Предмет: Русский язык.
Тип урока: Развитие речи, применение знаний на практике.
Цель урока: Формирование умения писать описательный текст.
Задачи урока:
- Создать условия для составления текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».
- Совершенствовать умения ставить знаки препинания в предложениях.
- Способствовать развитию умений составлять предложения с именами прилагательными.
- Редактировать текст.
- Самостоятельно составлять план текста.
- Содействовать воспитанию интереса к родному русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Дидактические средства: Карточки с текстом для редактирования, карточки с опорными словами. Памятка «Как составить рассказ по картине». Физминутка.
Оборудование: учебник - Русский язык 4 класс, 2 часть, В.П.Канакина. Школа России. «Просвещение». 2019, картинки славян, презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
I. Организационный момент |
Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал. |
Проверять готовность к уроку. Садиться на места |
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний необходимых для изучения и понимания нового материала |
Проверка домашнего задания. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. |
Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. |
III. Сообщение темы урока |
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
IV. Подготовка к восприятию картины. |
Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет. |
Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника. |
Коммуникативные:участвуют в учебном диалоге. |
V. Анализ картины как произведение искусства. VI. Составление плана сочинения Физминутка «Корабли» |
Предлагает рассмотреть картину. |
Слушать учителя |
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения. Планировать алгоритм выполнения задания. |
- Может кто-то знает про этот путь и сможет нам рассказать? | - Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. | ||
- Опишите день, изображенный на картине. | День ясный и солнечный. | ||
- Что вы видите на переднем плане картины? На заднем плане? | На переднем плане картины изображен корабль (ладья). На носу его возвышается голова, похожая на лошадиную или львиную. Корабль украшен разноцветными щитами, паруса яркие с узорами. - За первым кораблем плывет второй. - Справа на картине изображена гора, на которой виден город с крепостными стенами. |
||
- Что это за заморские гости? - Что можно сказать о море?
- С каким настроением плывут заморские гости? |
- Это купцы, торговцы. - Море сине-голубое. Белые чайки спускаются на волны, кружатся над синей водой. - Заморские гости плывут мирно и горделиво. Их корабли плавно рассекают волну. |
||
Проводит работу по составлению плана текста. - Давайте вернемся к картине. |
Составляют план текста. - О художнике и о создании его картины (дата написания, где писалась, где она сейчас находиться.) |
|
|
Волны плещут в океане |
Выполняют движения. |
|
|
VII. Лексико-орфографическая подготовка |
Организует лексико-орфографическую работу по тексту. Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа ж_вописца переносит нас вглуб_ времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к ру__кой земл_. Дли__ым рядом идут по синей глад_ реки расписные ладьи. Горит на сол_це яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые г-л_вы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны. Стоит тёплый весенний день. Чистая с_нева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные жёлтые зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Бел_снежные чайки спустились на волны, закружились над водой. Кругом з_лёные х_лмы, п_ля. Вдалеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля! |
Вставляют пропущенные буквы в текст, объясняют написание орфограммы. |
Используют речевые средства для решения коммуникативных задач. |
- Объясните значение слов. | Ладья - гребное или парусное судно. Варяги - выходцы из Скандинавии, вооруженные отряды для торговли, служившие в княжеской дружине. Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. |
||
VIII. Самостоятельная работа по написанию сочинения |
Организует письменное сочинение текста. |
Самостоятельно записывают текст сочинения, используя опорные слова. |
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
IX. Итог урока. Рефлексия |
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока. |
Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. |
X. Домашнее задание |
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |