Формирование педагогической ИКТ-компетентности у учителей начальных классов в рамках проекта «Московская электронная школа»

Разделы: Информатика, Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Урок с использованием электронного учебника, Руководство учебным проектом

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: МЭШ, ИКТ-компетентность


Современный мир стремительно развивает науку и технику, в частности, возникают новые информационные технологии, которые коренным образом реорганизуют жизнь социума. В наше время довольно трудно представить область человеческой деятельности, где бы ни использовались вычислительная техника. Компьютеры делают многое: заполняют досуг и облегчают труд человека, считают, пишут, открывают путь к общению со всем миром, а также умеют хранить информацию. Благодаря компьютеру мы можем создавать художественные произведения, музыку, снимать фильмы и многое другое. Компьютер может выступать в роли научного инструмента или же бытовой техники, а навыками работы с ним должен овладеть каждый. И преобразования окружающего мира продолжаются, причем их темпы столь высоки, что каждому современному человеку в своей жизни необходимо постоянно учиться, многократно переучиваться, осваивать новые специальности. Необходимым условием для жизни в современном высокотехнологичном мире становится владение различными видами компетентностей, одной из важнейших среди которых является ИКТ-компетентность – компетентность «в области использования информационно-коммуникационных технологий» (ФГОС ООО, ст. 10) [6]. Вопросам, связанным с формированием ИКТ-компетентности, посвящены исследования многих отечественных ученых (Т.А.Лавина, Л.Л.Босова и др.)

Для того чтобы в необходимой мере сформировать ИКТ-компетентность требуется продолжительный период времени; процесс её формирования будет эффективнее, если приступать к нему уже с начального звена общеобразовательной школы. Тем более, что в распоряжении современного учителя начальных классов имеется не только компьютер и проектор; в оборудование кабинета в начальной школе входят: мобильные компьютеры для учеников, интерактивная доска, цифровые микроскопы, фотоаппараты, видеокамеры и многое другое из средств новейших технологий. В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) формирование ИКТ-компетентности выпускника начальной школы заявлено как метапредметный образовательный результат [2]. Теоретические вопросы, касающиеся формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, раскрыты в работах О.П.Осиповой, И.В.Роберт и др.

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения впервые в метапредметных результатах учащихся указывается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, как одной из компетенций, которую начальная школа должна дать своим выпускникам. В этом документе указаны требования к использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных и коммуникативных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием компьютера [1].

С 1 сентября 2016 года, при помощи проекта «Московская электронная школа», в шести пилотных школах столицы создается совершенно новая информационная среда. Здесь каждый урок по-своему уникален, а каждый учитель говорит с учениками на одном языке. Понятно, доступно, а главное – интересно. Вместо учебников – планшеты, а обычный дневник заменили электронным. Каждый кабинет оснащён по последнему слову техники – интерактивная доска, интерактивные столы, планшеты у каждого ученика [4].

Главными элементами системы «Московская электронная школа» (далее МЭШ) — это библиотека электронных материалов, а также электронный журнал и дневник, которые используются не первый год, но благодаря платформе МЭШ у них появилось больше возможностей.

«Московская электронная школа» — это объединение образовательной деятельности и информационных технологий. Данное слияние заметно улучшает процесс обучения учащихся, повышает их интерес и возможности. Также, создаётся информационная среда для продуктивной работы сотрудников школы.

В связи с этим современный учитель начальной школы должен планировать свою работу так, чтобы как можно шире включать средства ИКТ в учебный процесс, формировать и развивать пользовательские навыки у обучающихся в учебной деятельности по всем предметам [3]. И это при том, что в методических пособиях по этим предметам пока что таких рекомендаций нет или они минимальны.

Основываясь на вышесказанном, следует вывод, что среди различных задач учителя одной из самых важных выступает организация условий учебного процесса, в которых учащиеся смогут раскрыть свои способности, будучи еще в младших классах. Также, живя в эпоху цифровых технологий, перед нами стоит важнейшая задача, смысл которой в том, чтобы сформировать детей информационно-коммуникационную компетентность. Важной необходимостью является то, что ИКТ-компетентность педагога и ученика значимый аспект в учебном процессе, и он не должен выражаться только в формировании компьютерной грамотности.

Следовательно, можно считать, что преимущество среди направлений новых образовательных стандартов, необходимо нацелить на развитие ИКТ - грамотности и ИКТ-компетентности, в которую входит применение цифровых технологий, средства сети для получения доступа к информации и для управления ею.

ИКТ-компетентность обучающегося заключается в его способности использовать информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией при решении учебных задач, в процессе самостоятельной познавательной деятельности, жизни и труда в современном высокотехнологичном обществе.

Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности педагога. В современном информационном обществе особую роль играет компетентность педагога в области информационных и коммуникационных технологий, или ИКТ-компетентность (информационная коммуникационно-технологическая компетентность) [5].

Проанализируем сформированность ИКТ-компетентности учителей начальной школы ГБОУ Школа № 49 города Москвы и их знания и умения при работе с платформой МЭШ, которая была внедрена в данную организацию в сентябре 2017 года. В каждом классе данной школы имеется портативный компьютер, проектор и интерактивная доска.

В результате проведенного исследования педагогических работников данной школы, в котором приняли участие 10 учителей, все из них положительно относятся к использованию информационных технологий в процессе обучения. Также, выявились следующие факты:

  • 88% респондентов применяют в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии;
  • 40% респондентов применяют информационно-коммуникационные технологии повседневно;
  • 30% респондентов используют в учебном процессе библиотеку МЭШ.

В ходе исследования учителям было предложено оценить от 0 до 5 баллов возможности информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Результаты показали:

  • 76% ответов направлены на предпочтение использования ИКТ как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках;
  • 50% ответов показали, что учителя активно используют Интернет-ресурсы для обмена опытом среди педагогов;
  • 18% ответов за то, что необходимо применять ИКТ только во время внеурочной деятельности;
  • 73% ответов говорят о том, что работа с библиотекой МЭШ вызывают трудности, ввиду незнания возможностей данной платформы.

На сегодняшний день МЭШ — это объёмный и информативный ресурс для учителей, учеников и родителей. В библиотеке проекта находится более 70 тысяч электронных сценариев уроков, разработанные учителями, которые и являются главными участниками пополнения данного ресурса электронными материалами.

В связи с тем, что данный проект является довольно молодым, при его внедрении в образовательную организацию следует проводить ознакомление педагогов с его полным функционалом. Для работы на платформе МЭШ, также необходимо сформировать ИКТ-компетентность. В образовательных организациях полезно и нужно организовать внутришкольные курсы для практики учителей по применению ИКТ в учебном процессе. Проводить данные занятия могут педагоги-инициаторы, выбранные школьным советом, которые будут включать в свои занятия рассмотрение следующих аспектов:

  • представление педагогов о функционировании персонального компьютера и дидактических возможностях технического средства;
  • знание методических основ, для подготовки материалов при помощи технических средств;
  • умение использования сети интернет, для работы с цифровыми образовательными ресурсами и применении их в учебном процессе;
  • формировать положительный настрой учителей по работе с ИКТ, поддерживать позитивную атмосферу среди педагогов;
  • практиковать навыки по работе с информационными технологиями во время учебного процесса;
  • организовывать открытые уроки среди учителей для отработки теоретических знаний по работе с библиотекой МЭШ.

Формирование и развитие ИКТ-компетентности включает в себя становление и развитие общей, предметной и общепользовательской ИКТ-компетентности.

Основные элементы ИКТ-компетенции определяются в соответствии со следующими направлениями деятельности:

  • обращение с устройствами ИКТ;
  • фиксация и обработка изображений и звуков;
  • поиск и организация хранения информации;
  • создание письменных сообщений;
  • создание графических объектов;
  • создание музыкальных и звуковых объектов;
  • восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов;
  • анализ информации, математическая обработка данных в исследовании;
  • моделирование, проектирование и управление;
  • коммуникация и социальное взаимодействие; информационная безопасность.

Для организации деятельности, направленной на формирование ИКТ-компетентности, учитель может использовать существующие учебники и учебные пособия, готовить задания самостоятельно.

При внедрении в образовательный процесс проекта «Московская электронная школа», в отдельных образовательных организациях, уровень качества усвоения учащимися учебного материала повысился на 15%.

При организации учебного процесса с использованием средств ИКТ необходимо руководствоваться соответствующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности педагога. В современном информационном обществе особую роль играет компетентность педагога в области информационных и коммуникационных технологий, или ИКТ-компетентность (информационная коммуникационно-технологическая компетентность).

Список литературы

  1. Баймаганбетова, Айгерим Прмановна. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс школы: магистерская диссертация : 050100 / Баймаганбетова Айгерим Прмановна; [Место защиты: Омский гос. педаг. ун-т]. – Омск, 2014. – 70 с.
  2. Городской методический центр. Актуальный ФГОС НОО / URL:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html
  3. Контент-платформа Pandia. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2014 год. URL: http://pandia.ru/text/78/387/18864.php
  4. Московская электронная школа [Электронный ресурс] URL: http://mes.mosmetod.ru/
  5. Осипова, Ольга Петровна. Формирование информационной коммуникационно-технологической компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Осипова Ольга Петровна ; [ Место защиты: Челябинский инст. переподготовки и повышения квалификации работников образования]. – Челябинск,2007. – 167 с.
  6. Формирование ИКТ-компетентности / [Электронный ресурс] URL: http://kuhta.clan.su /MO_OBJ/formirovanie_ikt kompetentnosti_uchashhikhsja_i_in.pdf