Метро будущего (для людей с ограниченными возможностями)
Цель: развивать чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине; формирование у детей навыков проектной деятельности.
Задачи:
- развивать интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста, их любознательность и познавательную мотивацию в совместной деятельности детей и педагогов;
- содействовать расширению представлений детей об окружающем мире;
- расширять знания детей о русской березе – как символе России;
- создать условия для совместной творческой деятельности детей со взрослыми (родителями и педагогами);
- использовать новые технологии в обучении и развитии детей;
- формировать умения работать в команде;
- развивать коммуникативную компетентность.
- развивать у детей на основе образовательного материала эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
С малых лет нужно воспитывать любовь и уважение к родному городу; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Особенность современных детей в том, что что многие из них не знают, что такое метро. А этот вид транспорта всегда привлекал интерес не только, как средство передвижения, но и как необыкновенный музей под землей. Лучше узнать особенности его работы привело нас к теме проекта.
Проект направлен на изучения прошлого метрополитена, его настоящего, и как оно может выглядеть в будущем. Основная идея проекта - это создание модели станции метро будущего, скоростного, бесшумного поезда метро.
8 декабря 2014 года на Сокольнической линии открылась новая станция «Тропарёво».
Проект начинался с открытия новой станции «Тропарёво» с детского вопроса: «Почему придумали такое украшение станции метро?», неожиданного наблюдения ребенка - «Как здесь шумно, когда едет поезд?»
Придя в детский сад, ребенок поделился своими впечатлениями с друзьями и педагогами. Детям захотелось самим придумать станцию метро будущего.
Дальше вместе с друзьями и взрослыми начинался поиск ответов в окружающем, в книгах, в музейных экспозициях; играли в дидактические игры: «Собери из частей станцию метро», «Отгадай название станции», проводились эксперименты, моделирование; а главное - появлялось желание задавать новые вопросы.
Было проведено исследования, когда и в какой стране было построено первое метро. Как выглядели первые составы поездов.
При помощи сайта Wikipedia.ru было произведено исследование, как выглядит современное метро в Москве.
Среди детей группы было проведено анкетирование по вопросам:
1. Ты ездил на метро?
2. Метро удобный вид транспорта?
3. Будет ли метро в будущем?
4. Как по твоему будет выглядеть метро будущего?
Почти все детей ответили, что метро будет бесшумным и скоростным.
Предложили детям нарисовать станцию метро будущего.
Основная идея проекта – создать самую тихую станцию метро в мире.
Панели, которые будут покрывать стены и потолок станции, предлагается изготовить из шумопоглощающих материалов, чтобы было слышно пение птиц на ней.
Стены и пол выполнены в виде активной навигационной панели на которой меняется картинка природы. Тут основная идея – создание солнечного ощущения на платформе.
Вестибюль, заполненный колоннами в виде берез, превращается в берёзовую рощу. Они же выступают в роли освещения.
Во время городских праздников здесь можно будет проводить концерты.
Была разработана гипотеза, как поезд может достичь максимальной скорости. Вспомнили как проводили эксперимент с магнитами. Решили, что наш поезд будет двигаться с помощью магнитов.
Потом придумали, как может выглядеть скоростной поезд в будущем. Создание модели «Метро будущего»
Проблема с подачей воздуха в вагон будет решена на примере самолета –вагоны будут герметичны и в них будет кондиционирование. В случае возникновения аварии будут выбрасываться кислородные маски.
Выводы:
- Дети овладели умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
- В недалеком будущем мы обязательно будем ездить на таком метро.
- Мы решили продолжить работу над своим проектом и обдумать проблему прочных, красивых, а главное экологически чистых материалов для скоростного метро. Какими они будут мы пока не знаем, но уверены, что это нужное и увлекательное дело.
Ресурсное обеспечение проекта
- Художественная литература для детей: Н.Волкова, В.Волков «Метро. Подземный город, Ф.Дядичев «Москва. Иллюстративный путеводитель для детей и родителей», М.С.Наумов «Под семью холмами. Прошлое и настоящее метро» В.Рождественский «Энциклопедия березовой жизни», А.Прокофьев «Русская березка».
- Картины: А.К.Саврасов «Ранняя весна», И.И.Левитан «Золотая осень», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», А.И.Куинджи «Березовая роща»
- Материалы: коробки, пластиковые бутылки, пенопласт,цилиндры от бумажных полотенец, салфетки, магниты, зеркальная бумага, клей ПВА, картинки из календарей, ветки, гофрированная бумага ,оргстекло, изолента, детали конструктора Лего.
Список используемой литературы
- Н.Е.Веракса,А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008..
- Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова Образовательные проекты в детском саду. –М.: Айрис-пресс, 2008.
- О.С. Докунина, П,Л.Лепе, Т.А.Никитина, И.Ю.Пахомова Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. – М.: Московский центр качества образования, 2013.
- Л.С.Киселева и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения –М.: АРКТИ , 2003.
- И.В.Штанько Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением 2013.
Направление деятельности и интеграция областей
Познание
- Расширение представления о метро, об истории создания, архитектурных особенностях.
- Расширяем интерес обобщенным способом конструирования, учим овладевать логическими операциями: анализ и синтез.
Коммуникация:
- Построение связного рассказа по сюжетной картине или серии картин, использование обобщающих слов, синонимов, антонимов, сравнений.
- Использование речи для планирования действий.
Социализация
- Сюжеты игр затрагивают общественную тематику, следуют установленным нормам и правилам поведения, самостоятельно планируют игру, выстраивают последовательный сюжет.
Безопасность
- Ориентация в транспортных средствах, знакомство с основными правилами поведения на улице и в общественном транспорте.
Художественное творчество
- Рисование, аппликация, ручной труд, конструирование.
Чтение художественной литературы
- Знакомство с художественной литературой по содержанию проекта: о городе, Москве, о метро, о правилах поведения в общественном транспорте, о героях Великой Отечественной войны.