На сегодняшний день в современном мире прочно завоевывают свое место под солнцем электронные музыкальные инструменты. Действительно, чтобы научиться играть на обычном музыкальном инструменте, необходим довольно длительный период обучения. Особенно в том плане, чтобы инструмент зазвучал, появилась палитра красок и звуковой объем.
На первых уроках игры на фортепиано ученик в основном играет вместе с преподавателем, что создает объем звучания. Занимаясь на том же синтезаторе, ученик сам может играть как целый оркестр, используя различные инструменты и автоаккомпанемент.
Обучение на акустических музыкальных инструментах – процесс трудоемкий и ответственный. Он требует отдачи сил и творческого отношения, как от преподавателя, так и от ученика. Фортепиано обладает удивительным звуком, дает возможность передать мельчайшие подробности чувств и настроений.
И становится очень обидно, что педаль – уникальное средство передачи характера – многие преподаватели воспринимают как что-то громоздное и начинают процесс обучения только в средних классах.
Умение слушать себя, так же, как и другие необходимые основы музыкального образования, учащийся получает в детской музыкальной школе. На начальном этапе пути развитие интереса к музыке, в общем, и в частности, получение первоначальных знаний во многом зависит именно от преподавателя.
Педаль – очень сложный механизм, его применение требует от исполнителя колоссальных умственных затрат, умения слушать себя и искать новые возможности и краски в своем исполнении.
Ребенку с раннего возраста необходимо создать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить творческую инициативу в поисках тембральности и красочности звучания с помощью педали.
Развитие в ребенке умения слушать и искать – одна из задач педагога. Объяснение ошибок даст ученику основание в дальнейшем самому разобраться в неудачах, искать и стараться находить гармонически чистое педальное звучание, сохраняя ясность мелодической линии и ее выразительности.
Задача педагога состоит и в том, что после объяснения и закрепления основных приемов педализации, помогать ученику находить нужное звучание в каждом отдельном случае, исходя из индивидуального звукового облика произведения, его стиля, жанра, фактуры, художественного образа и осознавать художественную, звуковую цель применения педали. Для этого необходимо специально заниматься вопросами педализации вместес основными задачами детской музыкальной школы.
На ранней стадии обучения игре на фортепиано работа над звуком происходит на основных характеристиках звукоизвлечения: legato, staccato, crescendo, diminuendo. В работе над педалью используются основные ее виды: запаздывающая, прямая и полные смены педали.
К более тонким действиям можно переходить лишь в соответствии с более тонким и многообразным владением звука. Ведь в работе над звуком педагог обращается к музыкальному слуху, создает ощущение слитности пальцев с клавиатурой, делает равенство между эмоцией, характером и звучанием произведения. Использование педали означает мгновенную слуховую реакцию на слуховое и эмоциональное требование.
Огромную, главенствующую роль играет на начальном этапе процесс обучения педализации. Освоение первоначальных навыков проходит в определенной последовательности, но нельзя всех учеников вести одинаковым путем. Способности у детей разные, поэтому и подход должен быть разный, индивидуальный, перед ребенком нужно ставить посильные задачи. Музыкального ребенка можно быстрее научить основным приемам педализации и показывать ему более интересные варианты. При профессиональном ориентировании следует больше привлекать ученика к роли педали в звуковом образе пьесы, пробуждать инициативу, вызывать интерес. Некоторые одаренные дети заканчивают школу с программой музыкального училища. У них надо воспитывать мгновенную реакцию слуха на оттенки педализации, свободу и гибкость владения педалью.
Как было сказано выше, овладение техникой педализации требует быстроты и точности реакции исполнителя на возникающее звучание вместе с музыкой, художественным замыслом, особенностями данного рояля и акустики помещения. Педализация – важная и неотъемлемая часть всей работы над произведением. Умение педализировать зависит от музыкального и исполнительского развития ученика.
Как это ни было печально, интерес к педали очень небольшой. Приведем некоторые причины этого явления: сказывается ученический уровень музыкального кругозора, низкий исполнительский уровень и, главная причина, неосознанная уверенность, что педаль – это легко.
Ученик должен относиться к педали как к средству выразительности без которого художественное исполнение на рояле принципиально невозможно, созревает необходимость пользования педалью с самого начала работы над произведением. В работе есть свои этапы, стадии и свои проблемы, для воплощения звукового замысла нужны творческие поиски, в осуществлении которых поможет педаль.
Все эти задачи и вопросы решаются на начале творческого пути ученика, а именно в процессе обучения в детской музыкальной школе.
Возникают некоторые разногласия между преподавателями по поводу процесса обучения. Одни из них считают, что учить педализации незачем, нужно лишь исправлять «грязное звучание» и убирать ее везде, где она «мешает уху». Но такие поправки ведут к обеднению звуковой палитры учащегося, лишают его многих исполнительских средств. Кроме этого, они могут повредить воспитанию музыканта, не направить на раскрытие всех возможностей педали. Эти же «поправки» можно воспринимать широко: если объясняется принцип сохранения гармонической основы, нужная степень густоты педали, соотношение регистров и колорит звучания, это способствует раскрытию художественно-выразительной роли педали в трактовке определенного произведения.
Ученика нельзя только поправлять, его надо направлять, учить слушать себя, учить приемам педализации. Важны предварительные указания для избежания игры с неправильной педалью, что засоряет слух учащегося. Именно поэтому одной из основных задач является воспитание хорошего вкуса.
Когда же следует приступить к процессу обучения? Приступить к обучению педализации можно тогда, когда физические возможности учащегося позволяют ему, правильно сидя за роялем, доставать лапку педали. Артоболевская предлагает использовать специальную подставку с рычагами, которые приводят в действие педаль. Посадка должна дать возможность играющему свободно действовать ступнёй ноги, прочно и устойчиво опирающейся своей пяткой в пол у педалей. Центр тяжести должен находится между передними ножками стула и точками упора ног в пол. Нажимать педаль должна плюсна (пальцы не достаточно сильны, они сгибаются в предплюснам суставе, что мешает уверенности и чёткости в движениях ступни и мешает полной власти над педализацией, и в свою очередь разрушает механику педализации). Фортепианная педаль – тяжеловесный механизм и он должен быть доверен органу тела, не имеющему лишний сгибающий сустав- предплюсне.
Самый главный вопрос, который волнует большинство преподавателей – с какого вида педали следует начинать работать? С прямой или запаздывающей?
Мнения педагогов в этом вопросе расходятся. Некоторые рекомендуют начинать с освоения прямой педали, координационно это более легкое решение, ведь действия рук и ноги направлены в одну сторону. Но внимание ребенка нужно направить на слушание чистогопедального звучания, на бесшумность движения педального механизма, что вернее достигается на приеме запаздывающей педали. Если вперед ребенок усвоит прямую педализацию, то ему труднее будет переключиться на запаздывающую: нога по привычке нажимает педаль вместе со звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит «грязь». В случае перехода от запаздывающей к прямой, ученик по привычке берет педаль несколько позднее короткого аккорда, который из-за этого не попадает в педаль. Такая ошибка приносит меньше неприятности, так как не возникает грязного звучания и не засоряется слух ученика. Наладить одновременное движение рук и ноги обычно бывает нетрудно и требует меньше затрат, чем неодновременное движение.
Итак, начинать обучение педализации целесообразнее с приема запаздывающей педали: ученик слушает чистое, обогащенное обертонами звучание, и у него автоматизируется необходимая координация движений (рука вниз, нога вверх).
Прежде чем применять педаль в пьесах и упражнениях, следует разъяснить ученику механизм звукоизвлечения и звучания на инструменте с педалью и без нее, объяснив сущность демпферной системы. Палец, извлёкший звук, продолжая держать клавишу нажатой, держит поднятым демпфер, поэтому продолжают свое колебание струны, и мы слышим звучание. При снятии пальца демпфер опускается вниз и звучание прекращается.
Следует продемонстрировать некоторые акустические явления с помощью использования педали, и слух учащегося заострит свое внимание на новом звучании.
Первое применение педали – событие в музыкальной жизни ребенка. Оно должно оставить яркое, незабываемое впечатление. Вначале педагог должен показать, как нажимается педаль: поставить носок ноги на правую педальную лапку (примерно на половину ее), плавно опустить педаль вниз, после чего так же плавно дать ей подняться вверх, все движения должны быть бесшумными. Шум происходит либо тогда, когда исполнитель снимает ногу с педали и хлопает ею сверху по педальной лапке, либо резко отпускает педаль.
Репертуар ученика включает в себя пьесы различного характера с разными приемами педализации. Педагог должен продумать и показать ученику каждый прием, но ученик не всегда даже должен знать, каким именно приемом он воспользовался. Ребенок должен увлекаться музыкой, исполняя произведение, создавать настроение, чувствовать образ, думать о звуке. В этом случае педальная краска включится «попутно», как естественная и необходимая деталь выразительности.
Внимание ученика надо привлекать к выразительности пьесы, к созданию художественного образа. Если намеченная педагогом педализация сложна для ученика и отвлекает его от музыки, то надо показать самую простую и доступную. Педагог должен предвидеть возможности продвижения каждого ученика, учитывать индивидуальные способности во всем комплексе его развития, в том числе и умение, педализировать.
Список использованной литературы
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепьяно. – М.,1961.
- Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. часть I.-М.1937.
- Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей под редакцией Натансона В. - М., 1963.
- Голубовская Н.И. Искусство педализации. - Л., 1985.
- Коган Г. Работа пианиста.- М.1963.
- Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М.:Музыка,1982.
- Нейгауз ГГ. Об искусстве фортепианной игры. - М.,1988.
- Перельман Н. В классе рояля. - Ленинград, Изд.-во «Музыка», 1986.
- Светозарова Н. Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. Классика – XXI, 2010.
- Щапов А.Г., Некоторые вопросы фортепианной техники. - М., 1968.