Цель: расширять представления детей о лесе как совокупности растений и животных.
Задачи:
- совершенствовать представления о лесе, его обитателях,
- развивать мышление, внимание, речь при выполнении заданий и их объяснении,
- формировать положительное отношение к лесным организмам.
Материалы: картинки животных и растений для сопровождения рассказа, иллюстрации дубравы, поля, луга, сада, реки; наборы предметных картинки с изображением растений и животных различных биоценозов (4-5 растений леса разной ярусности, 8-10 лесных животных разных классов, 6-8 картинок с изображением животных и растений биоценозов луга, реки и т.д.); картина путаница; бланки с листьями и деревьями: цветные карандаши.
План НОД
I. Организационный момент
Настрой на занятие.
Мотивационный компонент. Педагог рассказывает детям историю о «потерявшемся желуде», который упал так далеко от дома, что его даже не видно. Давайте поможем желудю и вернем его домой. А как найти этот дом? Ответы детей. В поиске «дома желудя» детям предлагается выполнить несколько заданий.
II. Основная часть
Вводная беседа.
- Что можно назвать лесом?
- Чьим домом может быть лес?
- Какие растения леса вам знакомы?
- Кому нужны деревья в лесу?
- Назовите животных леса.
- Вы с родителями гуляли в лесу?
- Что вам больше всего понравилось на этой прогулке?
- Как вы думаете, вы хорошо себя вели во время посещения леса?
- А как правильно?
Работа с иллюстрациями. Посмотрите на картины, найдите картину с домом желудя. Педагог демонстрирует картины, дети определяют, где «дом» желудя и объясняют почему.
Рассказ педагога о лесе как о большом доме для растений и животных.
Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой! В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.
Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух. Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет розовый куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.
Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья. Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.
Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть равнинные леса с преобладанием дубовых деревьев, они называются дубрава. Есть хвойные, где растут только хвойные деревья: ели, сосны, пихты, лиственницы. Есть смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.
Еще есть широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темноствольные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными. В лесах водятся лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница-рысь и многие другие животные.
Работа малыми группами (по 4 человека). Дидактическая игра «Кто живет в лесу?». Детям предлагают рассмотреть и отобрать только те картинки, на которых изображены животные или растения леса (раздаточный материал в конвертах).
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (всматривание вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (поднимание рук вверх, а потом прижать ладони к груди)
Дидактическая игра «Путаница». Педагог показывает картину, предлагает детям рассмотреть ее и исправить ошибки.
Задание «Найди дерево по листу». Детям предлагают взять бланк с изображением деревьев (березы, клена, дуба, липы) и их листьев и соединить линией лист с деревом. Дерево, с которого упал желудь, надо обвести красным карандашом.
Молодцы, ребята, вот мы и помогли желудю добраться домой в лес, наконец-то он нашел свой дом и скоро из него прорастет молодой дубок, который будет жить в своем родном доме.
III. Итог НОД
Обсуждение с детьми отношения к НОД, какое задание больше всего понравилось, какое было самым сложным.
Заключительная беседа по теме
- Что больше всего понравилось?
- Какое задание было самым сложным?
- Что было самым интересным?
- Для кого лес является домом?
- Какие леса есть в России.