УМК Виленкин Н.Я.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель деятельности учителя:
- формировать умение применять распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания при упрощении выражений и решении уравнений и задач;
- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формируемые УУД:
Личностные:
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Регулятивные:
- способность к организации своей деятельности;
- способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
- умение действовать по плану;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- умение адекватно воспринимать отметки и оценки;
- умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:
- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
- умение вступать в диалог;
- умение договариваться, находить общее решение;
- уважение к другой точке зрения,
- умение доказывать свою позицию,
- согласование усилий по достижению общих целей.
Необходимое учебное оборудование: Компьютер, проектор, экран, учебник по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, лист самооценки, рабочая тетрадь, тест на ПК.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Я хочу начать сегодня наш урок словами великого русского писателя Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием свой мысли…».
Итак, «включаем» свои мысли и начинаем урок.
Прием «Мордашки» (слайд 2) и лист самооценки (слайд 3)
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: актуализация знаний и умений, через повторение изученного материала,
1) Повторение
Вспомним: Какими свойствами умножения пользовались при упрощении выражений?
- Распределительным свойством умножения относительно сложения (вычитания)
- Какое из этих свойств есть «Распределительным свойством умножения относительно сложения»? (Слайд 4)
- Как читается РСУОС?
- Какое из этих свойств есть «Распределительным свойством умножения относительно вычитания»? (слайд 4)?
- Как читается РСУОВ?
2)Устный счет (слайд 5)
3) Тест на ПК
III. Выявление места и причины затруднения
Цель: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Устный счет
Внимание на экран. (слайд 6)
Упростите выражение – называете ответ и свойство, которое применили для упрощения выражения.
- 14х+6х
- m+12m
- 10y-2y
- 13n-n
- 8b+3b-2b
- 4t+2t+3
6-й пример нестандартный и вызвал затруднение у учащихся.
IV. Формулировка темы и целей урока
Пять выражений вы упростили, а с 6-м не справились (кто догадался – Молодец!).
Почему вы не смогли упростить последнее выражение?
Вы хотите справиться с этим заданием?
Тогда попытайтесь сформулировать тему нашего урока (слайд 7),
И цель нашего урока:
1) научиться упрощать новые выражения;
2) применять упрощение выражений при решении уравнений и задач, решаемых с помощью уравнений.
V. Объяснение нового материала
Цель: Построение проекта выхода из затруднения.
Обратимся к примеру, который у вас вызвал затруднение.
Назовите слагаемые этой суммы (4t, 2t, 3).
Какие из них можно объединить по какому-то признаку? (4t и 2t, т.к. у них одинаковая буква).
Эти слагаемые содержат одинаковую букву, поэтому их называют подобными.
Для удобства упрощения подобные слагаемые можно подчеркнуть и применить распределительное свойство умножения относительно сложения
4t+2t+3=6t+3
VI. Первичное закрепление
Цель: Организация усвоения знаний.
Самостоятельно упростите выражения:
- 9a-5a+17=4a+17
- 5x+10+7x+3=12x+13
VII. Графический диктант (слайд 8)
Да ^ Нет -
- x+3x+5x=9x
- 10y+2y+3=12y+3
- 5a+6a+7=18a
- 6b-4b+5=10b+5
- 3c+2+6c+5=9c+7
Ответ: ^ ^ - - ^ (слайд 9)
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте ответы, пользуясь готовыми ответами.
Поставьте себе оценку по количеству «+».
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
VIII. Включение в систему знаний
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
Как вы думайте, ребята, где мы можем применять упрощение выражений?
- При решении уравнений и задач.
Решаем №574 (а, б)
а) 3х+7х+18=178
Какое это уравнение? (сложное)
Что неизвестно?
Что можно сделать с левой частью?
10х+18=178
10х=178-18
10х=160
х=160:10
х=16
Ответ:16
б) 6y-2y+25=65
4y+25=65
4y=65-25
4y=40
y=40:4
y=10
Ответ: 10
Молодцы, ребята, хорошо поработали! А теперь применим наши знания на практике: решение задач с помощью уравнений.
Внимание на экран. (слайд 10) Читаем условия задачи. О чем говорится в задаче?
Что сказано о деревьях хвойной (лиственной) породы?
Сколько всего видов деревьев?
Прочитайте вопрос.
Сколько неизвестных?
Краткая запись условия задачи:
ПАМЯТКА Запомни! |
Хвойных х видов
Лиственных 4х
Всего 20
Составим уравнение: х+4х=20
Х=4, 4*4 =16
Ответ: 4 вида и 16 видов
Решим еще одну задачу.
Внимание на экран. (слайд 11) Читаем условия задачи.
О чем говорится в задаче?
Что сказано о домах, расположенных на левой стороне улицы (на правой)?
Что еще известно? (построили 12)
Сколько всего домов? (99).
Прочитайте вопрос.
Что следует обозначать за х в этой задаче? Почему?
Левая | х домов |
Правая |
2х домов |
Построили |
12 домов |
Стало |
(х+2х+12) домов |
|
99 домов |
Составим и решим уравнение.
х+2х+12=99
Закончите решение задачи самостоятельно.
3х+12=99
3х=99-12
3х=87
х=29
Значит, 29 домов было на левой стороне улицы, а на правой 29*2=58 (домов).
Ответ: 29 домов, 58 домов.
Проверьте решение (слайде 12)
IX. Рефлексия (слайд 14)
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся.
- Какова была цель этого урока?
Попробуйте закончить фразы:
X. Домашнее задание (слайд 15)
Запишите домашнее задание:
1) №9 с. 51 (Р.Т), № 618,
2) Придумать задачу по данной теме и оформить с рисунками на альбомном листе.
3) Собирать листы самооценки.
Слайд 16