Индивидуальное занятие с ребенком дошкольного возраста с логоневрозом

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: логоневроз


Цель: помочь ребенку в гармонизации психоэмоционального состояния, снятию мышечных и речевых зажимов, развитию коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Формирование умений выражать свои эмоциональные состояния;
  • Снятие психоэмоционального напряжения;
  • Развитие к самопознанию и самовыражению;
  • Формирование приемов снятия мышечных и речевых зажимов;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, кубик настроения, картинки с изображением животных, цветочки ромашки.

Ход занятия

I. Вступительная часть

1. Упражнение «Здравствуй»

Цель: развитие эмпатии и формирование положительного эмоционального фона.

Техника проведения: ребенок и педагог-психолог здороваются разными частями тела.

Инструкция: у нас сегодня необычное приветствие. Здороваться будем различными частями тела. Скажем «Здравствуй» руками, придумай свой жест для приветствия. Теперь поздороваемся глазами. Давай встретимся взглядом и моргнем друг другу. Хором произнесем «Здравствуйте».

2. Упражнение «Кубик настроения»

Цель: определение настроения ребенка.

Материалы и оборудование: кубик с изображением эмоций.

Техника проведения: ребенку дается кубик с изображением различных эмоций, его задача рассказать, что это за эмоция и сказать какая эмоция соответствует его настроению.

Инструкция: посмотри и назови каждую из этих эмоций. Какое настроение у тебя?

Почему именно эта эмоция?

В какие моменты ты их испытываешь? Трудно ли было выбрать соответствующую эмоцию?

3. «Волшебный сон»

Цель: снятие напряжения, дыхательная гимнастика.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку закрыть глаза и слушать стихи, открыть глаза, по команде психолога.

Инструкция: когда заиграет тихая спокойная музыка я начну читать стихи, ты закроешь глазки и начнется игра "Волшебный сон". Ты будешь спать "понарошку" и все слышать, но открывать глазки и двигаться ты не должен, пока я тебе не разрешу. Тебе нужно всего лишь внимательно меня слушать и повторять про себя мои слова. Закрывай глазки и отдыхай.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхаем, засыпаем…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.

Мы с тобой очутились на чудесной лесной полянке. Будем собирать цветочки, вдыхать их аромат (ребенок изображает, что собирает букет, глубоко вдыхая через нос аромат цветов, и выдыхая через рот).

4. Упражнение «Мешочек загадок»

Цель: научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку отгадать загадки про животных.

Инструкция: послушай загадки, постарайся отгадать их ка можно быстрее.

Кто зимой холодной
Ходит - злой, голодный … (волк)

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках? (заяц)

Летом серый, а зимой белый? (заяц)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут ее – лиса!

Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом? (Лиса)

Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит «одолжить» он у пчелок мед… медведь.

II. Основная часть

5. Пальчиковая зарядка

Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку размять пальчики в игровой форме.

Инструкция: исходное положение сидя на полу, ребенок вместе с психологом выполняют следующие упражнения.

«Здороваются пальчики».

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же самое пальцами левой руки; то же самое пальчиками обеих рук одновременно.

«Колечки».

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Лягушка».

Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

6. Дыхательные упражнения

«Дуем звуки».

1). Произведи короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведи протяжный, плавный выдох через рот.

2). Сделай короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнеси один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

3). Произнеси плавно на одном выдохе несколько звуков:

а-a-a-a-a
а-a-a-a-a-o-o-o-o-o-o-o
а-a-a-a-a-у-у-у-у-у-у

«Каша кипит».

Исходное положение: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Птичка».

Исходное положение: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

7. Артикуляционная - мимическая гимнастика

Цель: снятие мышечных и речевых зажимов.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку проделать упражнения артикуляционной - мимической гимнастики.

Инструкция: сейчас мы с тобой разомнем мышца лица, язычка и ротика. Повторяй за мной. Молодец!

Упражнения артикуляционной гимнастики для мышц лба:

  • нахмурить брови, с угрозой произнеси «А-а!»;
  • удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением «А-а!».

Упражнения для мышц глаз:

  • зажмуриться — открыть глаза;
  • поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;
  • озорно, со значением подмигивать;
  • спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;

Упражнения для щёк:

  • надуть щеки;
  • втянуть щеки;
  • перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щеки);
  • «прополоскать рот» воображаемой водой.

Упражнения для губ:

  • улыбнуться («и-и-и»);
  • сложить губы в трубочку («у-у-у»);
  • подвигать губами от правой щеки к левой;
  • подвигать губами по кругу;
  • «развесить губы»;

Упражнения артикуляционной гимнастики для языка:

  • расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);
  • пощелкать языком, (как цокают лошадки) присасывая строго по средней линии;
  • вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);
  • облизывать губы.

8. Упражнение «Расскажи о своем животном». (Приложение 1)

Цель: Развитие навыков плавной речи, творческого мышления.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку картинки с изображением животных. Ребенок выбирает изображение, составляет небольшой рассказ по картинке. Важно добиваться связной и плавной речи без заикания.

Инструкция: перед тобой картинки с животными, посмотри и выбери, которая тебе понравится. Придумай рассказ по этой картинке.

9. Упражнение «Звериная зарядка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку сделать зарядку.

Инструкция: я буду читать стишок и показывать движения, повторяй за мной.

Раз – присядка.
Два – прыжок.
Это зайчика зарядка.
Алисята как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала!

III. Итоговая часть

10. Обратная связь

Цель: осознание своих чувств и внутренних процессов, анализ и закрепление опыта, постановка целей на будущее.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку подвести итоги занятия.

Инструкция: наш сон подошел к концу. А сейчас, хотелось бы узнать, понравилось ли тебе наше необычное путешествие. У меня для этого есть кубик настроения.

  • Тебе понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

11. Упражнение «Прощание с хлопком»

Цель: развитие доброго, внимательного отношения друг к другу, эмоциональности.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку попрощаться, необычным способом.

Инструкция: ребенок, стоя, на вдохе делает хлопок над головой, на выдохе - руки плавно опускает через стороны и говорит - «До свидания!».