Тема: «Упрощение выражений». 5-й класс

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 5


УМК Виленкин Н.Я.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель деятельности учителя:

  • формировать умение применять распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания при упрощении выражений и решении уравнений и задач;
  • способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
  • формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Регулятивные:

  • способность к организации своей деятельности;
  • способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
  • умение действовать по плану;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • умение адекватно воспринимать отметки и оценки;
  • умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации
  • умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

  • умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
  • умение вступать в диалог;
  • умение договариваться, находить общее решение;
  • уважение к другой точке зрения,
  • умение доказывать свою позицию,
  • согласование усилий по достижению общих целей.

Необходимое учебное оборудование: Компьютер, проектор, экран, учебник по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, лист самооценки, рабочая тетрадь, тест на ПК.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Я хочу начать сегодня наш урок словами великого русского писателя Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием свой мысли…».

Итак, «включаем» свои мысли и начинаем урок.

Прием «Мордашки» (слайд 2) и лист самооценки (слайд 3)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: актуализация знаний и умений, через повторение изученного материала,

1) Повторение

Вспомним: Какими свойствами умножения  пользовались при упрощении выражений?

- Распределительным свойством умножения относительно сложения (вычитания)

- Какое из этих свойств есть «Распределительным свойством умножения относительно сложения»? (Слайд 4)

- Как читается РСУОС?

- Какое из этих свойств есть «Распределительным свойством умножения относительно вычитания»? (слайд 4)?

- Как читается РСУОВ?

2)Устный счет (слайд 5)

3) Тест на ПК

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Устный счет

Внимание на экран. (слайд 6)

Упростите выражение – называете ответ и свойство, которое применили для упрощения выражения.

  1. 14х+6х
  2. m+12m
  3. 10y-2y
  4. 13n-n
  5. 8b+3b-2b
  6. 4t+2t+3

6-й пример нестандартный и вызвал затруднение у учащихся.

IV. Формулировка темы и целей урока

Пять выражений вы упростили, а с 6-м не справились (кто догадался – Молодец!).

Почему вы не смогли упростить последнее выражение?

Вы хотите справиться с этим заданием?

Тогда попытайтесь сформулировать тему нашего урока (слайд 7),

И цель нашего урока:

1) научиться упрощать новые выражения;

2) применять упрощение выражений при решении уравнений и задач, решаемых с помощью уравнений.

V. Объяснение нового материала

Цель: Построение проекта выхода из затруднения.

Обратимся к примеру, который у вас вызвал затруднение.

Назовите слагаемые этой суммы (4t, 2t, 3).

Какие из них можно объединить по какому-то признаку? (4t и 2t, т.к. у них одинаковая буква).

Эти слагаемые содержат одинаковую букву, поэтому их называют подобными.

Для удобства упрощения подобные слагаемые можно подчеркнуть и применить распределительное свойство умножения относительно сложения

4t+2t+3=6t+3

VI. Первичное закрепление

Цель: Организация усвоения знаний.

Самостоятельно упростите выражения:

  1. 9a-5a+17=4a+17
  2. 5x+10+7x+3=12x+13

VII. Графический диктант (слайд 8)

Да ^      Нет -

  1. x+3x+5x=9x
  2. 10y+2y+3=12y+3
  3. 5a+6a+7=18a
  4. 6b-4b+5=10b+5
  5. 3c+2+6c+5=9c+7

Ответ:  ^ ^ -  - ^ (слайд 9)

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте ответы, пользуясь готовыми ответами.

Поставьте себе оценку по количеству «+».

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать. 
Шесть за парту тихо сесть.

VIII. Включение в систему знаний

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Как вы думайте, ребята, где мы можем применять упрощение выражений?

- При решении уравнений и задач.

Решаем №574 (а, б)

а) ++18=178

Какое это уравнение? (сложное)

Что неизвестно?

Что можно сделать с левой частью?

10х+18=178
10х=178-18
10х=160
х=160:10
х=16

Ответ:16

б) 6y-2y+25=65
4y+25=65
4y=65-25
4y=40
y=40:4
y=10

Ответ: 10

Молодцы, ребята, хорошо поработали! А теперь применим наши знания на практике: решение задач с помощью уравнений.

Внимание на экран. (слайд 10) Читаем условия задачи. О чем говорится в задаче?

Что сказано о деревьях хвойной (лиственной) породы?

Сколько всего видов деревьев?

Прочитайте вопрос.

Сколько неизвестных?

Краткая запись условия задачи:

ПАМЯТКА

Запомни!
Обозначай за х то, что требуется найти.
Если в задаче несколько неизвестных, обозначай за х то, что меньше.

Хвойных                  х видов

Лиственных             4х

Всего                         20

Составим уравнение:  х+4х=20

Х=4, 4*4 =16

Ответ: 4 вида и 16 видов

Решим еще одну задачу.

Внимание на экран. (слайд 11) Читаем условия задачи.

О чем говорится в задаче?

Что сказано о домах, расположенных на левой стороне улицы (на правой)?

Что еще известно? (построили 12)

Сколько всего домов? (99).

Прочитайте вопрос.

Что следует обозначать за х в этой задаче? Почему?

Левая

х домов

Правая

2х домов

Построили

12 домов

Стало

(х+2х+12) домов

 

99 домов

Составим и решим уравнение.

х+2х+12=99

Закончите решение задачи самостоятельно.

3х+12=99
3х=99-12
3х=87
х=29

Значит, 29 домов было на левой стороне улицы, а на правой 29*2=58 (домов).

Ответ: 29 домов, 58 домов.

Проверьте решение (слайде 12)

IX. Рефлексия (слайд 14)

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся.

- Какова была цель этого урока?

Попробуйте закончить фразы:

X. Домашнее задание (слайд 15)

Запишите домашнее задание:

1) №9 с. 51 (Р.Т), № 618,

2) Придумать задачу по данной теме и оформить с рисунками на альбомном листе.

3) Собирать листы самооценки.

Слайд 16