Программные задачи:
- Создать условия для очистки воды разными фильтрами;
- Формировать у детей умение высказывать гипотезу и получать результат;
- Воспитывать любознательность, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.
Планируемый результат: умение детей знать применение фильтров для очистки воды в окружающей действительности.
Методы и приемы: поисковые, практические, игровые, словесные, наглядные.
Наглядные средства обучения: ёмкость с грязной водой, различные фильтры (из бумаги, салфеток и ватных дисков, воронки и стаканчики по количеству детей, презентация по теме, модель фильтра.
Словарная работа:
- Обогащение словаря: фильтрование, фильтр, лаборатория, исследователь.
- Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная.
- Предварительная работа: опыты и эксперименты по изучению свойств воды, чтение стихотворения «Что случилось с рекой», загадки о воде, разучивание стихов, пословиц и поговорок о воде, дидактическая игра «Береги планету», подготовка атрибутов.
Ход занятия
I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Скажите, а чего на Земле больше, суши, или воды?
Дети: Воды.
Воспитатель: давайте с вами отправимся на реку. Смотрите, сейчас весна, а речка выглядит необычно, что необычного в реке? Почему?
Дети: На реке нет льда. Лед тает.
Воспитатель: Ребята, это Фея Воды, она попала в беду.
Её пруд превратился в болото, растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели. Она просит нас ему помочь.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Фее?
Дети: Да, хотим помочь.
Воспитатель: А чтобы ему помочь, нам нужно найти способы очистки воды в водоеме.
- Поиграем в игру: «Какая бывает вода?». Вы будете передавать капельку воды по кругу, и называть разные свойства воды.
Ответы детей (прозрачная, жидкая, без запаха, бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, на морозе превращается в лёд, при нагревании испаряется).
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно назвали разные свойства воды. А вы не забыли, о чём нас просила Фея?
Дети: Помочь очистить её пруд.
Воспитатель: Ребята, давайте, посмотрим, почему вода в пруду такая грязная? Скажите, ребята, почему такая грязь в воде? Можно ли выбрасывать мусор в воду?
Дети: Мусор выбрасывать нужно только в урну.
Воспитатель: Посмотрите, какая грязная вода в пруду? Как вы думаете, можно ли жить в такой воде?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: А почему нельзя?
Дети: Ничего не видно, дышать тяжело и т. д.
Воспитатель: Да, я тоже думаю, что водным жителям тяжело жить в такой воде.
Ребята, давайте с вами поиграем:
Воспитатель: А как мы сможем им помочь?
Дети: Убрать мусор из пруда, очистить пруд от грязи.
Воспитатель: Как вы думаете, вода станет чистой? (нет) Подумайте, что еще можно сделать, чтобы вода стала чистой?
Слайд 7
Дети: Профильтровать воду.
Воспитатель: Правильно, одним из способов очистки воды является фильтрование.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое фильтр? (прибор для очистки воды). На столе разложены разные фильтры. Вы можете выбрать тот, который считаете нужным для фильтрования грязной воды.
Воспитатель: В нашей лаборатории мы попробуем очистить воду с помощью разных фильтров и узнаем, какой из них лучше очищает воду.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Правильно, сейчас я покажу вам фильтр-кувшин. Через него пропускают воду в домах, а на картинке фильтр для очистки воды на очистительном заводе. Но во везде используется уголь. Вот посмотрите,, как выглядит промышленный фильтр. (Дети рассматривают угольный стержень для фильтра).
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Воспитатель: Молодцы, вы очистили воду разными фильтрами. А вы не забыли, кого мы должны научить очищать воду?
Дети: Фею воды.
II. Играем в игру «Расскажи, как ты поступишь?»
Нужно рассказать о своих действиях, если вы оказались в лесу, далеко от дома, вам хочется пить, а питьевой воды нет (профильтровать грязную воду, используя тот материал, который оказался под рукой).
А можно ли такую воду пить? (для питья, такую воду надо обязательно прокипятить).
Воспитатель: Мы справились с заданием?
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.
III. Рефлексия
- О чём нас просила Фея воды?
- Мы помогли ей?
- А что нам помогло в этом?
- Чему мы научились в лаборатории?
- Какие способы фильтрации вы запомнили?
- Какой способ оказался самым лучшим?
- А кого вы дома научите фильтровать грязную воду?
- Мы справились с заданием?
Воспитатель:
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Дети:
Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.