Цель: помочь ребенку в гармонизации психоэмоционального состояния, снятию мышечных и речевых зажимов, развитию коммуникативных навыков.
Задачи:
- Формирование умений выражать свои эмоциональные состояния;
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Развитие к самопознанию и самовыражению;
- Формирование приемов снятия мышечных и речевых зажимов;
- Развитие коммуникативных навыков.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, кубик настроения, картинки с изображением животных, цветочки ромашки.
Ход занятия
I. Вступительная часть
1. Упражнение «Здравствуй»
Цель: развитие эмпатии и формирование положительного эмоционального фона.
Техника проведения: ребенок и педагог-психолог здороваются разными частями тела.
Инструкция: у нас сегодня необычное приветствие. Здороваться будем различными частями тела. Скажем «Здравствуй» руками, придумай свой жест для приветствия. Теперь поздороваемся глазами. Давай встретимся взглядом и моргнем друг другу. Хором произнесем «Здравствуйте».
2. Упражнение «Кубик настроения»
Цель: определение настроения ребенка.
Материалы и оборудование: кубик с изображением эмоций.
Техника проведения: ребенку дается кубик с изображением различных эмоций, его задача рассказать, что это за эмоция и сказать какая эмоция соответствует его настроению.
Инструкция: посмотри и назови каждую из этих эмоций. Какое настроение у тебя?
Почему именно эта эмоция?
В какие моменты ты их испытываешь? Трудно ли было выбрать соответствующую эмоцию?
3. «Волшебный сон»
Цель: снятие напряжения, дыхательная гимнастика.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку закрыть глаза и слушать стихи, открыть глаза, по команде психолога.
Инструкция: когда заиграет тихая спокойная музыка я начну читать стихи, ты закроешь глазки и начнется игра "Волшебный сон". Ты будешь спать "понарошку" и все слышать, но открывать глазки и двигаться ты не должен, пока я тебе не разрешу. Тебе нужно всего лишь внимательно меня слушать и повторять про себя мои слова. Закрывай глазки и отдыхай.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхаем, засыпаем…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
Мы с тобой очутились на чудесной лесной полянке. Будем собирать цветочки, вдыхать их аромат (ребенок изображает, что собирает букет, глубоко вдыхая через нос аромат цветов, и выдыхая через рот).
4. Упражнение «Мешочек загадок»
Цель: научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку отгадать загадки про животных.
Инструкция: послушай загадки, постарайся отгадать их ка можно быстрее.
Кто зимой холодной
Ходит - злой, голодный … (волк)Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках? (заяц)Летом серый, а зимой белый? (заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут ее – лиса!Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом? (Лиса)Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит «одолжить» он у пчелок мед… медведь.
II. Основная часть
5. Пальчиковая зарядка
Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку размять пальчики в игровой форме.
Инструкция: исходное положение сидя на полу, ребенок вместе с психологом выполняют следующие упражнения.
«Здороваются пальчики».
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же самое пальцами левой руки; то же самое пальчиками обеих рук одновременно.
«Колечки».
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Лягушка».
Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
6. Дыхательные упражнения
«Дуем звуки».
1). Произведи короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведи протяжный, плавный выдох через рот.
2). Сделай короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнеси один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
3). Произнеси плавно на одном выдохе несколько звуков:
а-a-a-a-a
а-a-a-a-a-o-o-o-o-o-o-o
а-a-a-a-a-у-у-у-у-у-у
«Каша кипит».
Исходное положение: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Птичка».
Исходное положение: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
7. Артикуляционная - мимическая гимнастика
Цель: снятие мышечных и речевых зажимов.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку проделать упражнения артикуляционной - мимической гимнастики.
Инструкция: сейчас мы с тобой разомнем мышца лица, язычка и ротика. Повторяй за мной. Молодец!
Упражнения артикуляционной гимнастики для мышц лба:
- нахмурить брови, с угрозой произнеси «А-а!»;
- удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением «А-а!».
Упражнения для мышц глаз:
- зажмуриться — открыть глаза;
- поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;
- озорно, со значением подмигивать;
- спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;
Упражнения для щёк:
- надуть щеки;
- втянуть щеки;
- перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щеки);
- «прополоскать рот» воображаемой водой.
Упражнения для губ:
- улыбнуться («и-и-и»);
- сложить губы в трубочку («у-у-у»);
- подвигать губами от правой щеки к левой;
- подвигать губами по кругу;
- «развесить губы»;
Упражнения артикуляционной гимнастики для языка:
- расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);
- пощелкать языком, (как цокают лошадки) присасывая строго по средней линии;
- вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);
- облизывать губы.
8. Упражнение «Расскажи о своем животном». (Приложение 1)
Цель: Развитие навыков плавной речи, творческого мышления.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку картинки с изображением животных. Ребенок выбирает изображение, составляет небольшой рассказ по картинке. Важно добиваться связной и плавной речи без заикания.
Инструкция: перед тобой картинки с животными, посмотри и выбери, которая тебе понравится. Придумай рассказ по этой картинке.
9. Упражнение «Звериная зарядка»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку сделать зарядку.
Инструкция: я буду читать стишок и показывать движения, повторяй за мной.
Раз – присядка.
Два – прыжок.
Это зайчика зарядка.
Алисята как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала!
III. Итоговая часть
10. Обратная связь
Цель: осознание своих чувств и внутренних процессов, анализ и закрепление опыта, постановка целей на будущее.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку подвести итоги занятия.
Инструкция: наш сон подошел к концу. А сейчас, хотелось бы узнать, понравилось ли тебе наше необычное путешествие. У меня для этого есть кубик настроения.
- Тебе понравилось?
- Что не понравилось?
- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
11. Упражнение «Прощание с хлопком»
Цель: развитие доброго, внимательного отношения друг к другу, эмоциональности.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку попрощаться, необычным способом.
Инструкция: ребенок, стоя, на вдохе делает хлопок над головой, на выдохе - руки плавно опускает через стороны и говорит - «До свидания!».