из списка» будет удобен, если нужно узнать мнение по вопросу и выявить доминирующий вариант ответа в процентном соотношении.
  3. «Несколько из списка» будет удобен, если нужно узнать мнение по вопросу и выявить несколько доминирующих вариантов ответа в процентном соотношении.
  4. «Раскрывающийся список».
  5. Назначение аналогично формату «Один из списка».
  6. «Загрузка файлов» — будет удобен, если вы ожидаете от респондентов ответы в виде файла, например, изображения. В форме необходимо настроить тип, размер и количество ожидаемых к получению файлов.
  7. «Шкала» — будет удобен, если вы хотите получить оценку вопроса или утверждения. Остальные форматы почти не используются.
  8. В поле «Вопрос без заголовка» укажите свой вопрос.

Для формирования вопросов в форматах «Один из списка» или «Несколько из списка» предлагаем совершить следующие шаги:

  • Вместо «Вариант 1» напишите интересующий Вас вариант ответа.
  • Ниже нажмите на «Добавить вариант» и появится вторая строчка для заполнения второго варианта ответа.
  • Также можно добавить вариант «Другое» или справа в строчке Вы можете выбрать изображение, если это отвечает целям Вашего опроса.
  • Если респонденты должны обязательно ответить на вопрос, включите параметр «Обязательный вопрос». Рекомендуем оценивать необходимость ответа, чтобы избежать раздражения респондентов или их недостаточно ответственного отношения к прохождению опроса.

Справа от формы есть 6 дополнительных опций:

  • Добавить вопрос (если в Вашем опросе более одного вопроса). Кстати, для формирования следующего вопроса Вы также можете воспользоваться кнопкой «Создать копию». После создания копии, Вы просто меняете формат, вопрос и его варианты.
  •  Импортировать вопросы. Используется, если у Вас уже были аналогичные опросники Google Формах.
  • Добавить название и описание, изображение, видео, раздел — полезны, если нужны пояснения к вопросам, вопрос транслируется через видеоролик, вопросы делятся по разделам, т.к. имеют разное значение и разделены на группы.

В любом случае, совершенствование навыков общения, подтверждение значимости родителя в процессе воспитания, демонстрация положительного отношения к ребенку будут способствовать установлению контакта с родителями.

Список литературы

  1. 10 минут на урок Интернет и World Wide Web: Пер. с англ. - К., М.: СПб: Издательский дом «Вильямс». 2008 - С. 160.
  2. Габбасов Ю.Ф. Internet 2000. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - С. 448.
  3. Кон Артур. Секреты Интернета. Серия «Учебный курс». - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - С. 320.
  4. Негус Кристофер. Internet Explorer 7. Библия пользователя: пер. с англ. - К., М.: СПб: Диалектика, 2008. - С. 560.