Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Опыты с водой – очистка воды»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Программные задачи:

  • Создать условия для очистки воды разными фильтрами;
  • Формировать у детей умение высказывать гипотезу и получать результат;
  • Воспитывать любознательность, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.

Планируемый результат: умение детей знать применение фильтров для очистки воды в окружающей действительности.

Методы и приемы: поисковые, практические, игровые, словесные, наглядные.

Наглядные средства обучения: ёмкость с грязной водой, различные фильтры (из бумаги, салфеток и ватных дисков, воронки и стаканчики по количеству детей, презентация по теме, модель фильтра.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: фильтрование, фильтр, лаборатория, исследователь.
  • Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная.
  • Предварительная работа: опыты и эксперименты по изучению свойств воды, чтение стихотворения «Что случилось с рекой», загадки о воде, разучивание стихов, пословиц и поговорок о воде, дидактическая игра «Береги планету», подготовка атрибутов.

Ход занятия

I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Скажите, а чего на Земле больше, суши, или воды?

Дети: Воды.

Воспитатель: давайте с вами отправимся на реку. Смотрите, сейчас весна, а речка выглядит необычно, что необычного в реке? Почему?

Дети: На реке нет льда. Лед тает.

Воспитатель: Ребята, это Фея Воды, она попала в беду.

Её пруд превратился в болото, растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели. Она просит нас ему помочь.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Фее?

Дети: Да, хотим помочь.

Воспитатель: А чтобы ему помочь, нам нужно найти способы очистки воды в водоеме.

- Поиграем в игру: «Какая бывает вода?». Вы будете передавать капельку воды по кругу, и называть разные свойства воды.

Ответы детей (прозрачная, жидкая, без запаха, бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, на морозе превращается в лёд, при нагревании испаряется).

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно назвали разные свойства воды. А вы не забыли, о чём нас просила Фея?

Дети: Помочь очистить её пруд.

Воспитатель: Ребята, давайте, посмотрим, почему вода в пруду такая грязная? Скажите, ребята, почему такая грязь в воде? Можно ли выбрасывать мусор в воду?

Дети: Мусор выбрасывать нужно только в урну.

Воспитатель: Посмотрите, какая грязная вода в пруду? Как вы думаете, можно ли жить в такой воде?

Дети: Нет, нельзя.

Воспитатель: А почему нельзя?

Дети: Ничего не видно, дышать тяжело и т. д.

Воспитатель: Да, я тоже думаю, что водным жителям тяжело жить в такой воде.

Ребята, давайте с вами поиграем:

Воспитатель: А как мы сможем им помочь?

Дети: Убрать мусор из пруда, очистить пруд от грязи.

Воспитатель: Как вы думаете, вода станет чистой? (нет) Подумайте, что еще можно сделать, чтобы вода стала чистой?

Слайд 7

Дети: Профильтровать воду.

Воспитатель: Правильно, одним из способов очистки воды является фильтрование.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое фильтр? (прибор для очистки воды). На столе разложены разные фильтры. Вы можете выбрать тот, который считаете нужным для фильтрования грязной воды.

Воспитатель: В нашей лаборатории мы попробуем очистить воду с помощью разных фильтров и узнаем, какой из них лучше очищает воду.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Правильно, сейчас я покажу вам фильтр-кувшин. Через него пропускают воду в домах, а на картинке фильтр для очистки воды на очистительном заводе. Но во везде используется уголь. Вот посмотрите,, как выглядит промышленный фильтр. (Дети рассматривают угольный стержень для фильтра).

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Воспитатель: Молодцы, вы очистили воду разными фильтрами. А вы не забыли, кого мы должны научить очищать воду?

Дети: Фею воды.

II. Играем в игру «Расскажи, как ты поступишь?»

Нужно рассказать о своих действиях, если вы оказались в лесу, далеко от дома, вам хочется пить, а питьевой воды нет (профильтровать грязную воду, используя тот материал, который оказался под рукой).

А можно ли такую воду пить? (для питья, такую воду надо обязательно прокипятить).

Воспитатель: Мы справились с заданием?

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

III. Рефлексия

- О чём нас просила Фея воды?

- Мы помогли ей?

- А что нам помогло в этом?

- Чему мы научились в лаборатории?

- Какие способы фильтрации вы запомнили?

- Какой способ оказался самым лучшим?

- А кого вы дома научите фильтровать грязную воду?

- Мы справились с заданием?

Воспитатель:

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Дети:

Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.